Адаптация первоклассников
учебно-методический материал по теме

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям обучения в школе

                                                                                     

                                                                            Исполнитель:

                                                                            Дехтярук Елена Евгеньевна

                                                                           

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Приложение

 5. Литература

       

 

 Введение

Цель: проанализировать особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям обучения.

 

Задачи:

- анализ проблемы и общая характеристика

-  определение подходов к решению проблемы

- определение возможных способов решения

   Поступление в школу  коренным  образом  меняет  положение ребенка. Учение-то, чем он теперь  должен  заниматься, -  оказывается  очень  важным для  окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения  со сверстниками и со взрослыми  рассматриваются теперь  через призму  этих обязанностей.

    Есть первоклассники, которые  гордо и самостоятельно  шагают в день первого  сентября впереди сопровождающих   их родителей  и есть те первоклассники, которые долго  не могут  оторваться  от родителей, с трудом  становятся  в ряды сверстников, чтобы  следовать  за учителем  в класс.  Это весьма серьезные изменения в жизни ребенка и тут важно  понять состояние  внутренней тревоги   новичка, ведь он очень хотел  стать учеником.

      Первокласснику  не всегда  удается быстро  привыкнуть  к новому  образу жизни: режиму, необходимости  спокойно сидеть  на уроках и т.д. И потому актуальным  по сей день  остается вопрос  влияния  первоклассника  в школьный социум, вопрос быстрой и успешной адаптации к  школьной среде.  

  Если ребенок  не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него  необходимого  запаса умений  и навыков, уровня интеллектуального  развития ему трудно в школе.  Ведь не всегда  высокий уровень  интеллектуального  развития  совпадает  с личностной  готовностью ребенка к школе.  Учение – это особый труд. К нему нужно готовить ребенка. Детей с ограниченными возможностями развития приходиться учить всему, даже игре.

Изучение продуктивной деятельности первоклассников показало, что вне специально организованного обучения, без педагогических условий овладение ими даже рисованием, лепкой, конструированием чрезвычайно затруднено. Особенно для учащихся школ 8 вида.

Основная часть.

          Старший дошкольный возраст (6-7 лет) является периодом интенсивного психического развития. Происходит переломный момент в развитии внимания, дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах; существенно повышается устойчивость внимания. То же самое происходит и с памятью: если раньше ребенок запоминал то, что для него представляет наибольший интерес, то к 6-7 годам память становится произвольной; ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок, возрастает прочность запоминания материала. В этом возрасте ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки не всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и взаимного расположения. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое, однако в этом возрасте только начинается интенсивное развитие (формирование) логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. Вместе с тем и поведение ребенка становиться  произвольным. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. При выполнении волевых действий значительную роль продолжает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У ребенка  6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучит при письме жалоба: «Болит рука, рука устала». Да и нервная регуляция движений еще не совершенна.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, позволяющая ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.

           Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть резко ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. С первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки и превращает ее в предмет желания и стремления. Но часто объективные причины не позволяют достигнуть желанного результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.  

           Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Главное при начале обучения в школе – перемены, так сказать, социально-психологические; новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученика, и конечно большие нагрузки. В этот период ребенку трудно все:  не отвлекаться, сидеть в определенной позе долгих 35-40 минут, сдерживать эмоции, даже сам режим учебных занятий. Приспособление к школе происходит не сразу.  Социально-психологическая адаптация (приспособление к школе) может происходить по-разному. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (приобретают новых друзей,  они спокойны, без напряжения выполняют требование учителя и т.д.). Другим детям может понадобиться пол года на полную адаптацию, (дети могут первое время играть на уроках, не реагировать на замечания  учителя или наоборот плакать, однако при необходимой поддержке постепенно это проходит). Но есть случаи, когда ребенку нужен целый год, чтобы приспособиться к новой ситуации.

           Разумеется, все эти психологические нагрузки, и перестройки образа жизни первоклассника реализуются и на «физическом уровне». Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько периодов.

