Использование элементов театрального искусства на уроках чтения.
статья по теме

 

 

Использование элементов театрального искусства на уроках чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паняева М. А.

учитель русского языка и литературы

ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа-интернат»

Использование элементов театрального искусства на уроках чтения.

На протяжении нескольких десятилетий педагогическая наука и практика пытаются разрешить проблему гармонического развития личности ребенка. И сегодня она не потеряла своей актуальности.

 Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус.

Творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, живое приобщение к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое воспитание их в контексте всей мировой культуры – вот единственно возможный путь воспитания нового поколения интеллигенции и реального подъема культурного уровня всей нации в целом.

  Положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если воспитуемый встречается с явлениями искусства, художественными идеями и образами  и если оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения человека.

Литература является предметом фундаментальным в школе, имеющим эстетическую направленность, как ни один учебный предмет, она тесно связана со всеми видами искусств. По мнению В. Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора». Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес.

 В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но  мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему.

 Театрализация - это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность.  Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.  Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов – при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

 При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету.

 Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.

 Театрализованные уроки необходимы в первую очередь при изучении драматических произведений.

Каким образом можно преодолеть трудности восприятия учащимися драматического произведения, какие условия необходимо для этого создавать в классе?

Наиболее эффективным являются следующие условия:

1 .Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения. Сюда относятся разнообразные методические приемы, при помощи которых учитель знакомит учащихся с особыми художественными средствами драмы как самостоятельного рода литературы.

В качестве наиболее эффективных приемов могут быть следующие:

а) самостоятельное инсценирование набольших повествовательных эпизодов, создающее проникновение в художественную форму драмы;

б) обучающий анализ драматического эпизода, который включает в себя понятие конфликта драматического действия, средства его

выражения, характеристика драматического персонажа, значение речи действующих лиц драмы;

в)   обязательное   чтение    вслух   драматического  произведения   на   уроках литературы,    благодаря  чему    в    какой    -   то  степени    реализуется    та художественная  энергия  звучащей  сценической  речи,  на которую  драма рассчитана.

2. Анализ драмы, учитывающий ее художественные специфические свойства.

3.   Желательна   организация  школьной   драматической   самодеятельности, тесно   связанной   с   уроками   литературы,   когда   происходит   знакомство учащихся с пьесой и ее сценическими возможностями.

Для того чтобы навыки чтения и анализа драматического произведения развились, оформились и вошли в практический образ учащихся, необходима разносторонняя тренировка. Эффектным приемом является самостоятельное инсценирование сказок, басен, небольших рассказов. Но школьников необходимо готовить к работе над инсценировкой. Организовываю эту работу так, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.

Начинаю эту работа на уроках литературы в 5-6 классах, где, последовательно знакомлю с языком театрального искусства, с понятием «пьеса», чем она отличается от эпического произведения.

Также использую чтение в лицах коротких эпизодов эпического произведения, басен. Дети легко усваивают диалогическую форму речи, легко выделяют авторский текст, и вместе с тем у них складывается живое представление о персонажах и их поступках.

В зависимости от цели урока способы вовлечения детей   могут быть разными.

Если задача – проникнуть в мир героев сказок А. С. Пушкина, то варианты заданий-условий могут быть такими: представить себя на месте одного из героев так, чтобы участники игры узнали тебя по мимике, жестам, пантомиме; представить себя на месте автора и досочинить сказку или придумать сказку по аналогии.

  Сказка – наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержание сказки учащимся специальных школ. В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребенка.

Очень интересны опыты инсценирования сказок, особенно сатирических или о животных. В этом учебном году мы с учениками инсценировали сказки «Лиса и Журавль», эпизоды из сказок   «Василиса Премудрая», «Мужик и царь».

 Инсценирование осуществляется как устная коллективная работа и завершается импровизационным исполнением тут же на уроке несколькими группами «актеров». Знакомя учащихся с инсценировкой сказки или басни, стараюсь воспитывать умение давать нравственные оценки персонажам и их действиям, пробуждаю и укрепляю стремление детей к восприятию

виденного- в рисунке, игре.

На первых порах учащиеся не осознают, что сценический характер и его исполнитель не одно и то же, что актер создает действующее лицо, а не является им. Когда ученики поймут, как много они должны знать и как упорно тренироваться, чтобы дать жизнь образу, созданному словом, тогда возникнет желание «увидеть» этот труд, вникнуть в мастерство актера.

Начало урока – самое главное. Это двигатель всего будущего разговора. Исходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты, используемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать.

Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение анализируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вчитывание» художественного текста, так как это важно в постижении характеров героев. Третья часть урока – центральное событие. Делю учащихся на творческие группы, включив их в ролевую игру.  Главное, чтобы деятельностью были охвачены все ребята.

Самым важным, решающим этапом урока является четвертый, главный, ради которого совершается театральное действие. Ученики-актеры открывают для себя истину. Открытие может сопровождаться эмоциональным взрывом, когда на некоторое время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры. Но, впрочем, эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для   учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет равнодушным.

Уроки литературы призваны научить человека думать, творить,  но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей.

В 7-8 классах уже возможны первые опыты письменного инсценирования.

Вначале это простая роспись реплик 2-3 персонажей в маленьком законченном эпизоде, знакомство с ремарками, называющими действующих лиц и место действия. Затем учащиеся осваивают значение ремарок, сопровождают речь персонажей, пробуют воспроизводить действие в его движении, а для этого берутся за инсценировку небольшого рассказа-диалога. Например, рассказы А.П.Чехова.

Ученики сами отбирают для инсценировки несколько рассказов, обсуждают сценические возможности каждого из них. При отборе рассказа или эпизода выясняются условия, которые делают инсценировку невозможной  или  очень трудной.  Это обилие  авторских отступлений  от основного сюжета, текст в форме воспоминаний действующих лиц, важные для понимания смысла рассказа описания природы, одновременное развитие действия в двух планах. Дальше обсуждаются случаи, когда допустимо отступление от оригинала и характер этих отступление.

Очень важно, чтобы ученик, работающий над инсценировкой эпического произведения, умел:

1)  выделять основную сюжетную линию рассказа, определять ее завязку, кульминацию и развязку;

2)     определить     главные     и     второстепенные     лица,     осознавать     их взаимоотношения,  представлять  себе,  как эти  отношения  проявляются  у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

3)  осознавать главную мысль рассказа и отношение автора к изображаемым им событиям, лицам. От этого зависит общий характер инсценировки -серьезный, грустный, юмористический;

4)     уяснять    значение    речи    действующего    лица    как    его    основной характеристики.

Особенно ощутима роль театра, когда начинаем изучать классику. Учащиеся не проявляют особого интереса к лучшим творениям русской и мировой классической литературы, считая их устаревшими. Тут нужно заинтересовать ребят идеями и образами прошлого, установить живые связи между творчеством художников прошлого века и нашей современностью.

Театрализованные уроки по классической пьесе становятся той формой «наглядности», которая чрезвычайно важна для формирования у учащихся как жизненного, так и эстетического опыта.

При изучении «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина я ставила перед собой такую задачу: углубиться в суть изображенных автором характеров и отношений, постараться разобраться в чувствах, думах и поступках действующих лиц как живых людей. Чтобы решить эту задачу, мы с ребятами инсценировали сцену разговора Лизы и Насти, встречу Лизы и Алексея. Дети  лучше разобрались в отношениях между ними. Эти зрительные образы помогают учащимся освоить социально - бытовые приметы изображаемого в драме времени. Костюм, прическа, поза «актера», - все это помогает школьнику с очень бедным театральным опытом создавать и уточнять свои представления о персонаже.

 Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к  культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом. 

Театрализованные уроки имеют положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на формирование коллективизма и товарищества.

 

Литература

1.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики/ М.М.Бахтин //Исследования разных лет. – М. – 1975.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – М. – 1991.

3. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М.Ершов. – М.: Искусство. –1972.

4. Ершов, П.М. Технология актёрского искусства./ П.М.Ершов.– М.: ВТО. – 1969.

5. Ершова, А.П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника /А.П.Ершова // Сборник Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. – М.: АПН СССР. – 1984.

6. Зепалова, Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя /Т.С. Зепалова. – М. – 1982.

7. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики / М.О.Кнебель. – М. – 1976.

8. Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. – 2000.

9. Любинский, И.Л. Театр для детей/ И.Л.Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.

10. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.

11. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина.– М. – 1971г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театральной деятельности в педагогическом процессе в ДХШ

Методическая разработка Лутониной Натальи Юрьевны ориентированна на организацию учебно- воспитательной деятельности в учреждениях системы дополнительного образования. Интеграция театра и теоретич...

Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".

Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".

Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"...

Роль элементов театрального представления на уроках литературы

Статья, раскрывающая роль элементов театрального представления на уроках литературы на примере инсценировки по роману И.А. Гончарова "Обломов"...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...