Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми.
статья по теме

Зуева Татьяна Владимировна

В статье рассказывается о применении эксперименто-игровой деятельности в практической работе учителя-логопеда с дошкольниками из семей, для которых русский язык не является родным. Обосновано применение таких игровых методик, приводятся примеры игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры-эксперименты в логопедической работе

с дошкольниками из двуязычных семей.

В последние годы  в логопедической практике все чаще встречаются дети, для которых русский язык не является родным, или те, которые с детства говорят на двух языках, то есть билингвы.

В нашем детском саду нам встречались дети, родители которых родным языком признают следующие: испанский (семья с Кубы), афганский, чеченский, аварский, английский, молдавский, калмыкский и другие. Иногда дети-билингвы, направленные к нам ПМПК с заключениями ОНР, дизартрия, ринолалия,  посещают логопедические группы, иногда мы их встречаем в общеобразовательных группах и констатируем у них фонетико-фонематическое недоразвитие. Мы понимаем, что причиной может быть несоответствие фонетических систем русского и родного языка, знаем, что учиться эти дети будут в дальнейшем в русской школе и им грозит дисграфия, и зачисляем их на логопункт.

Уровень владения русским языком у этих детей различный, но некоторые общие черты можно выделить:

- бедность словаря, несформированность словообразовательных процессов

- стойкие аграмматизмы, в том числе ошибки в согласовании прилагательных, числительных, притяжательных местоимений с существительными в роде, числе и падеже, в употреблении глагольных форм, использовании в речи предлогов.

- несформированность фонематического слуха,  объясняемая несоответствием фонетических систем разных языков (трудности различения свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, соноров).

Наряду с другими приемами  мы предлагаем широко использовать в работе с детьми из двуязычных семей игры-эксперименты.

Отметим положительные стороны их применения:  повышение интереса детей к занятиям, наглядность, возможность задействовать все анализаторы: тактильный, визуальный, слуховой, обонятельный, вкусовой.

Особенно эффективно применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя. В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря. Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый), относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый), материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый…).

В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит…, а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно…. Ребенок усваивает антонимы – холодный и горячий, толстый и тонкий … , однокоренные слова – треск, трещит, трескучий; холод,  холодный, холодно, холодать, холодильник.

В процессе игр-экспериментов происходит более быстрое формирование навыков  словоизменения, в том числе:

  1. согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже (категория рода усваивается детьми-билингвами особенно трудно)
  2. согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными
  3. усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий
  4. усвоение предложно-падежных конструкций
  5. усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий

В процессе игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные с союзом а, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия, с придаточными изъяснительными.

Игры-эксперименты могут использоваться и для формирования дифференцированного слухового восприятия. Ведь разные предметы могут производить звуки, разные по тембру, по громкости,  по высоте. Это способствует в дальнейшем усвоению фонематических различий.

Одной из дополнительных задач мы ставим формирование пространственных представлений: «правый» и «левый»,  «наверху» и «внизу» и так далее.

Параллельно ведется  работа над звукопроизношением, коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Игры-эксперименты способствуют также развитию мелкой моторики пальцев рук.

Вот основные материалы и оборудование для организации игр-экспериментов, которое мы используем в нашей работе:

  1. ящик для организации тактильной игры
  2. настенный модуль с разноцветными мешочками для тактильных игр
  3. ванна с песком
  4. ванночка с горохом
  5. весы
  6. набор шаров из разных материалов
  7. зеркальный калейдоскоп
  8. наборы для тактильных игр (геом. фигуры и др.)
  9. набор тактильных кубиков (твердо-мягко)
  10. предметы из различных материалов, гайки, винтики
  11. настенные тактильные, звуковые и визуальные панели в сенсорной комнате
  12. электрический фонарик
  13. зеркала
  14. сосуды для воды
  15. набор звучащих кубиков
  16. набор контейнеров для игры «Угадай по запаху»
  17. набор контейнеров для игры «Угадай по вкусу»
  18. образцы разных продуктов питания

Расскажем о некоторых  играх-экспериментах, применяемых нами в работе с детьми-билингвами:

1. Взвешивание предметов из разных материалов, сравнение их по весу.

На весах мы взвешиваем, например, деревянную матрешку  и каменный шар. Мы определяем и проговариваем, что каменный шар тяжелее деревянной матрешки, а деревянная матрешка легче каменного шара. При этом мы обогащаем словарь детей прилагательными, учим правильному согласованию прилагательных с существительными в роде и падеже,  вводим в речь ребенка  прилагательные в форме сравнительной степени  и формируем антонимические отношения.