Первый – когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, организм отвечает значительным напряжением практически всех систем, ребенок в этот период работает на пределе своих возможностей. Эта «физиологическая буря»

 длится – 2-3 недели; и только затем наступает вторая фаза – неустойчивого приспособления, когда организм ищет оптимальные варианты реакций на нагрузки. И третий этап устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты, требующие меньшего напряжения.  В период адаптации к школе почти у всех детей наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, плохой сон, жалобы на головную боль, снижение аппетита, 60% детей худеют; к концу первой четверти ухудшается работоспособность, усиливаются головные боли, учащаются жалобы на усталость и т.д. Трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и еще многое-многое, что может замедлять приспособление к школьной жизни.

           Однако есть факторы, существенно облегчающие адаптацию в школе всех детей.  Наиболее важные из них – рациональная организация учебных занятий и режим дня. Многие знают, что режим важен и необходим; но это теоретически, а на практике все сложнее (большая занятость на работе, быт, другие проблемы – не до режима, но соблюдение хотя бы основных моментов режима в течение первого года обучения  значительно поддержит ваших детей). Ведь многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Потому что режим основан на закономерностях, по которым живет организм. Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику – работоспособность. У первоклассника она снижается довольно быстро через 15-20 минут; об этом сигнализирует общее двигательное беспокойство.   Двигательное беспокойство – защитная реакция организма ребенка; он как бы отключается, дает себе отдых, не доводя себя до утомления.

 Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать

8 минут, а в 7-8 лет – 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма – 3 минуты. В течение учебного дня динамика работоспособности такая же. Первый урок – врабатывание, второй – пик работоспособности, с третьего начинается ее снижение, к

четвертому уроку снижение резко усиливается. Изменение работоспособности в течение недели подчиняется все той же закономерности. Понедельник – врабатывание; вторник, среда – период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, а с четверга начинается спад. Однако в самом начале обучения (период острой адаптации) врабатывание затягивается и поэтому впервые четыре недели обучения наилучшая работоспособность в среду и четверг. То же самое и с годовой динамикой. Первые шесть недель – врабатывание, с октября по декабрь устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности, затем ее снижение – отдых (каникулы). После каникул снова две недели врабатывание и т.д.

           Так же организму помогает справиться со школьной нагрузкой, сохранить высокую работоспособность - сила движения. Вы замечали, конечно, как вырываются дети из класса, из школы? Как хочется им бегать, прыгать? Почему ребенку необходимо больше двигаться - ему нужна разрядка. Доказано: для компенсации естественной биологической потребности в движении суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов. Если вместо вечернего сидения у телевизора прогуляться перед сном, то ребенок уснет быстрее, и спокойнее будет спать, и встанет утром бодрый, и меньше устанет за учебный день.

  Остановимся немного  на кризисе семи лет. Что он представляет из себя и каковы его особенности?

                             Характерные  особенности:

1. Утрата  непосредственности.

  Утрату  непосредственности  ребенком Л.С. Выготский  связывает  с привнесением в поступки  интеллектуального момента, который  вклинивается между  переживанием и поступком, что  является  противоположностью  наивному  и непосредственному  действию, свойственному ребенку.

2. Смена основных переживаний ребенка.

  От одного  способа  переживания  среды  ребенок  переходит к другому.

  Для кризиса  семи лет  в сфере переживаний  характерны следующие изменения:

1)семилетка открывает  сам факт  своих переживаний;

2) у ребенка  семи лет  возникает  осмысленная  ориентировка  в собственных переживаниях;

3) переживания  приобретают  смысл  (сердящийся  ребенок  понимает, что он сердится).

  Смысловое переживание  возникает потому, что  происходит  дифференциация  внешнего и внутреннего. Таким образом, сам характер  переживаний  перестраивается.

  Как следствие  у ребенка  возникают:

  1. новое отношение к себе;
  2. новые связи между переживаниями;
  3. борьба переживаний;
  4. противоречие переживаний;
  5. изменение содержания переживаний.

Когда ребенок понимает свои  переживания, когда  возникает  внутреннее отношение к тому, что  переживается  и как, тогда и совершается  изменение переживаний.  Следовательно,  возникает новое  единство  средовых  и личностных моментов, которые делают  возможным новый  этап  развития - школьный возраст.

3. Обобщение  переживаний.

