Роль праздника в развитии детей с речевыми отклонениями.
статья на тему

Пономарева Анастасия Алексеевна

Доклад к педагогическому совету.

Пусть каждый припомнит, свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события до другого... И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники...",

К. Д. Ушинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_doklad.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) школа-интернат (V вида) №2

Адмиралтейского района

Роль праздника

в развитии детей

с речевыми

 отклонениями

педагог-психолог

                                                                     Поливина А.А.

2010-2011 учебный год

Пусть каждый припомнит, свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события до другого... И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники...",

К. Д. Ушинский.

Необходимо отметить, что дети с нарушениями речи имеют ряд специфических особенностей развития. В познавательной сфере – это особенности развития высших психических функций – внимание, мышление, память, восприятие.

Особенно страдают компоненты непосредственно связанные с первичным, речевым дефектом – вербально-логическое (словесное) мышление, словесная, ассоциативная память и т. п.. Также бывает нарушена произвольность деятельности и самоконтроль.

 В сфере эмоций, поведения и развития личности в целом, также  могут наблюдаться разнообразные проблемы, такие как: повышенная возбудимость либо заторможенность нервной системы, обидчивость, болезненное стеснение своего недостатка и т. д. тревожность, гиперактивность, повышенная агрессия и др..

Такие особенности  могут быть связаны с комплексами по поводу собственного дефекта, возможным органическим поражением коры головного мозга, что приводит к утомляемости, гиперактивности, подверженности стрессам.

        Такие негативные аспекты развития детей могут  в значительной мере поддаваться  коррекции – при грамотном применении психолого-педагогических методик и технологий.

         

Одной из таких эффективных технологий воспитания  детей с нарушениями речи является праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Праздник для школьника — это игра. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток.  Положительные эмоции нужны каждому. Неслучайно педагоги, врачи и физиологи отождествляют хорошее настроение, радость и веселье с физическим здоровьем человека.

В игре ребенок совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развивается воображение, фантазия, способности ученика, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Эффективнее всего происходит развитие познавательной деятельности.

Тусклым и невыразительным станет детство, если из него вдруг исчезнут праздники. Для детей праздник — это целое событие. Душа ребенка одинаково восприимчива к добру и злу, но именно положительный эмоциональный заряд позволяет чистым, неискушенным детским сердцам открыться прекрасному. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.

Зачастую в игре, в процессе праздника ребенок может научиться искусству общения, избавиться от робости, излишней стеснительности или, наоборот, эгоизма, которые делают общение мучительным, а порой просто невозможным. Одновременно с этим школьник учится принимать решение, проявлять инициативу идти навстречу желаниям других, понимать, что он не один на свете, что в общем деле нужна слаженность, важно уважение к другим, такт, умение сходиться с людьми.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Последний звонок» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

        Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия учебного заведения, возрастной группы, особенности детей-логопатов (о которых говорилось выше), чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворение и т.д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкально менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педагогически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмоциональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверенность.

        К составлению программы (это касается и содержания, и структуры) следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия учебного заведения, опыт работы педагогического коллектива.

        Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление—специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование музыки и ИКТ для сопровождения танцев, хороводов, театральных инсценировок. Желательно, чтобы дети  тоже участвовали в подготовке оформления праздников.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Необходимо правильно руководить ребятами, помогать при появлении трудностей. Задача педагога — тщательно продумать сценарий, сделать так, чтобы праздник запомнился детям надолго, остался в душе как нечто светлое и прекрасное. А для этого педагог должен сам научиться играть, жить в состоянии праздника, только тогда он сможет организовать детскую игру; а интересная, занимательная игра, как мы уже сказали, сделает ребенка веселым, жизнерадостным, а следовательно, и счастливым. Каждый учитель должен помнить о том, что любое, даже самое незначительное начинание школьника надо оценить. Ведь похвала рождает желание стремиться к успеху, порицание убивает это желание. Хвалите ребенка как можно чаще, и он будет стараться выполнить задание еще лучше, чтобы добиться похвалы. Но не переусердствуйте, похвала должна быть заслуженной, на недочеты тоже следует указывать, однако делать это надо так, чтобы не отбить у школьника желание трудиться.

        На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. При соответствующей организации, праздник также будет способствовать основным задачам при работе с детьми логопатами – развитию речи, познавательной сферы и гармоничной личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль оригами в развитии детей

О пользе занятий оригами в начальной школе....

Роль праздника в воспитании детей

Роль праздника в воспитании детей...

Роль праздников в развитии речевой коммуникации и воспитании школьников.

Праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праз...

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....

Анкета для родителей "Оценка роли воспитателя в развитии детей"

Анкета для родителей "Оценка роли воспитателя в развитии детей"...

Роль мызыкотерапии в развитии детей младшей школы

middot;         СОЗДАТЬ ПОЛНОЦЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ;·         ИЗУЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕ...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 3-4 года: нормы и отклонения"

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы да...