Дислексия и пути её преодоления.
статья по теме

Родина Оксана Григорьевна

 

. Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания детей с нарушением речи, а также  предупреждения речевых расстройств.

Чтение учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, имеет большое общевоспитательное значение .

  Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи ( как исходной базы чтения ) , а также письменной речи (как графического выражения устной речи ).

Физиологически акт чтения является результатом высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых системах. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука.

Процесс чтения динамичен: хорошо грамотные люди схватывают слово в целом, опираясь избирательно лишь на некоторые его буквы. Нарушение чтения тесно связано с понятием «дислексия». Что же такое дислексия ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дислексия и пути её преодоления.

1. Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания детей с нарушением речи, а также  предупреждения речевых расстройств.

Чтение учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, имеет большое общевоспитательное значение .

  Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи ( как исходной базы чтения ) , а также письменной речи (как графического выражения устной речи ).

Физиологически акт чтения является результатом высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых системах. Процесс чтения в первую очередь базируется на узнавании буквы и связанного с ней звука.

Процесс чтения динамичен: хорошо грамотные люди схватывают слово в целом, опираясь избирательно лишь на некоторые его буквы. Нарушение чтения тесно связано с понятием «дислексия». Что же такое дислексия ?

Для обозначения нарушений чтения используются термины : «алексия»- для обозначения полного отсутствия чтения, то есть полная неспособность овладеть процессом чтения или потеря этого навыка, а также рассматриваемая нами «Дислексия» , то есть частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (например пропуски букв, слогов, замены и перестановки букв и т.д. ).

«Дислексию» не следует путать с недостатками чтения, лишь затрудняющими овладение чтением, как например, умственная отсталость, эмоциональные факторы, неполноценность зрения.

Вопрос о возникновении «дислексии» до настоящего времени является спорным. Многие специалисты  считают, что в этиологии «дислексии» участвуют как генетические, так и экзогенные факторы, а именно: патология беременности,поталогия  родов, асфиксии, «цепочка»детских инфекций, травмы головы.

У детей с нарушением чтения наблюдаются трудности ориентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении  правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

При  «дислексии» выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела. Также у детей с «дислексией» наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Такие дети неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями  и  у них часто встречаются нарушения связной речи.

Отмечая частоту расстройств речи при «дислексии» , многие авторы (такие как  Р.Е.Левина, Л.В.Спирова )считают, что нарушения устной речи и чтения- это результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющегося паталогический механизм .Следовательно мы можем сказать , что

«Дислексия»вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме, то есть зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи.

   Дислексия очень распространена среди учеников вспомогательной школы.  Рассмотрим некоторые виды дислексии : затруднения в чтении, обусловленные непониманием смысла прочитанного, устраняются работой над семантикой. «Семантическая дислексия» обусловлена несформированностью слогового синтеза, синтеза слов в предложении и проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, а также предложения   и текста при технически правильном чтении.

«Оптическая дислексия»связана с недоразвитием высших зрительных функций. Дети затрудняются   в конструировании изображений, в определении   сходства, в преобразовании фигур.

     В логопедии существуют и другие  виды «дислексии», такие как,  фонематическая, аграмматическая, мнестическая. Каждая из этих видов требует от учителя-логопеда правильного и систематического подхода.

2. Вследствии связанности нарушений чтения и письма и их механизмов с устной речью соответствующим образом строятся и пути их преодоления. Основным средством в преодолении «дислексии» в профилактическом плане является возможно раннее, ещё до поступления в школу, развитие у детей фонематического слуха  (т.е.звукового анализа).Для анализа в начале берутся самые короткие и понятные ребенку слова, типа (ау, агу, уши и т.д.).Анализ проводится в форме игры. Фонематический анализ сопровождается показом артикуляции перед зеркалом.

 Во вспомогательной школе при чтении учителем-логопедом, особенно тщательно анализируется звуковой состав слога с отысканием его звука в других словах.

Много внимания уделяется анализу слогового состава слова с последующим синтезом. Вся работа по звуковому анализу сочетается с записыванием прочитанного, учитывая связь процессов чтения и письма, а мы знаем, что нарушение чтения почти всегда связывается с нарушением письма.

 При «дислексии» рекомендуется и слоговой метод чтения, причём этап слогового чтения занимает довольно длительное время. Содержание читаемого должно быть понятным чтецу : это облегчает чтение. При затруднениях учитель-логопед напоминает смысл слова, не произнося самого слова. Постепенно слово узнается и прочитывается.

Обучение чтению в этом случае проводится медленно, с частыми повторениями пройденного , с использованием всех видов наглядности. Соблюдается принцип : от анализа устного слова –к прочтению его. Следовательно, изучение звуков, слогов произносится только после вычленения их из слова.

Методика устранения , преодоления каждого вида «дислексий»представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением.

Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

При коррекции нарушений чтения учитываются также общие дидактические принципы, а именно: доступность, сознательность, конкретность, наглядность, индивидуальный  подход к ребёнку.

В заключение мы можем сказать, что  «дислексия»-это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Нарушения чтения ,  как и письма, редко встречается изолированно. Следовательно, мы можем сделать вывод, чтобы правильно читать надо правильно говорить, правильно понимать читаемое, правильно видеть написанное и правильно соотносить написанное с произносимым.

И  хочу закончить свое выступление стихотворением, в котором отражена мысль о том, чтобы сделать процесс обучения чтению как можно более интересным для детей .Стихотворение называется «Ключ от самого богатого в мире клада».

    Я знаю клад  .  Там сундуков

   С богатствами – не счесть!

    Из стран из всех ,из всех веков

    Всё лучшее там есть .

    Клад на виду, да только взять

   Не просто всё - гляди :

   Везде ряды замков весят

   Снаружи и внутри.

   И связками ключей звеня,

   Тут не помочь мечте .

   Один лишь ключ , что у меня

    Замки откроет те

    Бери мой ключ  !!! С ним можешь ты

    Своим весь клад считать,

    Ведь сундуки те – книг ряды,

     Мой ключ -  уметь читать !!!

               

                                                                                       Подготовила : Учитель-логопед

                                                                                                                    Родина О. Г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная неуспеваемость и пути её преодоления

в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии

В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...

Реферат на тему "Сопротивление персонала и пути его преодоления"

СодержаниеВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Сущность кадровых инноваций…………………………………51.1 Понятие и классификация кадровых инноваций……………………101.2 Управление кадровыми инновациями………………………………...

Аграмматическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое аграмматическая дислексия и путях ее преодоления....

Оптическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое оптическая дислексия и путях ее преодоления....

Мнестическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое мнестическая дислексия и путях ее преодоления....