  Впервые появляется  феномен  обобщения  переживаний, который  становится  основой  логики чувств.  Пример: дети с ограниченными возможностями каждый раз проигрывая, оказываясь в неудаче, тем не менее не испытывают чувства   собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет!  У здорового же ребенка  младшего школьного возраста  возникает  обобщение чувств, т.е. если с ним много раз  случалась какая-то ситуация, то у него возникает  аффективная реакция, связанная   с переживанием неудачи.

4. Перестройка потребностей, возбуждений, переоценка ценностей.

5. Новое отношение ребенка к среде.

  Для  ребенка изменение отношений к среде означает, что и сама среда  изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха  в развитии, изменяются  интересы и цели деятельности.

6.Обобщенное  отношение к самому себе.

Появляется  понимание  своей  человеческой  ценности и уважение  к себе. Возрастает  уровень требований  к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит  активное  формирование самоценности.

7. Обобщенное  отношение к окружающим.

  Перестраивается  социальная позиция  по  отношению  к окружающим  людям, авторитету матери, отца.

  Вся совокупность изменений  приводит к явлению, называемому  кризисом  личности, когда ребенок  совершает  ряд поступков, мотив которых  связан с проявлением  его личности, а не с мгновенным  желанием, т.е. мотив дифференцирован  от ситуации.

  Особое звучание данная проблема  приобретает сегодня, в условиях  реструктуризации системы российского образования. Поэтому идет активный  поиск  эффективных путей  подготовки детей к обучению в школе.

Многие  исследования  свидетельствуют  о том, что трудности в обучении испытывают  те дети, которые не готовы  к новой  социальной  роли ученика.

     Изменение статуса  вчерашнего  дошкольника на сегодняшнего  первоклассника  по-особому  переживается  и самим ребенком.  Поэтому  по оценкам специалистов  является актуальным  формирование  у дошкольника  образа будущего школьника, который  поможет  ему адаптироваться  к социально значимой  позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать  свою  социальную сущность.

  Вопрос возможности целенаправленного  педагогического воздействия  на процесс формирования  образа будущего  школьника  рационально  решать  путем создания  психолого-педагогических условий для  развертывания  процесса  актуализации в сознании детей  противоречивого  единства образа «Я - реальное»  и образа « Я- идеальное»- личности будущего школьника.

   Успешность вхождения  в школьную жизнь  зависит во многом  от степени  позитивности и адекватности образа «Я - будущий школьник».

  Важным условием  является  организационный процесс самопознания, направленный  на выявление  и осознание  детьми  сторон своей личности, на углубление  и уточнение  образа  идеального школьника.

  Итак, решить  проблему  подготовки  детей  к школе  возможно  лишь, если  будет  реализована  единая  линия развития  ребенка на этапах  дошкольного и школьного детства. Только такой  подход  может  придать  педагогическому процессу  целостный, последовательный  и перспективный  характер, что позволит  школе  опираться  на уровень развития  ребенка, сформированный  в дошкольном детстве.

  Важной особенностью психического  развития  старшего дошкольника  является обостренная  чувствительность  к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность  детей к овладению  целями и способами  систематического обучения. Говоря словами Л.С. Выготского,  в этот период осуществляется переход  от учения  по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период  возникает состояние, которое  можно назвать обучаемостью.  

  В настоящее время ребенку – первокласснику   необходима  выносливость-важнейшая  физическая способность, которая теснейшим образом   связана с работоспособностью, качеством, без которого   невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников  в школе.

 Специальные исследования показывают, что положительное влияние на физическую   работоспособность  детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает  увеличение самопроизвольной  двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения  движений, развитие у детей  двигательных  навыков  во время ежедневного проведения динамических  пауз на свежем  воздухе, обучение плаванию  в бассейне, проведение утренней гимнастики.

 Однако, очевидным является то, что  одной физической готовности  для успешного обучения  в школе явно мало.  Необходима готовность  ребенка к изменению своего  социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым  психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать  при работе с первоклассниками.

  Социально-психологическая адаптация  представляет собой процесс активного приспособления, в отличие  от физиологической адаптации, которая  происходит  как бы автоматически.

С социально-психологической адаптацией  дело обстоит иначе:  чтобы  адаптироваться, необходимо  приложить  специальные усилия.