2. Похожие цели мы ставим, когда экспериментируем с водой и разноцветными красками: растворяем краски в воде, смешиваем воду разного цвета, рассматриваем цветную воду, налитую в разные сосуды, наливаем воду в стаканы из разноцветной прозрачной пластмассы. Мы вводим в словарь детей названия простых и смешанных цветов и слово «прозрачный», учим согласованию прилагательных с существительными.

3. Игры с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку и не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце, что к  магниту прицепились две металлические шайбочки, два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает с помощью логопеда, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные со значением материала.

4. Ребенок с закрытыми глазами находит среди многих шаров два одинаковых, описывает их по форме, весу, гладкости, температуре, материалу, или сравнивает два шара из разных материалов. При этом мы можем использовать настенный модуль для организации тактильных игр. Ребенок находит нужный шар и говорит: «Такой же шар в оранжевом мешочке». «Почему ты думаешь, что он такой же?» «Он тяжелый, холодный, гладкий, это металлический шар». Или: «Он легкий, теплый, шершавый, это пробковый шар».

5. Исследование запаха или вкуса разных пищевых продуктов вслепую позволяет закрепить словарь по данной лексической теме: запах чесночный, луковый, варенье смородиновое, клубничное, яблочное…

6. Игры-эксперименты со звуком: ребенок определяет, какой звук могут производить разные предметы. Мы развиваем глагольный словарь, учим использовать личные формы глагола: камень стучит,  камни стучат; бумажка шуршит,  бумажки шуршат, металлический колокольчик звенит, колокольчики звенят.

7. Игра «Угадай бакалейный продукт (крупы, макароны…) на ощупь». Речевая работа: скажи, что можно из этого продукта приготовить (гречневую кашу, фасолевый суп, вермишелевую запеканку…) – ребенок учится употреблять относительные прилагательные.

8. Эксперименты с зеркальным калейдоскопом, например, кладем в калейдоскоп одну красную машинку, смотрим в него, и видим… пять, шесть и более красных машинок. Игра способствует усвоению формы родительного падежа существительных во множественном числе, правильному согласованию прилагательных и числительных с существительными.

9. Угадываем, где звучит колокольчик, а где шуршит бумажка (справа, слева, под столом, за креслом…) Речевая работа: формирование пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом а.

10. Эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие одинаково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стучащий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Играя с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и множественного числа, действительные причастия настоящего времени, а также наречия в сравнительной степени.

11. Мы используем также  игры-эксперименты со светом. Для них нам нужен электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее.

12. Эксперименты с водой также дают нам материал для речевого развития. Металлическая ложка тонет в воде, а деревянная – нет, потому что металлическая тяжелее деревянной. Пробковый шар плавает,  а каменный – нет, потому что пробковый легче каменного. Мы сразу решает несколько задач: учим строить сложные предложения с придаточными причины, ребенок усваивает сравнительную степень прилагательных, мы вводим в активный словарь относительные прилагательные со значением материала, учим правильному согласованию.

13. Игры в ванночке с горохом или с песком: ребенок откапывает сначала все деревянные предметы (палочку, шарик, кольцо), а потом все металлические предметы, называет их, отвечает на вопрос, почему он смог их найти на ощупь, чем они отличаются: деревянные предметы теплее и легче, а металлические – холоднее и тяжелее. Задача – учить правильному согласованию прилагательных с существительными.

Поскольку мы не владеем родным языком ребенка и не можем на него опираться в нашей работе, нам очень важно дать ребенку все посмотреть, пощупать, послушать, понюхать и попробовать на вкус, поэтому игры-эксперименты являются эффективным дополнением к традиционным логопедическим занятиям с детьми из двуязычных семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с неговорящими детьми в специальных классах

В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени....

Методическое пособие "Речевые игры в логопедической работе с "особыми детьми".

Игры, представленные в пособии, могут использоваться на логопедических занятиях по автоматизации звуков с детьми специальных классов. Они адаптированы для данной категории детей....

Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Доклад «Особенности логопедической работы с аутичными детьми»

laquo;Особенности логопедической работы с аутичными детьми»...

Логопедическая работа с "особыми детьми"

Презентация для педагогов по развитию речи детей с РДА...

Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми

Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора  ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...