ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ
статья по теме

Царева Юлия Николаевна

 

В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на реализацию права получения полноценного образования и обеспечение комплексной реабилитации и социализации,  позволяющих реализовать их потенциальные возможности, достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности в современном обществе.

Образование таких детей предусматривает создание для них адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, оздоровление, социальную адаптацию. Ребёнка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом. Не менее важным является формирование опыта общения, сотрудничества. Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья  инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества.

В современных  условиях эффективно осуществляется интеграция детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирается полезная и возможная для него "доля" интеграции, т.е. одна из моделей:

·                     комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются в обычных классах,  получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;

·                     частичная интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательными программами, вливаются в классы общеобразовательных школ лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по несколько человек;

·                     временная интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются со здоровыми сверстниками периодически для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Таким образом, устраняются барьеры, укрепляются и развиваются связи между детьми с нарушениями в развитии и обычными детьми, формируются толерантные отношения.

 В практике «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» используется временная интеграция, которая реализуется через дополнительное образование, сотрудничество с различными социальными институтами. Разработаны и реализуются программы, направленные  на развитие образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями с  целью интеграции их  в обычную образовательную среду.

С 2008 года отделение школы-интерната «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» тесно сотрудничало с МОУ ДОД СДЮСШОР № 6 г. Тамбова в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью». Цель совместной деятельности – показать положительное влияние занятий плаванием на укрепление и поддержание здоровья, развитие координационных способностей, личностного развития, самореализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. За 4 года систематических  занятий были отмечены позитивные изменения в физическом развитии воспитанников центра: улучшение психической и эмоционально-волевой сфер детей; развитие точности движений, снижение скованности и напряженности; формирование правильной осанки; увеличение силы основных мышц и развитие гибкости в суставах; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Немаловажной составляющей  успеха экспериментальной работы явилось формирование навыков общения воспитанников центра с детьми из общеобразовательных школ, развитие восприятия себя как равноправных членов общества.

С января 2012 года ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» снова стал базой экспериментальной работы совместно с МОУ ДОД СДЮСШОР № 6, специализированной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом № 2,   общеобразовательными школами № 5 и № 31 по теме «Мир равных возможностей». Цель эксперимента – интеграция детей с ограниченными возможностями  здоровья в современное общество через психолого-педагогическую адаптацию и совместную спортивно-массовую, досуговую деятельность со здоровыми сверстниками. Обучающиеся образовательных учреждений, занимаясь совместно плаванием, участвуя в различных мероприятиях, не только проходят физическую реабилитацию, привыкают вести здоровый образ жизни, но и повышают свою самооценку, преодолевают барьер отчуждения, непонимания между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их здоровыми сверстниками. С ребятами работают квалифицированные специалисты: инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи.

Каждое мероприятие включает обязательную диагностику состояния эмоционально-волевой сферы ребят, совместные психологические игры и занятия на развитие психофизических процессов.

В рамках экспериментальной работы уже состоялись две встречи ребят. Первая – в феврале 2012 год - в форме соревнования по дартцу. Вторая встреча состоялась  в спортивном зале МБОУ СОШ № 5 г. Тамбова. Четыре сборные команды участвовали в соревнованиях с элементами баскетбола «Золотая корзина». Были организованы три эстафеты с мячом. Педагоги-психологи провели с детьми занимательное упражнение на выявление эмоционального настроя ребят и увлекательное занятие «Дом счастья». В итоге совместных соревнований образовательные учреждения получили  грамоты, а все ребята - сладкие призы.

Было много эмоций, радостных переживаний, дружеского общения. Каждый участник таких мероприятий – ребенок с ограниченными возможностями или его здоровый сверстник - чувствовали себя равными в одном коллективе. Это,  действительно, мир равных возможностей.

Ю.Н. Царева, педагог-психолог

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики

 и дифференцированного обучения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_pravo_byt_ravnym.docx338.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ

В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на реализацию права получения полноценного образования и обеспечение комплексной реабилитации и социализации,  позволяющих реализовать их потенциальные возможности, достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности в современном обществе.

Образование таких детей предусматривает создание для них адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, оздоровление, социальную адаптацию. Ребёнка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом. Не менее важным является формирование опыта общения, сотрудничества. Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья  инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества.