  Отношения  со средой, к которой  надо приспосабливаться, здесь иные. Педагогу надо помочь  детям адаптироваться  в новых социальных условиях.  Но адаптироваться  приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым  для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который  теперь стал школьником.

  Первоначальный  этап  пребывания  в школе  как раз и есть  период  социально-психологической  адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации - адаптированность, которая  представляет  собой систему  качеств  личности, умений и навыков, обеспечивающих успешности  последующей  жизнедеятельности.

  Дети далеко  не одинаково  легко  «вживаются» в новые условия. В ходе  исследования, на которые ссылается А.Л. Венгер, выявлено  три уровня  адаптации детей  к школе.

1. Высокий уровень адаптации.

  Первоклассник  положительно  относится  к школе, представляемые  требования  воспринимает  адекватно; учебный  материал  усваивает легко; глубоко  и полно  овладевает  программным  материалом; решает усложненные  задачи, прилежен, внимательно  слушает  указания, объяснения учителя, выполняет  поручения  без внешнего контроля; проявляет  большой  интерес  к самостоятельной  учебной  работе (всегда  готовиться  ко всем урокам); общественные поручения  выполняет  охотно и добросовестно; занимает  в классе  благоприятное  статусное  положение.

2. Средний  уровень  адаптации.

Первоклассник  положительно  относится  к школе, ее посещение  не вызывает  отрицательных  переживаний, понимает  учебный материал, если учитель излагает  его подробно и наглядно, усваивает основное содержание  учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то  для него интересным (готовится к урокам и выполняет  домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет  добросовестно; дружит  со многими  одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

  Первоклассник  отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки  жалобы на нездоровье; наблюдаются  нарушения дисциплины; объясняемый  учителем материал  усваивает  фрагментарно; самостоятельная работа  с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий  не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет  работоспособность и внимание при  удлиненных  паузах для отдыха; для понимания нового  и решения задач  по образцу требуется   значительная  учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет  под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает  по именам и фамилиям  лишь часть  одноклассников.

  Для того чтобы период адаптации к школе прошел  у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы  взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали  конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка  должен быть  благоприятный статус  в группе сверстников.

  Неправильные  методы воспитания в семье, неудовлетворенность  в общении, неадекватное осознание своего  положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения  учителя  подготовительного класса, конфликты между родителями  и учителем  первого класса - все это затрудняет  вхождение  ребенку  в новую полосу жизни.

    Из всего сказанного можно заключить, что успешность усвоения учебного материала ребенком в школе и вхождения его в школьную жизнь зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи на первый  план ставят  психологическую готовность ребенка к школе.

  Психологическая готовность  к обучению  в школе -  следствие  прохождения  ребенком  кризиса семи лет.

  Несомненно, готовность к школе  не сводится   лишь к физической готовности  - необходима так же и    особая  психологическая  готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида  готовности определяется  той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку.

Психологическая готовность к школе – это

-умение  слушать  речь, объяснения, ответы  товарищей;

-умение действовать  в соответствии с правилом;

-умение производить  действия  в соответствии с образцом;

- умение действовать по прямому указанию  взрослого;

-умение работать в группе.

 Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно изменяется, обогащается.

  Что же именно включает  в себя психологическая готовность к школе?

  Составными компонентами  психологической готовности являются  личностная, волевая, интеллектуальная.

 1. Личностная готовность ребенка к школе

  Подготовка  ребенка к школе  включает формирование  у него готовности к принятию  новой  « социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных  обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается  в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

  Как правило, дети  выражают желание идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала  ребенка  своей главной деятельностью- учением.

  Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при  наличии у него  необходимого запаса  умений и навыков, уровня интеллектуального  развития  ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень  интеллектуального развития  совпадает  с личностной  готовностью ребенка к школе.

  Такие первоклассники учатся  в школе  очень неровно и ведут себя по-детски. И если  занятия у них будут вызывать непосредственный интерес, то успехи у них будут. Если же его нет, и они должны будут  выполнять учебное задание  из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех и достичь нужного положительного результата ему трудно.

