таблица "Диагностика личности обучающегося"
материал по теме

В сводной таблице даны основные критерии диагностики личности школьника; различение детей по темпераменту, по доминирующим каналам восприятия учебного материала, по функциональной ассиметрии головного мозга. Материал поможет учитывать психо-физиологические особенности  детей при подготовке и проведении учебных занятий. Помогут в диагностике приемы определения типа темперамента, доминирующего полушария, доминирующего канала восприятия информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_i_diagnostika_lichnosti_shkolnika.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

1. Различение детей по темпераменту

 

Тип темперамента

Плюсы

Минусы

Сангвиник

Мобильность, оптимизм, жизнерадостность, общительность, отзывчивость, успешность в делах, трудоспособность, лидерство

Склонность к зазанайству, разделение работа на интересные и неинтересные, легкомыслие, поверхностность

Холерик

Активность, энергичность, увлеченность, оптимистичность, трудоспособность, целеустремленность

Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, беспокойность, непостоянство

Флегматик

Устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность, осмотрительность, миролюбие

Пассивность, медлительность, невыразительность

Меланхолик

Высокая чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствию

Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, тревожность, пессимистичность

2. Различение учащихся по доминирующим каналам восприятия учебного материала

Преимущественно визуал

Преимущественно аудиал

Преимущественно кинестетик

Смотрит вверх, когда учитель говорит

Проговаривает про себя, разговаривает с собой

Говорит медленно, множество движений от шеи иниже

Читает сам, если учитель читает

Легко повторяет услышанное

Раннее физическое развитие

Хмурит брови, щурит глаза, мигает

Шевелит губами, ушами, издает «а», «м»..

Подбородок вниз, голос низкий

Осмотрительный, спокойный

Разговорчивый, любит дискуссии

Сильный интуитор, слаб в деталях, вовлекает других в проекты, игры

Хорошо запоминает картинки, плохо – словесные инструкции

Помнит то, что обсуждал, реагирует на словесные инструкции. В письменных работах более слаб, чем в устных ответах.

Обучается, делая. Запоминает движения.

Не отвлекается на шум. Видит слова «глазами мозга»

Любит музыку. Отвлекается даже на шепот.

Много жестикулирует.

В чтении силен, успешен, скор.

Хороший имитатор. Легко осваивает языки.

Хорошо работает с карточками, манипулирует.

В книге обращает внимание на декорации, описания природы.

В книге обращает внимание на диалоги.

Любит книги, ориентированные на сюжет

Внешне и в вещах аккуратен.

Отлично слушает других.

Стоит близко, касается людей.

     

3.Различение учеников по функциональной ассиметрии головного мозга.

Левополушарный

Правополушарный

Видит символы (слова, буквы)

Видит конкретные образы

Преуспевает в чтении, алгебре, языке

Преуспевает в геометрии

Любит информацию в письменной форме

Любит информацию в виде графиков, карт, таблиц, демонстраций

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Не принимает авторитарность

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию

Любит проверять работу

Не любит проверять работу

Фокусирован вовнутрь

Фокусирован на внешнее

Анализирует от части к целому

Анализирует от целого к части

Сосредоточен

Отвлекается

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании: мимику, жесты, взгляд

Запоминание фактов, имен, дат; последовательная обработка информации

Параллельная обработка информации, распознавание лиц, способность воспринимать музыку

Аналитическое мышление

Пространственная ориентация

Буквальное понимание слов, понятийное мышление

Понимание метафор, иносказательной речи

Математические способности (числа, символы, знаки)

Художественные способности, мечты, воображение, фантазии, мистика, эмоции

Оценка темперамента у детей



Сангвиник

Холерик

Меланхолик

Флегматик

1

Любит шум и суету вокруг себя


Х

Х

Х

2

Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

Х

Х

Х

3

Нередко раздражён чем-то, возбуждён, обеспокоен

Х


Х

Х

4

Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди

Х

Х

Х


5

Любит работу, которую надо делать быстро

Х


Х

Х

6

Дети считают его весёлым


Х

Х

Х

7

У него часто меняется настроение

Х


Х

Х

8

Чаще молчит в обществе детей

Х

Х

Х


9

Стесняется заговаривать первым с новыми людьми

Х

Х


Х

10

Не любит шумных игр, предпочитает уединение

Х

Х


Х

11

Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь

Х

Х

Х

12

Не прочь похвастать, приукрасить события


Х

Х

Х

13

Часто не может усидеть на месте

Х


Х

Х

14

Его легко огорчить

Х

Х


Х

15

Дольше других сохраняет работоспособность, не устаёт

Х

Х

Х


16

Легко переключается с одного поручения на другое


Х

Х

Х

17

Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание

Х


Х

Х

18

Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций

Х

Х

Х


19

Быстро устаёт, отключается, перестаёт слушать

Х

Х


Х

20

Верит в себя, легко переносит неудачи


Х

Х

Х

Проанализируйте результаты.

сангвиник

флегматик

холерик

меланхолик

Живой, подвижный, приветливый ребёнок, легко идущий на контакт, открытый, жизнерадостный. Говорит чаще громко, быстро, эмоционально. Речь обычно сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Умеет преодолевать препятствия, пользуется симпатией ровесников.

Спокойный, неторопливый, рассудительный ребёнок, достаточно терпеливый, в том числе, и к физической боли. Речь у него спокойная, равномерная, замедленная, без выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Общается с небольшим кругом детей, устойчив в привязанностях.

Дети - холерики обычно беспокойны, необузданны, раздражительны, с трудом приспосабливаются ко всяким ограничениям, режимным моментам, требованиям старших. Речь быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашенная. В общении хотят быть лидерами, предпочитают подвижные игры

Дети - меланхолики похожи на тепличные растения: с чужими они боязливы, замкнуты, нерешительны, зато в привычной доброжелательной обстановке - сообразительны, внимательны и отзывчивы. Разговаривают тихо, быть на первых ролях не стремятся.

Каждому утверждению соответствует 1 балл. Если ребёнок по оценке взрослого набрал 4-5 баллов в окне суммы, свойства данного темперамента выражены довольно ярко. Если баллов всего 1-3, говорить о свойствах определённого темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было ввести средний балл.

ПРОВЕРКА ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛУШАРИЯ

1. Ведущая рука.

Скрестите пальцы рук и определите, какой большой палец сверху: правый или левый. Отметьте букву П или Л.

2. Ведущее ухо. 

Подставьте мне ухо, я шепну вам что-то...
Какое ухо подставляет ученик? Отметьте букву П или Л.

3. Ведущая нога.

 Закиньте ногу за ногу. Какая нога сверху?
Отметьте букву П или Л.

4.  Ведущий глаз. 

Расположите прямо перед собой лист с прорезанным отверстием. Смотрите через него на какой-либо предмет двумя глазами. Закройте поочередно правый, левый глаз. При каком закрытом глазе изображение в «окошке» смещается?

Отметьте букву П или Л.

Напишите все буквы, которые вы отметили, например: п п п л.  

Полушария   головного       мозга       ассиметричны, следовательно,     пишем    буквы наоборот: л л л п - у Вас доминирующим является левое полушарие.

Если получилась формула п п л л, Вы амбидекстр (равнополушарный).

 «КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО ДОСТУПА».

(определение доминирующего канала восприятия информации)

        

ВИЗУАЛ                                                                                              ВИЗУАЛ

АУДИАЛ                                                                                             АУДИАЛ

КИНЕСТЕТИК                                                                                  КИНЕСТЕТИК

При неожиданном вопросе, задумываясь, смотрит вверх – визуал, в сторону – аудиал, вниз – кинестетик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося

Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...

Влияние профессиональнозначимых качеств педагога на развитие личности обучающегося

Работа выполнена в качестве итоговой работы на курсах профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования в ПАПО....

Современные технологии обучения, направленные на развитие творческой личности обучающихся

В данной статье дан обзор наиболее эффективных педагогических технологий обучения, направленных на развитие творческих способностей ребенка....

Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся

Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Че...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...