Возрождение традиций казахского национального рукоделия в авторской программе "Художественная обработка тканей с элементами декоративно-прикладного творчества" для учащихся СКШ с нарушениями интеллекта.
статья на тему

Осипова Ружена Евгеньевна

            В настоящий период времени в коррекционной педагогике стало актуальным обращение к народным национальным истокам. Широкое  использование этнопедагогических технологий на разных уроках, а в особенности на уроках трудового обучения и социально-бытьвой ориентировки в СКШ для учащихся с интеллектуальной недостаточностью способствует привитию интереса к национальным традициям и культуре разных народов, а также воспитывает в учащихся чувство патриотизма и уважения к национальному наследию. В данной статье автор  рассказывает о личном педагогическом опыте использования элементов казахского национального рукоделия в своей авторской программе по швейному делу, которая на сегодняшниий день успешно апробируется 4 год не только им, но и другими школами области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РУКОДЕЛИЯ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Профессионально-трудовое обучение   учащихся с нарушениями интеллекта в специальной коррекционной школе является основной специфической задачей данного учебного заведения. От того, каким образом будут зарабатывать себе на жизнь выпускники специальной коррекционной школы, зависит их социализация и интеграция в современном обществе. Этот процесс будет протекать успешнее, если они по окончании школы будут иметь такой запас знаний, умений и навыков   по профилю трудового обучения, который позволит им продолжить свое дальнейшее профессиональное образование, а главное – получить специальность, востребованную на рынке труда.

 Устаревшие  типовые  программы по трудовому обучению умственно отсталых учащихся уже давно не соответствуют современной экономической ситуации. Получая в специальной коррекционной школе начальные знания, умения и навыки по некоторым трудовым профессиям, учащиеся в дальнейшем не имеют возможности продолжить свое образование по данным специальностям и, соответственно, получить работу, как было установлено на примере трудового профиля – швейное дело в условиях города Павлодара. В то же время интерес к изделиям декоративно-прикладного творчества в последнее время значительно возрос. Многие учебные комбинаты вводят в свою программу курсы по декоративно-прикладному творчеству такие как «Бисероплетение», «Флористика», «Лоскутное шитье», а на рынке труда стала востребована специальность «Мастер художественной обработки материалов».

 Пока Министерство науки и образования РК занимается разработкой новых программ по трудовому обучению в области коррекционной педагогики, альтернативным решением данной проблемы могут служить разработки авторских программ, которые основываются на практическом опыте работы учителей трудового обучения. На курсах повышения квалификации на базе РИПК СО учителей трудового обучения, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии Рсалдинова А.К. предлагает ряд авторских программ по различным профилям трудового обучения  учителей СКШ РК и призывает  разрабатывать свои программы.

Настоящая программа «Художественная обработка ткани с элементами декоративно-прикладного творчества» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами художественной обработки  ткани. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного  творчества в целом,  а также с традиционным  рукоделием казахских мастериц, секреты которого, передаваясь из поколения в поколение,  дошли до наших дней. Кроме того, программа способствует адаптации учащихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни и интеграции в современном обществе.  

 Таким образом,  у выпускников СКШ, обучавшихся по авторской программе «Художественная обработка тканей с элементами декоративно-прикладного творчества» появляется реальная возможность продолжить своё дальнейшее образование и получить соответствующий сертификат, то есть найти применение своим знаниям и умениям в дальнейшей трудовой деятельности. Также свои умения они смогут воплотить в благоустройстве своего быта.  

Не менее важным фактором экономического характера в условиях современного  мирового кризиса  является вопрос обеспечения учебного процесса сырьем для изготовления швейных изделий. В условиях реализации задач авторской программы таким источником являются отходы мебельного производства в виде текстильных обивочных материалов: флока, гобелена, сукна, винила, шинила, мебельного велюра, поролона и др. материалов, которые охотно предоставляют  нам   предприятия мебельного произвлдства.

По современным требованиям, предъявляемым к авторским программам в РК, в содержание программы должны быть включены элементы этнопедагогики – то есть изучение и изготовление изделий в традициях казахского народа. В программу включены швейные изделия декоративно-прикладного искусства казахов, служащие для украшения быта: жастык капы, корпе,  жастактын тысы, изготовление которых, как показала практика, представляет для учащихся СКШ большой интерес.

На протяжении многих веков лоскутное шитье, орнаментальная аппликация, декоративная обработка кожи и войлока не утратили своей актуальности, и  в настоящее время приобрели более глубокий смысл, раскрывая самобытность красоту, мастерство казахского народа. Возрождение традиций рукоделия отражается в современных деталях интерьера, одежды, украшениях.

Значительное место в программе уделяется изучению орнаментального искусства в целом  и технике украшения швейных изделий традиционными видами казахского орнамента. Программа знакомит учащихся с группами и типами национального казахского орнамента, раскрывает его смысл и значение, обучает технологии отделки изделий аппликациями национального орнамента. Возрождение традиций рукоделия отражается в современных деталях интерьера, одежды, украшениях.

Главная цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание   творческой, инициативной и предприимчивой  личности, формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умении по специальности «Мастер художественной обработки материалов».

Данная образовательная программа разработана на основе типовой программы, с учётом учебных стандартов специальных коррекционных школ Казахстана. Она составлялась в соответствии со спецификой современных требований к качеству изделий декоративно-прикладного творчества и     квалификационной характеристикой мастеров данной профессии. В её содержание  включены технико-технологические сведения, приемы работ, отработка практических умений и навыков по выбранной специальности.

При составлении программы  использован концентрический способ построения, предполагающий изучение одних и тех же разделов программы на разных ступенях обучения, но в разном объеме, с различной степенью глубины и сложности.

Таким образом, все вышесказанное демонстрирует системность и продуманность содержания  процесса обучения учащихся по данной программе. В программе соблюдается четкая преемственность каждой из ступеней обучения, что работает на формирование современной модели выпускника специальной коррекционной школы и на его первичную профессиональную идентификацию.

Данная авторская программа рецензирована заведующей кафедрой коррекционной педагогики и психологии РИПК СО: к.п.н., доцентом Рсалдиновой А.К. и рекомендована для трудового обучения умственно отсталых учащихся специальных коррекционных школ.

Введение в учебный процесс СКШ для умственно отсталых учащихся курса декоративно-прикладного искусства носит положительный характер. Произведения ДПИ обладают художественно-эстетическими свойствами и имеют непосредственное назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ.

Ниже  приводится  конспект    урока по программе «Художественная обработка ткани с элементами декоративно-прикладного творчества» из раздела «Пошив корпе из квадратного лоскута с рисунком в шахматном порядке».

ТЕМА:   Соединение верхней и нижней детали корпе.               

ЦЕЛИ: 

  1. Формировать у учащихся знания о традиции лоскутного рукоделия у казахского народа,  о  технологии пошива корпе, соединения верхней и нижней деталей корпе.
  2. Корректировать и развивать познавательную деятельность учащихся, мелкую моторику, глазомер, пространственное ориентирование.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, к культуре казахского народа, приобщать учащихся к народному творчеству.
  4.  Формировать практические умения и навыки по технологии соединения верхней и нижней детали корпе.

НАГЛЯДНЫЕ  ПОСОБИЯ:  образец корпе из квадратного лоскута с рисунком в шахматном порядке, образцы разных корпе, словарные слова, видеоматериал «Кураки», схемы-узоры, индивидуальные карточки №1 и №2, план работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:   верхняя и нижняя деталь корпе, ножницы, ручные иглы,  булавки, нитки, утюг, швейные машины, рабочая одежда, рабочие тетради, рабочие коробки.

ТИП   УРОКА:   комбинированный  

                                  Х О Д      З А Н Я Т И Я

1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  НАСТРОЙ  УЧАЩИХСЯ.

 

3.    ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- Дети, скажите, над изготовлением какого изделия мы сейчас работаем?

- Верно. Мы с вами осваиваем пошив изделий из квадратного лоскута.

Из наших уроков вы знаете, что лоскутное рукоделие пришло к нам из глубокой древности. У казахов и киргизов этот вид рукоделия называется «курак», в России – «ляпочиха», а в Америке - «печворк».

Вывешиваю на доске словарные слова.

 - Дети, как вы думаете, почему у разных народов зародилась традиция лоскутного рукоделия? С чем это связано? (ответы детей).

 - Совершенно верно. В те времена ткань стоила очень дорого, и поэтому собирали все обрезки и кусочки, чтобы потом из них сшить еще что-нибудь. В дословном переводе слово «курак» с казахского языка означает «вещь из кусочков».

Давайте послушаем сообщение, которое нам приготовила Кристина.

Сообщение.

«Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам  казахи приписывали  магические свойства. Считалось, что чем большее   количество лоскута  использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

-  Сейчас я хочу предложить вашему вниманию посмотреть слайд-шоу «Кураки», в котором подобраны фотографии казахского лоскутного рукоделия (Приложение 1).

Комментарии к слайдам.

1. Дети, посмотрите внимательно на узор этого одеяла, вы его узнаете? Верно, это узор «Ботагоз» - «глаз верблюда» - квадрат поставлен на угол в другом квадрате.

2. Здесь мы видим детское одеяло в узоре которого использован лоскут разной формы: квадратный, треугольный, полоски. Узор симметричный, цвета яркие, одеяло выглядит очень нарядно.

3. На этом слайде вы видите фрагмент корпе. Показан элемент узора, который идет по краю изделия в виде дорожки. Использован лоскут разной формы.

4. Лоскутное одеяло из мелкого треугольного лоскута, узор расположен симметрично.

5. Сейчас перед вами очень интересный и необычный, что достигается за счет  формы лоскута, который представляет собой прямоугольный треугольник с закругленной гипотенузой, как бы ¼ часть круга.

6. Здесь мы видим старинный женский национальный костюм из лоскута, который принадлежал представительнице племени сарманов, населявших ранее территорию  Казахстана. Традиции этого костюма в дальнейшем были использованы в казахской национальной одежде.

7. Детское лоскутное одеяло. Обратите внимание, из какого лоскута оно изготовлено? Как соединен этот лоскут? Розовое одеяло – для девочек, из голубого лоскута для мальчика, а следующее одеяло собрано из полосочек, и тоже выглядит очень нарядно.

8. вот перед вами ещё одно одеяло, в котором использованы длинные полоски ткани. Рисунок: квадрат в квадрате.

9. Теперь мы видим убранство юрты: на полу корпе из квадратного лоскута с рисунком по диагонали.

10. Фрагмент экспозиции выставки казахского национального рукоделия, на котором представлены корпе из плюша.

11. Вот интерьер современной квартиры, в которой есть несколько корпе прямоугольной и квадратной формы, которые украшают стены комнаты, а на тахте мы видим подушки с наволочками из лоскутиков.

12. Перед вами большое лоскутное одеяло, которое  поражает своими размерами. Изготовлено одеяло из ситцевого лоскута различной формы, который расположен ассиметрично, беспорядочно. В изделии использовано несколько видов лоскутной техники.

13. Уважаемая казахская мастерица  демонстрирует нам корпе из плюшевого лоскута, которое она изготовила своими руками.

14. На этом слайде мы видим узор «Жулдыз» на наволочке для подушки.

15. Еще одна очень красивая подушка с наволочкой   из мелкого квадратного лоскута, используется в качестве своеобразной подставки для домбры, что выглядит, как вы видите очень красиво.

16. Здесь мы видим, что корпе может быть использовано не только как коврик для сиденья, но как в данном случае, служит для того, чтобы на него было поставлено блюдо с угощением. Корпе очень нарядное, состоит из фигурного лоскута.

А сейчас посмотрите несколько работ современных казахстанских мастеров, которые продолжают традиции лоскутного рукоделия на современный лад.

1. Панно на стену для украшения интерьера – «Бык».

2. Настенное большое панно «Кюйши»

3. Настенное панно из лоскута «Кошка на крыше».

4. Мне очень понравилось это покрывало из маленького квадратного лоскута «Волна».

5. Сейчас лоскут используется для обивки мебели. Посмотрите, как это привлекательно выглядит.

- Как вы увидели в нашем видеоматериале, композиции узоров составлялись из квадратного лоскута, треугольников и полосок разных размеров. Мы с вами познакомились с несколькими схемами-узорами из лоскута. Сейчас вы выполните работу в карточках, и мы проверим, как вы усвоили эти схемы (Приложение 2).

1 уровень – карточка №1;

2 уровень – карточка №2;

3 уровень – карточка №3.

Дети выполняют работу в карточках, я вывешиваю схемы-узоры на доске и предлагаю детям подобрать к ним названия. Названия дети переводят с казахского на русский язык

(Приложение 3).

- Узор из треугольников называется «тумарша» - амулет, а из квадратов, поставленных на угол в другом квадрате - «ботагоз» - верблюжий глаз. Считалось, что эти узоры  приносят удачу и защищают хозяина вещи от дурного глаза. Но даже, если вы не верите в магию, очень здорово украсить дом веселыми  и задорными лоскутными вещицами. Сшить их не сложно, но очень важно для хорошего результата точность и аккуратность выполнения всех этапов работы.

- Так как мы с вами изготавливаем корпе, кажите мне, что такое корпе?

(Корпе – это коврик для сидения).

- Скажите, из скольки деталей состоит корпе?

(Корпе состоит из четырех деталей).

- Назовите эти детали.

(Это верхняя деталь, нижняя деталь, бахрома, подстежка).

- Для чего в корпе служит подстежка?

(Она служит для утепления корпе).

- Какой материал можно использовать для подстежки?

(Это может быть поролон, ватин, синтепон, куски шерстяного одеяла, материал от старого пальто, куртки).

4.    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 - Прочитайте тему урока на доске.

(«Соединение верхней и нижней детали корпе»).

Анализ деталей изделия

- Перед вами   образец изделия, которое мы изготавливаем.

Давайте теперь проанализируем детали, которые нам сегодня предстоит соединять.

Что из себя представляет на данном этапе верхняя деталь корпе?

(Верхняя деталь состоит из квадратного лоскута с рисунком в шахматном порядке, отделанном бахромой).

- Что из себя представляет нижняя деталь изделия?

(Нижняя деталь состоит из цельного куска ткани, соединенного с изнаночной стороны с простежкой из синтепона).

- Сегодня на уроке мы будем соединять эти две детали.

Давайте составим план работы на доске.

Составление плана работы

- С чего мы начнем нашу работу?

Вызываю учащихся по очереди к доске, чтобы они, используя верхнюю и нижнюю деталь, сами определили ход выполнения работы.  Дети объясняют этапы выполнения работы:

1) Сначала мы должны сложить две детали лицевыми сторонами вовнутрь и уровнять срезы деталей.

2) Дальше мы должны сколоть детали булавками между собой.

3) Мы должны сметать эти детали ручным швом .

4) Мы должны стачать эти детали на швейной машине.

5)  В конце работы мы должны выполнить влажно-тепловую обработку соединительного шва.

- Что входит в ВТО?

(Нужно удалить сметочный шов и проутюжить швы на изделии).

Оборудование и инструменты

- Теперь давайте определим, какие инструменты нам понадобятся для выполнения этой работы?

Для этого я раздам вам карточки с набором оборудования и инструментов, и вы в них выберете то, что нам понадобится для выполнения работы (Приложение 4).

1 уровень – карточка №4;

2 уровень – карточка №4;

3 уровень – карточка №5.

После выполнения работы в карточках – вывешиваю правильный вариант на доске.

Оборудование и инструменты

  1. булавки;
  2. ручная игла;
  3. нитки;
  4. швейная машина;
  5. утюг;
  6. ножницы.

Приемы выполнения работы

- Теперь давайте определим, какие приемы работы мы будем использовать?

Выберите в карточке те приемы работы, которые вы будете использовать сегодня (Приложение 5).

1 уровень – карточка №7, выбрать приемы работы и пронумеровать их по порядку;

2 уровень – карточка №7;

3 уровень – карточка №6.

После выполнения работы в карточках – вывешиваю правильный вариант на доске.

Приемы выполнения работы 

  1. складывание деталей;
  2. скалывание деталей булавками;
  3. сметывание;
  4. стачивание;
  5. ВТО соединительного шва.

Перед тем, как вы приступите к выполнению работы, нам следует повторить правила техники безопасности.

Инструктаж по технике безопасности:

  1. ПТБ с ручным инструментом;
  2. ПТБ на швейной машине;
  3. ПТБ с электроутюгом.

 

5.   ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА.    «Соединение верхней и нижней детали корпе».

Вывешиваю на доске.

Этапы выполнения практической работы.

  1. Сложить детали, уровнять срезы.
  2. Сколоть детали булавками.
  3. Сметать детали.
  4. Стачать детали.
  5. Выполнить ВТО соединительного шва.

А теперь можете взять рабочие коробки, необходимый инструмент, занять свои рабочие места и приступить к практической работе, которую будете выполнять по составленному вами плану.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Учитель внимательно следит за их работой, оказывает помощь, если это необходимо, помогает в исправлении дефектов в работе.

Уровневая дифференциация учащихся.

1 уровень – выполняют работу самостоятельно.

2 уровень – помощь учителя в скалывании деталей.

3 уровень – выполнение работы под контролем учителя, помощь учителя на всех этапах работы.

6.   ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ЗАНЯТИЯ.

Проверка качества выполнения работы.

Анализ учащимися своих работ.

Исправление ошибок.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Осипова Ружена Евгеньевна

учитель трудового обучения 1 категории,

ГУ Областная специальная коррекционная школа-интернат для учащихся с нарушениями интеллекта,

г. Павлодар.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАРТОЧКА №1 «СХЕМА-УЗОР»

Задание:

выбери правильное название

для каждой схемы-узора.

  1. Мельница
  2. Тұмарша
  3. Ботагөз

КАРТОЧКА №2 «СХЕМА-УЗОР»

Задание:

выбери правильное название

для каждой схемы-узора.

  1. Мельница
  2. Тұмарша
  3. Ботагөз

КАРТОЧКА №3 «СХЕМА-УЗОР»

Задание:

выбери правильное название

для каждой схемы-узора.

  1. Тұмарша     4. Жұлдыз
  2. Колодец      5. Мельница
  3. Ботагөз       6. Қайшы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Карточка № 4

Задание: выбери оборудование и инструмент для работы.

 

   

Карточка № 5

Задание: выбери оборудование и инструмент для работы                 

                                 

                           



Предварительный просмотр:

Карточка № 6

Задание: выбери приемы выполнения практической работы.

Скалывание булавками.

Сметывание.

Распарывание.

Стачивание.

Складывавние деталей  и выравнивание срезов.

ВТО.

Обметывание.

Приутюживание.

Карточка № 7

Задание: выбери приемы выполнения практической работы.

Обметывание.

Скалывание булавками.

Приутюживание.

Сметывание.

Стачивание.

ВТО.

Складывавние деталей  и выравнивание срезов.

         Распарывание.

Притачивание.

Приметывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Урок "Обработка ткани с элементами машиноведения", 8 класс

Игра-соревнование "Искусство кройки и шитья" - повторение пройденного материала, проверка знаний учащихся, воспитание ответственности, внимательности, привитие навыков культуры общения....

Открытый урок:"Обработка ткани с элементами машиноведения"

Цели: Повторение пройденного материала, проверка знаний учащихся.Способствовать  воспитанию ответственности,  внимательности.Прививать навыки культуры общения....

Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».

Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...