  Еще хуже в том случае, когда дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения  к школе, как правило, кроется  в самой системе воспитания ребенка. Нередко  ребенка запугивают школой и потому разумнее всего  сразу сформировать  верное представление о школе,  положительное  отношение к ней, к учителю, к книге.

  Создание  эмоционального опыта, последовательное  углубление  эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка- необходимое условие формирования  его положительного отношения к школе. Поэтому весьма важно, чтобы  сообщаемый детям  материал о школе  был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является  включение детей в деятельность, активизирующую  как сознание, так и чувства.

  Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают  ему безболезненную адаптацию  к новым социальным условиям, способствуют  созданию  благоприятных  условий для его дальнейшего развития.

 2. Волевая готовность ребенка к школе.

    Формирование волевой готовности  будущего первоклассника требует серьезного внимания, поскольку  его ждет в школе напряженный труд, от него потребуется  умение делать не только  то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

  Все исследования  развития воли  у детей отмечают, что в дошкольном  возрасте успешнее достигается цель  в игровой ситуации. Первостепенное  значение в формировании воли имеет  воспитание  мотивов достижения  цели. Формирование у детей небоязни трудиться, стремление не пасовать перед ними, а разрешать  их, не  отказываться  от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной  помощи  преодолеть трудности, которые возникнут  у него в первом классе.

  Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему  ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей  мере зависит  от степени  его  восприимчивости к требованиям, от характера  взаимоотношений ребенка и взрослого.

 3. Интеллектуальная готовность.

  Важно, чтобы ребенок  к школе был умственно развит. Существующие программы, их усвоение потребуют  от ребенка умения  сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные  выводы, потребуют  достаточно развитых  познавательных  процессов. Готовы ли дети  дошкольного возраста к этому?

  Исследования показывают, что к старшему дошкольному  возрасту дети  овладевают  некоторыми  рациональными  способами обследования  внешних  свойств  предметов, пользуясь  усвоенной  системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку  дифференцированно  воспринимать, анализировать сложные предметы.

  В дошкольные годы ребенок  должен быть подготовлен  к ведущей  в младшем школьном возрасте  деятельности - учебной. Важное значение при этом  будет иметь формирование  у ребенка умений, требуемых  в этой деятельности. Обладание этими  умениями обеспечивает  ребенку «высокий  уровень» обучаемости, характерной особенностью  которого  является умение  выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную  цель деятельности.

  Составную часть психологической готовности  ребенка к школьному обучению  составляет  именно интеллектуальная  готовность.  В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка  об окружающем, так и сформированность его мыслительных  навыков. Однако, главное- это то, как ребенок   ориентирован в окружающем и как он осмысляет  полученные сведения.  

  Важнейшими  компонентами  психологической  готовности  детей  к школьному обучению  также является  общение ребенка со взрослыми, взаимоотношение со сверстниками и отношение  к самому  себе. Эти компоненты  знаменуют собой  разные фазы  кризиса семи лет.    Заключение

  В завершении данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно   сделать краткие  выводы:

1.  На личностную готовность  ребенка к школе влияет  фактор преодоления  ребенком кризиса семи лет.  Образ будущего  школьника  является  социальным образованием, возникающим в этот период.

2.  Успешность  вхождения  в школьную жизнь зависит  во многом  от степени позитивности и адекватности  образа  «Я - будущий ученик». Решить проблему  подготовки детей   к школе возможно лишь, если реализуется  единая  линия   развития ребенка на этапе  дошкольного и школьного детства.

3. Важным условием  успешной  социальной адаптации дошкольника к школе является  психологическая готовность.

Психологическая готовность:

-умение слушать речь, объяснения ответы  товарищей;

-умение действовать  в соответствии с правилом;

-умение  производить  действия  в соответствии с образцом;

-умение  действовать  по прямому указанию  взрослого;

-умение  работать в группе.

4. Основная цель педагогического коллектива школы в направлении социальной адаптации детей дошкольного возраста - создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим  деятельность школы направлена на

-максимальное  обеспечение  двигательной активности  детей к школе;

- создание  в школе развивающей  предметной среды, являющейся продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;

- широкое применение  игровых приемов;

- изменение стиля  взаимоотношения взрослых и детей  с авторитарного на  стиль доверительного сотрудничества;

- введение  в педагогический процесс разнообразных видов   детской творческой деятельности;

- использование  многообразных форм  обучения  неурочного типа;

- создание  щадящего режима учебной деятельности.

