Развитие монологической речи слабослышащих учащихся
статья на тему

Колотеева Валерия Алексеевна

В данной статье рассматриваются особенности монологической речи слабослышащих учащихся(школа II вида) и приемы работы для её формирования на уроках по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колотеева В.А.

Развитие монологической речи слабослышащих учащихся

Современный этап развития сурдопедагогики характеризуется усилением внимания к проблеме совершенствования системы обучения и воспитания детей с недостатками слуховой функции, а особенно к проблеме развития связной монологической речи. Это обусловлено, во-первых, тем, что развитие связной речи школьников с нарушениями слуха является одним из наиболее важных факторов успешности обучения ребенка в школе, а, во-вторых, тем, что для успешной адаптации ребенка с нарушениями слуха в социум у него должны быть сформированы навыки связной речи.

Связную монологическую речь в своих исследованиях рассматривали Л.С. Выготский, Л.П. Якубинский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.П. Глухов и другие.

По данным ученых, связная речь является одним из самых сложных видов речевого общения. По своей структуре монологическая речь является развернутой, логически связанной и законченной, композиционно и грамматически оформленной, в ней  используются сложные синтаксические конструкции, которые требуют строгого отбора лексических средств. Монологические высказывания обязательно предварительно планируются, базируются  на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности. В свою очередь, связная речь влияет на развитие логического мышления и словесно-логической памяти.

Школьники, которые обладают развитой связной монологической речью, могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, логично и развернуто писать изложения и сочинения.

Однако формирование и развитие связной монологической речи  у детей и при сохранном слухе – это изначально сложный процесс, который значительно усложняется при нарушенной слуховой функции.

Изучением особенностей монологической речи слабослышащих детей занимались такие авторы, как С.А.Зыков, Р.М.Боскис, К.Г.Коровин, А.Г.Зикеев, Л.П.Носкова и другие.

Значительные трудности в овладении навыками монологической речи у детей с нарушениями слуха обусловлены основным дефектом и являются вторичными. Вследствие того, что у слабослышащего ребенка восприятие речи окружающих искажено, нарушаются и основные компоненты речи: фонетико-фонематический, лексический, грамматический; недостаточно сформированы как произносительная, так и семантическая  стороны речи. Наличие у слабослышащих школьников вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Такие исследователи, как Ф.Ф. Рау, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и другие, отмечают трудности овладения монологической речью слабослышащим ребенком обычным путем, на основе слухового ее восприятия и подражания. Именно поэтому в обучении слабослышащих детей речи значительное место отводится формированию навыков построения связных монологических высказываний.

Особенности устной монологической речи слабослышащих школьников:

- наличие стойких грамматических ошибок;

- неточное понимание значений некоторых слов;

- неточное понимание текстов и высказываний в целом;

- бедность словарного запаса;

- искажение просодического компонента речи.

Все эти ошибки необходимо корректировать в процессе работы над развитием устной монологической речи.

Задача, которая стоит перед учителем школы слабослышащих и решается на уроках по развитию речи, заключается в том, чтобы формировать, корректировать и совершенствовать навыки самостоятельной связной речи в устной и письменной форме на протяжении всего обучения в школе. Решение этой задачи предусматривает следующие направления работы: накопление и активизация словарного запаса, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционно-логической правильности.

Обучение монологической речи в ее устной форме связано, прежде всего, с тематическими беседами. Эти беседы являются соединением диалога и монолога: задается вопрос, который требует, как правило, развернутого ответа в виде монологического высказывания.

Беседы всегда встраиваются в определенную тему, составляя ее часть. В рамках темы они основываются на содержании картинки или серии картинок, а также на впечатлениях, наблюдениях, воспоминаниях самих детей. Предмет беседы непременно должен быть близок интересам и личному опыту ребенка, например: «Экскурсия в Эрмитаж», «Что я делал в выходной день», «Мой дедушка на войне», «Наши планы на лето» и др. Только при соблюдении этого условия у него возникнет мотив к речи.

Наряду с беседами обучение устной монологической речи осуществляется в форме рассказов — развернутых речевых высказываний, содержательно обусловленных темой, в которую они включены.

От коротких связных устных сообщений учащиеся переходят к повествованию, представляющему собой один из типичных видов монологической речи. В нем констатируются факты, события, явления, их последовательность во времени, причины и следствия. Начинают с рассказа о ряде последовательно произведенных действий (по наглядным ситуациям, личному опыту, сериям картин). Выполняются, в частности, упражнения с деформированным текстом, отдельные предложения которого надо соотнести с картинами сюжетной серии, с дополнением текста или восполнением в нем пропущенных фраз. Более сложными являются упражнения, в которых рассказ составляется по опорным словам, словосочетаниям, вопросам и картинам. Дети учатся также пересказу сообщений учителя.

По мере овладения элементарными видами повествования учащиеся тренируются в составлении рассказов об экскурсиях, прогулках, наблюдениях, выполненных практических работах. Такие повествования обсуждаются, планируются коллективно, оформляются учащимися постепенно, в процессе беседы.

Речевые задачи состоят в том, чтобы учить детей связности устных монологических высказываний. Под этим понимается умение объединять предложения в текст, не нарушая причинно-следственных и временных связей, умение использовать связочные слова и другие грамматические средства, придающие тексту структурно-смысловое единство, умение отбирать слова и грамматические формы, наиболее точно и полно передающие мысли говорящего.

В содержание работы по развитию связной речи входит обучение планированию развернутого речевого высказывания. Вначале обучения дети рассказывают по готовому плану, затем по плану, коллективно составленному всем классом, и уже в средней школе самостоятельно составляют план предстоящих устных рассказов.

Таким образом, следует подчеркнуть необходимость специального обучения слабослышащих школьников монологической речи, вследствие того, что этот вид речи наиболее сложен для овладения детьми с нарушениями слуха. Анализ теоретической литературы позволил выявить ряд специфических особенностей развития монологической речи слабослышащих детей: бедность словаря, неточность употребления слов, наличие аграмматизмов, неумение планировать и логически строить связные высказывания. Только под руководством учителя у ребенка с нарушениями слуха будут формироваться навыки правильного речевого высказывания: связность, осмысленность, последовательность, правильность употребления грамматических конструкций. Обучение устной монологической речи необходимо, так как в процессе формирования речи у детей развиваются необходимые для жизни навыки коммуникации, пополняется словарь, совершенствуются мыслительные операции (анализ и синтез).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения

Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка  с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...

Развитие монологической речи учащихся по английскому языку в режиме профильной школы

Перспективные направления интенсификации обучения монологической речи учащихся с учетом актуальности данной проблемы....

Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"

Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....

Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.

Работа над умением строить монолог, отвечать на вопросы , давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы и т. д....

Развитие монологической речи учащихся

В статье представлены приёмы формирования монологической речи учащихся....