Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".
статья по теме

Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся.

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»

Илюшкиной И. С.

Проблема воспитания человека вообще и воспитания культуры общения, в частности, является одной из значимых на данном этапе развития системы образования России. Воспитание сегодня может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие, сотрудничество детей и взрослых в сфере их совместного бытия. Именно в таком взаимодействии формируется общая культура человека, культура общения.

Общение сопровождает производственно-трудовую и учебно-познавательную деятельность, характеризует стиль управления и деловых отношений, происходит в семье и воспитании детей, в дружбе, любви, в поведении в общественных местах и в организации досуга. Уровень жизнедеятельности человека в каждый из этих сфер жизни зависит от культуры общения.

Сейчас многие пишут и говорят о так называемом «кризисе общения», растущей «некоммуникабельности» людей. Изменение материальных условий жизни, условий образования, быстрое распространение компьютерной сети во всех сферах и других технических средств массовой коммуникации, расширение общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания коммуникативной культуры человека, культуры его речевого поведения.

Культура общения или коммуникативная культура- это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.

Отличительной особенностью культуры общения является участие межличностной обратной связи, предполагающей непосредственный отклик на мысли, чувства, заботы и проблемы другого человека. Обратная связь устанавливает в общении как бы «ток» сопереживанием, желанием понять другого человека, разделить трудности, войти в его положение и почувствовать его проблемы, как свои собственные.

Коммуникативная деятельность в учебном процессе практически не представлена. В условиях монологического построения учебного процесса (в основном говорит учитель, ученик иногда лишь отвечает «заученный урок») общение на уроках свёрнуто. Общаться между собой учащиеся могут лишь на переменах или после уроков.

Таким образом, молодой человек в школе чаще всего не может проявить себя, раскрыть свои созидательные возможности. Он не живёт полноценной жизнью, а только существует в своеобразном инкубаторе в ожидании предстоящей «настоящей жизни».

Но, приходя в эту «настоящую жизнь», он оказывается к ней неподготовленным. Он не научен общению в коллективе.

На мой взгляд, большую роль в этом может сыграть учитель литературы, используя на уроках элементы драматического искусства.

Театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд. Каждый участник вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

Даже небольшие инсценировки оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей. Во время подготовки театрализованного действия перед учителем и ребятами возникают неожиданные ситуации, проблемы, поэтому необходимо быстро ориентироваться, проявлять находчивость, доброжелательность и терпение. Учитель должен знать каждого ребенка, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.

Инсценирование начинается с выбора художественного текста. Он должен быть доступным для учеников, ведь им предстоит пережить, прочувствовать то, о чём прочитают.

Детская театральная постановка, по словам Л. С. Выготского, «даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли.

Рассмотрим, какое значение может иметь развитие сценических способностей для воспитания и общего художественного развития учащихся общеобразовательной школы, которые в большинстве случаев не собираются становиться актёрами.

Значение имеет то, что сценические способности представляют собой органическое сочетание свойств и качеств, достаточно разнообразных по характеру. Сценическое воплощение текста требует, как отмечалось, сочетания эмоционального восприятия произведения со способностью к его углубленному анализу; способности к созданию сценических образов в строгом соответствии с условиями заданного художественного вымысла и вместе с тем изобретательности, гибкости, подвижности процесса воображения; яркости сопереживания, увлечённости художественным вымыслом со способностью к самоконтролю и т. п.

Развитие такого широкого комплекса способностей открывает перед человеком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности.

Так, эстетическое восприятие авторского текста – одна из основных способностей актера и чтеца. Вместе с тем способность к воссозданию на основе словесного текста ярких наглядных представлений имеет большое значение для изучения литературы.

Сценическое воображение необходимо в художественном чтении, в занятиях литературным творчеством.

С чего же начинается работа над инсценированием художественных произведений на уроках литературы? Она начинается с любви учителя к театру, с творческой увлеченности, с создания особой атмосферы в классе.

Надо сказать, что не каждое литературное произведение поддаётся инсценированию. Многие стихи, сказки, рассказы можно предлагать только для чтения. Для драматизации подходят произведения, в которых герои активно действуют, есть конфликт, завязка, развитие действия, развязка. Хорошо поддаются инсценированию произведения, где есть живой действенный разговор.

Постановка сценки требует немало сил и времени. Сюда входит организация коллектива, изучение исполнительских возможностей учеников, предварительное, хотя бы элементарное, ознакомление их с основами драматического искусства, составление плана постановки и  работа с исполнителями.

Очень часто в школьной практике эта сложная и многосторонняя работа упрощается, вульгаризируется и сводится к стандартной схеме: педагог выбирает для постановки текст, распределяет роли, заставляет исполнителей механически их выучить и через короткое время «под суфлёра» спектакль показывается зрителям. Конечно, в такой инсценировке ничего нет от настоящего театрального искусства. Мало того, такие постанови, вредны: они портят вкус, прививают учащимся дурные навыки, дают неверные умения и неправильные понятия о драматическом искусстве.