5. Чтобы успешно прошла социальная адаптация дошкольников к школе  важную роль играет и соучастие родителей в этом вопросе, однако же  родителям при этом   важно помнить, что помогая ребенку, они  могут на себя взять  только то, что ребенок не может  выполнить  пока еще сам, остальное же предоставить  сделать ему самому. По мере же освоения  ребенком  новых действий   родитель постепенно  передает их ребенку, веря в ребенка и любя его.

6. Готовность ребенка или его неготовность тесно  связаны с его положением в семье. Дома и в школе должна быть  приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка – дошкольника к школе.


Литература

1. Закон Российской Федерации  от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями  и дополнениями) « Об образовании».

2. Закон Российской Федерации « О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения».

3. Амонашвили Ш.  Воспитательное и образовательное формирование оценки учения школьника.- Эксперим.-методич. исследование.- М.: Педагогика, 1984

4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться  понимать своего ребенка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

5. Берн Р. Развитие «Я»- концепции и воспитание.- Пер. с англ.: Москва, «Прогресс», 1986

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., «Просвещение», 1968.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 (Кризис семи лет). – М., 1984

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений.- М., 1984

9. Доровской А.И.  Сто советов  по развитию  одаренности детей.  Родителям, воспитателям, учителям.: М., Российское  пед. агенство, 1997.

10. Карабаева О.А. « организация адаптивной среды  на начальном этапе обучения.» // « Начальная школа», №7-2004

11. Коломинский Я.Л., А.А. Панько « Психологическая готовность к школе».

12. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., Наука,1988.

13. Мухина С. Психология детства и отрочества: Учебник для вузов./  Академия пед. и соц. наук.- М.: Институт практической психологии, 1998г.

14. Попова М.В.  Психология растущего  человека: краткий курс возрастной психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

15. Популярная психология  для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989

16. Популярная психология для родителецй.-2-е изд. испр. и доп./ Под ред. А.С. Спиваковской.- СПб.: СОЮЗ, 1997

17.Психология для родителей под редакцией А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1989

18. Слуцкий В.И. Элементарная  педагогика  или Как управлять поведением человека: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1992

19. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Из-во МГУ, 1983.

20. Сухомлинский В.А. Мудрая власть  коллектива. (Методика  воспитания коллектива.) -Москва, « Молодая гвардия», 1975

21. Формирование образа «Я- будущий  школьник» у детей  пяти-семи лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа», №10-2004

22. «Хорошо ли вашему  ребенку в школе?» А.Л. Венгер.//  Популярная психология для родителей под ред. А.А. Бодалева.-М.: Педагогика, 1989

23.Эльконин Д.Б. Детская психология. (развитие ребенка от рождения  до 7 лет)).- М., 1960г.

24. Эльконин Д.Б. Психич. развитие  в детских  возрастах: избранные психологические труды в 70 томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна.-2-е изд.- М.: Ин-т практической психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997

25. Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татаринова «Валеологические основы педагогической деятельности», СПб, КАРО, 2005.

26. Н.Б. Говоркова, Г.Г. Кукушкина « Первые дни ребенка в школе», Волгоград «Учитель», 2008.

27. Матюхин «Мотивация учения младших школьников», М, 1984

28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года от 19.03.01.

29. С.И. Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками», Волгоград «Учитель», 2007.

30. Л.М. Костина «Адаптация первоклассников в школе, пути снижения уровня их тревожности», «Вопросы психологии», 2004, №1.

31.С.Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение». Организационно-педагогические аспекты. Москва, «Владос», 2001.

 32. Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в   развитии». Москва, «Владос», 2005.

 33.Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии», «Владос», 2001.

 34.Рогов Е.И. «Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования», «Владос», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка по итогам адаптации первоклассников

материал  полезен для начинающих заместителей  по УВР...

Проблемы адаптации первоклассников

Статья, посвящённая проблемам адаптации первоклассников. Может быть полезна учителям первых классов, психологам, классным руководителям....

Адаптация первоклассников к школе

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет....

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьн...