урок СБО в 6 классе "Что такое телеграмма?"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chto_taoke_telegramma_6_klass.doc46 КБ
Файл telegramma_1_chast.pptx1.85 МБ
Файл telegramma_2_chast.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

БОУ СМР «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа YIII вида»

Урок СБО в 6 классе

«Что такое телеграмма?».

                                      Учитель: Треничева Г.Е.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о

                                  телеграмме.

Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство обучающихся с таким видом связи как телеграмма.
  2. Сформировать у детей представление о сходстве письма и телеграммы, а также их отличии.
  3. Познакомить с правилами составления текстов телеграмм.
  4. Формировать умение составлять текст телеграмм.
  5. Развивать умение выделять в тексте самое главное.
  6.  Закреплять знаний о средствах и видах связи.
  7.  Корректировать мышление, память, внимание обучающихся.

 

          Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; у

                                                   каждого ученика – «Правила написания

                                                   телеграммы»; карточки с названиями основных

                                                   средств и видов связи; отрывок с текстом

                                                   письма; чистый бланк телеграммы.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

- Учитель приветствует детей.

  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что люди делают каждый день? (общаются) «Общение» - казалось бы, какое простое слово! В процессе общения мы можем передавать друг другу информацию; можем обмениваться действиями; а можем испытывать переживания, выражать симпатию. А нужно ли людям общение? Для чего? (узнавать что-то новое, развиваться). Может ли человек прожить без общения? Да, действительно, без общения, например, со взрослыми ни один новорожденный не превратился бы в того, кем он является сейчас. Многие пожилые люди без общения становятся одинокими. Поэтому общаться нужно постоянно.

        Для этого людям нужны средства связи. Давайте вспомним современные средства связи (дети, у которых на партах есть таблички с названиями средств связи, выходят к доске и выстраивают схему)

Как с помощью этих средств связи люди общаются друг с другом? (опять к доске выходят дети, у которых на партах есть таблички с названиями видов связи. Эти ребята дополняют схему на доске)

Средства связи.

Почта                                  Телефон                                Компьютер

                  Телеграмма      Разговор

Письмо                                                 SMS          Электронные письма

Учитель: Молодцы! Вспомнили основные средства и виды связи. А что еще кроме писем и телеграмм можно отправить почтой? (посылки, бандероли, переводы). Почему письмо Ваньки Жукова не дошло до дедушки?(он не указал адреса). Давайте вспомним, что мы должны написать на конверте, чтобы письмо дошло до адресата? (макет конверта на слайде: адрес отправителя; адрес того, кому пишем; почтовый индекс адресата). Для чего нужно писать индекс?

Постановка проблемы:  Еще не так давно люди отправляли письма с помощью голубей. Теперь все общаются с помощью сотовых телефонов и компьютеров. А как же быть, например, бабулям в далеком селе, у которых нет сотового телефона и, тем более ПК, когда им нужно срочно передать другому важное сообщение? Куда идти бабуле, что отправить? Правильно, бабушка должна идти на почту и отправлять телеграмму.

3.Изучение нового материала.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Что такое телеграмма?»(слайд, дети записывают тему урока в тетради)

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое телеграмма; выясним, чем же телеграмма похожа на письмо, а  чем отличается; познакомимся с правилами написания телеграммы; попробуем сами составить текст телеграммы и записать его на телеграммном бланке.

Когда люди пишут друг другу письма, то сообщают очень красочно и подробно, что с ними произошло, как они живут. Давайте вспомним, что писал Ванька Жуков в своем письме дедушке? (слайд с отрывком письма, учитель зачитывает отрывок)

Что же такое телеграмма? Ответить на этот вопрос вы попытаетесь сами, прослушав песню «Телеграмма» (дети слушают песню «Телеграмма» в исполнении группы «Веселые ребята») 

Телеграмма – это тоже текстовое сообщение, но, в отличие от письма, очень быстрое, краткое и точное. Телеграмма отправляется или на простом бланке, или на художественном бланке. Телеграммы бывают срочные (доставляются в течение 4 часов) и простые (в течение 8-12 часов).

Телеграммы передаются, как правило, по проводам с помощью телеграфа. Первые электрические телеграфы появились в Европе в конце XVIII — начале XIX века.

Когда-то принято было посылать телеграммы по случаю важных событий, а в случаях любви — телеграммы романтического содержания.

В настоящее время телеграмма потеряла свою актуальность ввиду появления множества более удобных альтернативных средств связи (сотовых телефонов, компьютеров).

Почта России по-прежнему оказывает услуги передачи телеграмм.

Чтобы отправить телеграмму, нужно научиться составлять ее текст.

Вот  другой отрывок из письма, в котором люди поздравляют с наступающими праздниками: Милая наша Варенька! Поздравляем тебя с наступающим  Днем 8 Марта! Желаем крепкого здоровья, огромного счастья. Ждем тебя летом в гости. Целуем, Ивановы.

Сосчитайте, пожалуйста, сколько слов в этом отрывке? (22 слова).Теперь попробуем из этого текста составить более короткий. Для этого познакомимся с правилами написания телеграммы (они на партах у каждого)

Зачитайте первое правило. Текст пишется очень кратко, потому что в телеграмме за каждое слово, даже маленькое (предлог) берут деньги. Отсюда и второе правило: все предлоги и знаки препинания внутри предложения пропускаются.

(далее идет коллективная работа с текстом письма о Вареньке, дети прямо в тексте зачеркивают лишние слова красным цветом. Работа идет по каждому предложению)

Получился текст телеграммы: Варенька! Поздравляем  8 Марта! Здоровья счастья. Ждем гости. Ивановы.

Сколько слов в тексте телеграммы  у нас получилось? (9)

Теперь нам нужно этот текст написать на чистом бланке (бланк на слайде). Что еще кроме текста мы должны написать в бланке, чтобы телеграмма дошла до адресата? (адрес) : 162134, Сокол Вологодской  области, ул.Советская 34. Чистяковой Варваре

Написали адрес, теперь пишем сам текст. Теперь на бланке пишется фамилия и адрес отправителя, за него деньги не берутся.

Вывод: Ну, что, составлять текст телеграммы – простая работа? Думаю, что нет. Ведь нужно не ошибиться и выбрать только самые главные слова. Вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем. И в этом нам поможет один из современных видов связи. Какой? Отгадайте.

Когда порою одиноко —

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалёка

Тебе подарит... (Телефон).

   4. Физминутка.

Идет физминутка, дети под музыку повторяют движения, которые видят на экране.

   5. Практическая работа «Составление текста телеграммы».

Учитель: Сейчас  вы  попробуете составить текст телеграммы, а затем заполните бланк. Для начала вспомним правила составления телеграммы: исключить все лишние слова и все предлоги.

Учитель: У каждого на партах есть конверт с набором слов. Задача: выбрать нужные и составить текст телеграммы. Адреса получателя также находится в конверте (файле).

(самые слабые ученики получают задание списать текст с адресом на бланк)

Учитель в ходе работы проверяет составление текстов, помогает тем, кому трудно. Далее дети записывают телеграммы на чистых бланках. Оценка результатов.

   6. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Письмо и телеграмма. Сходство и различия».

   7. Рефлексия.

- О чем говорили на уроке?

- Для чего нужна телеграмма?

- Чем телеграмма отличается от письма?

=Письмо, телеграмма, телефон компьютер – всё это средства общения людей.

= Общайтесь друг с другом! Не жалейте времени, чтобы поздравить близких и друзей, чтобы поддержать их в трудную минуту, и тогда вас тоже никто не забудет. Спасибо всем за работу! Урок закончен. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение

Слайд 2

Средства связи

Слайд 5

Что такое телеграмма ? Телеграмма – это краткое текстовое сообщение.

Слайд 6

ПИСЬМО ТЕЛЕГРАММА Текстовое сообщение подробное яркое красочное Текстовое сообщение краткое точное

Слайд 7

Телеграмма простая срочная (8-12 ч) (4 ч)

Слайд 8

Милая наша Варенька! Поздравляем тебя с наступающим Днем 8 Марта! Желаем крепкого здоровья, огромного счастья. Ждем тебя летом в гости. Целуем, Ивановы. Варенька! Поздравляем 8 Марта! Здоровья счастья. Ждем гости. Ивановы. 162134 С ОКОЛ Вологодской области Советская 34-5 Чистяковой Варваре


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 12

А теперь попробуем написать телеграмму самостоятельно)))

Слайд 13

Общение с людьми продлевает жизнь)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.

Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и ...

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

урок по теме "Что такое функция"

Второй урок по теме. Содержит отработку навыков по изученным понятиям....

Урок на тему: "Кто такой солист?"

Урок музыки в 1 классе...

План урока по теме: Что такое функция.

Урок содержит определение что называется функцией, способы её задания и подробные решения примеров....

Презентация "Урок-импровизация". Что это такое?

Понятие "урок-импровизация" стало знакомо учителям, участвующим в различных конкурсах педагогического мастерства. Это особое конкурсное задание, позволяющее выйти за рамки предмета на уровен...

Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»

Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми.  В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...