В младших классах инсценирование чаще всего принимает форму игры – драматизации.

Постановки учащихся среднего и тем более старшего возраста в большей мере, чем спектакли малышей, дают возможность педагогу познакомить учеников с драматическим искусством.

Можно перечислить основные звенья в работе педагога – режиссёра над инсценированием.  

Выбор текста, доступного для исполнения данным классом, педагогически целесообразного.

Предварительная работа учителя, т. е. осознание им самим формы сценического воплощения текста, идеи и мыслей, вложенных автором в него.

Застольная работа с учениками – чтение текста, анализ его содержания, определение идеи, конфликта, выяснение событий, происходящих в тексте.

Распределение ролей. Чтение текста по ролям, дальнейший анализ по линии действия и этюды.

Репетиции в выгородках, перемежающихся с работой за столом.

Индивидуальная работа – выяснение с каждым исполнителем того, что происходит в каждой сцене и что он должен сделать в предлагаемых постановкой обстоятельствах, во имя чего. Анализ поступков, в которых раскрывается характер героев.

На последующей стадии подготовки мини – спектакля идут репетиции в костюмах и декорациях, генеральная репетиция и, наконец, премьера.

При выборе произведения для инсценирования учитель должен, прежде всего, определить его воспитательное значение. Учителю – режиссёру надо в своём воображении «увидеть» и «услышать» постановку и тех исполнителей, которых он предлагает занять в нём. Свои мысли (и «видения») он обычно записывает – так намечается план постановки.

Очень щекотливый вопрос выбора «актёров» на роли. Часто бывает так, что способные дети не очень хотят участвовать в инсценировании. Причины разные: загруженность уроками, учёба в музыкальной школе, других кружках. Не стоит уговаривать таких учеников: гораздо важнее привлечь и развивать тех, кто хочет, но не решается. Ещё В. А. Сухомлинский писал о том, что «ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость». В сознании ученика следует развивать уверенность в собственных силах.

Хочется в этой связи привести пример. Был у меня ученик Мурад Абакаров. Он из семьи беженцев, три года не учился. Поступил в наш класс закомплексованным, зажатым. Мною была предложена Мураду главная роль в сцене. Мальчик как – то сразу раскрылся, изменилось к нему отношение одноклассников. Теперь он был уже не где – то в стороне, а в центре событий. Это очень дорогого стоит – увлечь ребёнка, сделать его активным, общительным, заставить поверить в себя.

Важно, чтобы работа учителя над драматизацией была систематическим явлением, т.е. велась из года в год. Тогда особенно видны результаты такой деятельности. Работать с подготовленными детьми легче, даже если постоянно меняются задачи, сценарии.

Для каждого возраста нужны свои методические приёмы, развивающие творческие способности детей, подростков, юношей, но во всех случаях, обязательно научить исполнителей ролей правдиво действовать в сценической игре.

Ученики должны уяснить, что «плохих» ролей не бывает, что самая маленькая роль так же важна для успеха постановки, как и большая, что инсценировка – коллективное дело и в интересах этого дела должен работать каждый исполнитель. В тех случаях, когда нужно играть отрицательных героев, ученикам надо хорошо понять, что они являются как бы обличителями зла, и чем ярче и выразительнее им удаётся сыграть свою роль, тем убедительнее они покажут, как отвратительно это зло.

При изучении в 6 классе повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» была использована инсценировка «Сцена в шинке». Роль Басаврюка исполняла талантливая девочка Болонина Люда, охотно бравшаяся за любые роли. Её задача – донести до зрителей, почему Петро пошёл на сговор с Басаврюком, в чём сила этого персонажа. Люда справилась с этой ролью. Она то заигрывала с главным героем, то запугивала его, пока он не сдался.

Большое внимание при подготовке инсценирования следует уделять чтению по ролям, именно здесь таится возможность для развития коммуникативных способностей. Учитель подсказывает, что чтение должно быть верным и логичным по мысли, выразительным и эмоциональным. Это заставляет исполнителей обратить внимание на логику чтения, т.е. делать при чтении правильные ударения на «главных словах», передающих основную мысль, выдерживать необходимые паузы, учитывать знаки препинания, произносить слова и фразы правильно, ясно, понятно.

Уже во время чтения по ролям надо добиться, чтобы ученики действовали словом, т.е. если надо спросить, то спрашивали бы; если просить, то просили бы; если требовать, то требовали бы и т.д. Такое чтение превращается в осмысленное взаимное воздействие словами (мыслями) друг на друга. Оно становится словесным действием.

В 10 классе инсценируем сцены из пьесы А.Н.Островского «Гроза». Исполнителю роли Тихона важно понять положение героя в семье. В сцене проводов Кабанова мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Когда же наставления Кабанихи становятся оскорбительными, Тихон пытается возразить. Но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!». Юному актёру нужно понять, какая душевная ломка происходит у персонажа, понять психологическую атмосферу в доме Кабановой.

Работа над ролью за столом позволяет уделить внимание культуре слова. Учитель следит за тем, чтобы текст звучал орфоэпически правильно (иначе говоря, слова правильно произносились). Недопустимы искажения слов, вульгаризация, неверные ударения. Исключением являются те персонажи, которые по мысли автора говорят по-русски с акцентом (например, немец Вральман или Кутейкин, речь которого имеет так называемые «семинарские» обороты и выражения).

Если текст невелик, то специально его заучивать не понадобится. От репетиции к репетиции он запомнится сам собой, но всё же следует приучать исполнителей к тому, чтобы они, кроме репетиций, самостоятельно работали над текстом. К завершению постановки инсценировки слова роли должны точно соответствовать авторскому тексту.

Работа за столом чередуется с этюдами, в которых исполнители, импровизируя текст, разыгрывают эпизоды своей роли, иначе говоря, действуют в предлагаемых обстоятельствах. Школьники любят такие импровизации, но им нужна внимательная дружеская поддержка, заинтересованность, поощрение – словом, та творческая атмосфера, в которой легко и радостно работать, которая вселяет веру в собственные силы. Такую обстановку создаёт авторитет руководителя, дружба между учениками.

К нам в 10 класс пришёл новенький ученик Кочубей Серёжа. Он стал вторым мальчиком в коллективе. Мои «боевые» девчонки всячески пытались его расшевелить, вовлечь в жизнь класса, но ничего не получилось. Сергей остался в стороне. И вот в 11 классе после долгих уговоров мальчик согласился сыграть в сценке. Все уже были готовы, чтоб он просто «отчитал» роль. Мы были несказанно удивлены, когда с первой фразы Сергей показал характер героя, темперамент. После ободряющих слов в его адрес ученик предложил сыграть в сцене на баяне. Мы согласились. Оказалось, что он и играет замечательно. Когда состоялась премьера, учителя назвали это своего рода открытием. Никто не ожидал, что в угловатом мальчике столько эмоций и напора.

Установить правильные отношения между партнёрами и добиться настоящего живого и непосредственного общения между ними – очень важная задача для учителя.

Следует сказать о массовых сценах. Эта работа так же значима, как и работа с исполнителями основных ролей. В 7 классе учащиеся знакомятся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». Это замечательная возможность для массового выступления учеников. Причём у каждого из персонажей есть шанс для самовыражения даже без слов: с помощью мимики, пантомимы, верно выбранного костюма.

В 8 классе инсценируем главу «Смерть и воин» из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Предварительно следует выяснить, верно ли учащиеся понимают образ главного героя. Поняли ли, что это ловкий, смекалистый, не теряющийся в любых обстоятельствах человек, умный, хитрый, мастер на все руки. И вот в главе «Смерть и воин» геройский солдат, истекающий кровью, коченея от мороза, вступает в диалог со смертью. В ходе беседы можно выяснить, как по мнению учеников, выглядит смерть. Сообщить, что поэт взял из народных сказок и легенд образ хищной старухи с острой косой, подсекающей человеческую жизнь.

Смерть неотступно упрашивает Тёркина подать ей знать, что он молит о смертном часе, но герой отвечает ей презрительно. Исполнителям нужно это донести до зрителя. Даже умирая, герой зовёт жизнь, а не смерть. Это сила духа русского солдата. Подобный материал является отличным средством для патриотического воспитания.

Выход на сцену подобен выходу в жизнь. Никто заранее не знает, что получится. Но если благодаря учителю литературы ученик научится свободному общению в предлагаемых обстоятельствах, то у него будет шанс добиться успеха в жизни.

Хочется закончить свою работу стихами собственного сочинения, которые не нуждаются в комментарии.

- Зрителей уж полный зал,-

  Коля Сидоров сказал:

-Я волнуюсь, просто жуть,

 Может, прогуляться чуть?

-Ты куда собрался, милый?-

 Тихо я его спросила.  

-Труден шаг на сцену первый,

  Не у всех стальные нервы.

  Коля! Думай о других,

  Подведёшь себя и их.

  Ты волнуешься напрасно:

  Знаешь роль свою прекрасно.

  Дай тебе поправлю ушки.

  Не котёнок просто душка!

  Всё, давай, дружок, вперёд!

  Смелость города берёт!                                

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены инновационные технологии, которые можно использовать при интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема

В статье рассказывается об интерпретации драматического произведения как методической проблеме....

Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках литературы как средство повышения продуктивности урока

ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования....

Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития способностей учащихся по роману Ч. Айтматова "Плаха". "Как выжить человеку и человечеству?"

По произведению Ч. Айтматова "Плаха" был составлен проект:" Как выжить человеку и человечеству?". Определена цель, выявлены проблемы исследования, сформулирована гипотеза, про...

"Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений"

Брошюра " Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений" (из опыта работы) содержит описание приёмов изучения биогра...