Родственные слова.
план-конспект урока по теме

Копликова Наталья Николаевна

Дать учащимся понятие о родственных словах на примере пособия "Чудо-дерево", предметных картинок и дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova2.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Родственные слова».

Цели: Дать учащимся понятие о родственных словах, упражнять в подборе родственных слов; уточнять и развивать словарный запас путём практического усвоения родственных слов, развивать логическое мышление, произвольную память; воспитывать толерантность, самоконтроль.

Оборудование: слайд№1 –сюжетная картинка, карточки со словами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.

Сад, садовый, посадить, садовник.

Соль, соленый, посолить, рассол.

Лес, лесной, перелесок, лесник.

  1. Введение в тему занятия. Слайд №1  подумайте, что повторяется в  словах, выросших на дереве? В них повторяется общая часть и они близки по смыслу.

        Ребята, как и люди, слова живут семьями. Родственники- люди похожи друг на друга – глаза у всех серые или носы курносые.

 Родственники- слова тоже имеют общую примету. Возьмём слова лесник, лесничество, лесная. Примета их родства – лес. Эта общая часть есть у всех родственников-слов.

  1. Дыхательная гимнастика. Протяжно  произнести названия деревьев, растущих в лесу, на одном речевом выдохе.
  2. Работа по теме занятия.  Прочитай  стихотворение, какие слова связаны родством? Назови их общую примету. Объясни значение каждого слова.

Я к лесничеству утром иду напрямик.

Меня в лес на коне снаряжает лесник.

Далеко мне дорога лесная видна.

Конь мой чует лисицу, ежа, кабана.

                                      (Н.Юркова)

Лесничество – участок леса, лесник – человек, охраняющий лес, лесная дорога – дорога, проходящая по лесу.

5. Зрительная гимнастика «Туча над лесом».

6. Работа в тетради. Выписать из стихотворения родственные слова, выделить общую часть.

7.  Кинезиологические упражнения. «Ленивые восьмерки», «Качели».

8.  Закрепление изученного материала. Дидактическая игра «В гости к родственникам». Цель: развитие навыка словообразования и подбора родственных слов. Оборудование: карточки со словами. Ход игры: учитель прикрепляет к доске карточку. Задание: прочитать слово и подобрать ему родственные слова.

9.  Итог занятия. С какими словами мы сегодня работали на занятии?

                                Что нового вы узнали?

                                 Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родственные слова"

В конспекте урока на тему : "Родственные слова "  хорошо видно различие между родственными  и однокоренными словами....

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Родственные слова.

Групповое запятие на тему "Родственные слова" направлено на закрепление  родственных слов  в словах и предложениях....

Логопедическое занятие "Путешествие по городу родственных слов"

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся вторых-третьих классов с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление знаний о родственных словах, расширение словарного запаса....

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»

Урок в коррекционной школе  I-II  вида5 класс II вида  II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...

Однокоренные или родственные слова и формы слова

Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...