Логопедическая работа с неговорящими детьми в специальных классах
статья по теме

Андреева Светлана Николаевна

В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с  неговорящими детьми в коррекционных классах.

Андреева Светлана Николаевна, ГБСКОУ №4 Василеостровского района, учитель-логопед.

    В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.

     Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи.

      Дети с умеренной умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи. Большая часть детей, поступивших в специальные коррекционные учреждения имеют системное недоразвитие речи разной степени выраженности. Поэтому, коррекция речевых нарушений у данной категории детей является необходимостью. В данной статье будет представлена система работы с неговорящими детьми, которая является результатом многолетней работы в коррекционной школе. Предлагаемая система работы была создана на основании методики  Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, адаптированной  для  данной категории детей, использован опыт работы А.В. Гришвиной, Е.Я.Пузыревской, Е.В.Сочевановой, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой.

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1 .Развитие психических функций

2..Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

4. Развитие импрессивной речи

5. Развитие экспрессивной речи.

1. Развитие психических функций

    Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умеренной умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас  «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается  работа  с развития подражательной способности ребенка .Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

    Многие исследователи ( А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.

     В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах ( красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов ( круг, треугольник, квадрат), величине ( большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

     Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма.  Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

      Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации

     Развитию общей моторики способствуют  физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения .Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

     Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру;  расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.

 3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной  моторики

     Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над :

1) формированием: долгого выдоха и  усилением направленной воздушной струи.

     Начинать  работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.

2) формированием простейших артикуляционных движений.

     Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.

     Упражнения для языка: движение языка вперед - назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.

     Упражнения на начальных этапах даются дозировано (особенно упражнения на дыхание), чтобы не утомить ребенка, не вызвать ухудшения самочувствия. Артикуляционная  гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.

4.Развитие импрессивной речи

     Дети  с умеренной умственной отсталостью даже в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи .У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:

     1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..

     2) Накопление пассивного предметного словаря .Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

     Нужно заметить, что не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек, а иногда и натуральных объектов, например овощей или фруктов. Позже  учим детей устанавливать сходство предмета и его изображения.

     3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Когда он достаточно хорошо сможет выполнять действия по инструкции, можно перейти к обыгрыванию их с помощью игрушек. В процессе организованной логопедом игры ребенку даются задания типа: посади куклу, положи мишку спать т.д. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.

     Затем усложняем задачу и учим ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действия. Детям задаются вопросы: «Покажи, кто бежит? Кто рисует? Кто стоит?»

      4)  Понимание вопросов по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого?

     Сначала понимание каждого вопроса отрабатывается отдельно. Постепенно дети учатся ориентироваться в понимании вопросов, поставленных к сюжетной картинке.

     5) Узнавание предмета по назначению.

     6) Узнавание предмета, игрушки, животного по описанию.

     7) Соотнесение слов «один-много» с соответствующим количеством предметов.

     8) Соотнесение слов «большой- маленький» с величиной предмета.

Если ребенок не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то нужно ограничиться сличением предметов по их цвету или величине.

     9) Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и) ( шар-шары, мяч- мячи), с окончаниями-а(-я) ( дом-дома).

   5.Развитие экспрессивной речи

     Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

     Логопеду нужно создать такие условия, чтобы затрагивались положительные эмоции ребенка, чтобы ему захотелось подражать слову взрослого. В работе с «особыми» детьми важно учитывать их индивидуальные особенности. Логопеду следует  понаблюдать, к каким занятиям или игрушкам они проявляют особый интерес, в каких ситуациях у них возникает речевая активность Некоторые дети «говорят» во время движения, другие - когда играют с любимой игрушкой. Необходимо максимально использовать эти моменты, т.к. не все дети способны, особенно на первых этапах, к произвольной деятельности. Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Широко используются звучащие  и музыкальные игрушки («квакающие» лягушки, «пищащие» птички, погремушки, гармошки, «говорящие» куклы в нарядной одежде), а также яркие пирамидки, мячи и т.д.

 Последовательность работы по вызыванию речи может быть следующая:

Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Подражание крикам животных («мяу», «ав-ав»), музыкальным игрушкам («ля-ля-ля», «ду-ду»), транспорту («би-би»), различным шумам («бах», «топ-топ», «кап-кап»), выражение своего состояния («ай», «бо-бо»).

Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних легче вызываются губные звуки («ба-ба»), у других –переднеязычные («дя-дя»), у третьих-заднеязычные («га-га»), а кто-то может произнести только гласные.

2) Называние в доступной форме близких ребенку лиц (мама, папа, баба и т. д.), имен близких или игрушек.

3)  Просьбы («дай», «на»).

     После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо начинать работу над воспроизведением ударного слога, а затем интонационно- ритмического рисунка одно- .двух-, трехсложных  слов.

     Лепетные слова объединяются в простые предложения, содержащие обращение и повеление (Мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительных (Тут киса); повеление и прямое дополнение (Дай мяч).

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет

Стимулирование речевой активности у детей раннего возраста. Примерные игры и упражнения для неречевого и речевого подражания....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)

Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...

Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми

Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора  ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...

Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми (часть 2)

Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора  ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...

Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми (часть 3)

Данный материал явдляется творческим осмыслением материалов семинаров Заслуженного учителя РФ, директора  ГБОУ №1708, учителя-логопеда высшей категории Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Пре...