В современных  условиях эффективно осуществляется интеграция детей с особыми образовательными потребностями с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирается полезная и возможная для него "доля" интеграции, т.е. одна из моделей:

  1. комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются в обычных классах,  получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога;
  2. частичная интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательными программами, вливаются в классы общеобразовательных школ лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по несколько человек;
  3. временная интеграция, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья объединяются со здоровыми сверстниками периодически для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Таким образом, устраняются барьеры, укрепляются и развиваются связи между детьми с нарушениями в развитии и обычными детьми, формируются толерантные отношения.

 В практике «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» используется временная интеграция, которая реализуется через дополнительное образование, сотрудничество с различными социальными институтами. Разработаны и реализуются программы, направленные  на развитие образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями с  целью интеграции их  в обычную образовательную среду.

С 2008 года отделение школы-интерната «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» тесно сотрудничало с МОУ ДОД СДЮСШОР № 6 г. Тамбова в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью». Цель совместной деятельности – показать положительное влияние занятий плаванием на укрепление и поддержание здоровья, развитие координационных способностей, личностного развития, самореализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. За 4 года систематических  занятий были отмечены позитивные изменения в физическом развитии воспитанников центра: улучшение психической и эмоционально-волевой сфер детей; развитие точности движений, снижение скованности и напряженности; формирование правильной осанки; увеличение силы основных мышц и развитие гибкости в суставах; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Немаловажной составляющей  успеха экспериментальной работы явилось формирование навыков общения воспитанников центра с детьми из общеобразовательных школ, развитие восприятия себя как равноправных членов общества.

С января 2012 года ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» снова стал базой экспериментальной работы совместно с МОУ ДОД СДЮСШОР № 6, специализированной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом № 2,   общеобразовательными школами № 5 и № 31 по теме «Мир равных возможностей». Цель эксперимента – интеграция детей с ограниченными возможностями  здоровья в современное общество через психолого-педагогическую адаптацию и совместную спортивно-массовую, досуговую деятельность со здоровыми сверстниками. Обучающиеся образовательных учреждений, занимаясь совместно плаванием, участвуя в различных мероприятиях, не только проходят физическую реабилитацию, привыкают вести здоровый образ жизни, но и повышают свою самооценку, преодолевают барьер отчуждения, непонимания между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их здоровыми сверстниками. С ребятами работают квалифицированные специалисты: инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи.

Каждое мероприятие включает обязательную диагностику состояния эмоционально-волевой сферы ребят, совместные психологические игры и занятия на развитие психофизических процессов.

В рамках экспериментальной работы уже состоялись две встречи ребят. Первая – в феврале 2012 год - в форме соревнования по дартцу. Вторая встреча состоялась  в спортивном зале МБОУ СОШ № 5 г. Тамбова. Четыре сборные команды участвовали в соревнованиях с элементами баскетбола «Золотая корзина». Были организованы три эстафеты с мячом. Педагоги-психологи провели с детьми занимательное упражнение на выявление эмоционального настроя ребят и увлекательное занятие «Дом счастья». В итоге совместных соревнований образовательные учреждения получили  грамоты, а все ребята - сладкие призы.

Было много эмоций, радостных переживаний, дружеского общения. Каждый участник таких мероприятий – ребенок с ограниченными возможностями или его здоровый сверстник - чувствовали себя равными в одном коллективе. Это,  действительно, мир равных возможностей.

Ю.Н. Царева, педагог-психолог

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики

 и дифференцированного обучения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право быть ребёнком

Современная школа направлена на повышение уровня социализации своих выпускников. Данная проблема решается путём проведения с учащимися различных мероприятий. Одной из самых распространённых форм работ...

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Право быть ребёнком

МКОУ Верх - Красноярская СОШКлассный часПраво быть ребёнком Кл. руководитель  Силкова Алёна Ивановна01.09.2010  20-летие Конвенции ООН о правах ребёнка.   Тема...

право быть ребенком...

внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов...

"А русские стяжали право быть непобедимыми"

Конспект мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне 1812 года...

"А русские стяжали право быть непобедимыми"

Мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне 1812 года....

Проект "Право быть равным" (презентация)

Проект "Право быть равным" (презентация)...