Оптическая дислексия и пути ее преодоления
статья на тему

В статье рассказывается о том, что такое оптическая дислексия и путях ее преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opticheskaya_disleksiya_i_puti_ee_preodoleniya.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Оптическая дислексия и пути ее преодоления

        В настоящее время существует несколько определений термина «дислексия».

        По определению М. Е. Хватцева, дислексия - это частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения: пропускам букв, слогов, заменам, пропускам предлогов, союзов, замещениям слов, пропускам строчек.

         Согласно А. Н. Корневу,  дислексия - это стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения.

        В учебнике по логопедии Л. С. Волкова пишет, что дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

        Одним из видов дислексии является оптическая дислексия.

        Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв, сходных графически, в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, З - В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно располагающиеся в пространстве (Т - Г, Н – П - И).

        Выделяют два вида оптической дислексии:

  • литеральная  – нарушение узнавания и различения букв;
  • вербальная  – трудности проявляются при чтении слов.

        Оптическая дислексия обусловлена нерасчлененностью зрительного восприятия форм, недифференцированностью представлений о сходных формах, недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

        Работа по коррекции оптической дислексии проводится  в следующих направлениях:

        1. развитие зрительного восприятия;

        2. развитие зрительного анализа и синтеза;

        3. расширение объема и уточнение зрительной памяти;

        4. формирование пространственных представлений.

        В данной статье представлены упражнения, способствующие коррекции оптической дислексии.

Упражнения для развития зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза

        1. Логопед предъявляет детям схематические изображения предметов, букв, повернутые на 180 градусов и просит назвать их.

        2. Ребенку предлагают карточку с неправильно написанными словами (например, одна из букв написана зеркально). Требуется  найти и исправить ошибку.

        3. Ребенку предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5 - 7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

        Варианты:

        - используют парные игрушки;

        - предъявляют предмет и его изображение.

        4. Ребенку предъявляют  части 2 - 3 изображений. Необходимо собрать из этих частей целые изображения.

        5. Детям предлагается рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв с различным написанием, с различным изображением одних и тех же геометрических фигур) и найти признаки различия.

        6. Детям предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв или геометрических фигур. Требуется найти все «спрятанные» изображения.

        7. Логопед предлагает ребенку составить узоры из кубиков Кооса.

Упражнения для развития зрительной памяти

        1. На листе бумаги нарисован узор. Ребенок в течение 2 минут смотрит на него. После этого логопед убирает узор и просит воспроизвести его по памяти.

        2. У детей набор картонных кругов: два красных, два желтых, один синий. У логопеда карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Логопед показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Логопед убирает карточки, дети выкладывают круги по памяти.

        3. Дети выкладывают «дорожку» из картонных или пластмассовых геометрических фигур, запоминают расположение фигур, смешивают и восстанавливают (количество фигур на усмотрение логопеда).

        4. Ребенку предъявляется сюжетная картинка. В течение 30 секунд он внимательно рассматривает, что изображено на этой картинке. После этого ребенок должен максимально подробно описать то, что запомнил.

        5. Игровое упражнение «Где спрятана игрушка?»

        Для проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

        В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку. Затем «шкафчик» на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

        Варианты:

        - убрать «шкафчик» на более длительное время;

        - спрятать две, а потом три игрушки

        - заменить игрушки.

Упражнения для формирования пространственных представлений

        1. Логопед просит ребенка перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Затем покрутить его и спросить, что теперь справа от него.

        Аналогично отрабатываются направления слева, спереди, сзади.

        2. Детям предлагается сесть в круг. Ставится задача определить свое место: «Я сижу справа от Оли, но левее Олега, напротив меня сидит Даша.

        3. Дети разбиваются на пары. Одному из них предлагается рисовать на листе бумаги несложный рисунок с закрытыми (завязанными) глазами по инструкции другого. Инструкция должна включать слова «справа», «слева», «над», «под», «верх» «низ». Затем дети меняются в паре ролями.

        4. Дети разбиваются на пары. Один из них ведущий, а другой  – ведомый. Если ведущий переносит свою левую руку влево, то ведомый свою правую  –  вправо и т. д.  Движения вверх, вниз будут идентичными. Затем дети меняются в парах.

        Вариант: то, что ведущий делает  правой рукой, ведомый делает правой рукой (оба поднимают правые руки). То, что ведущий делает левой рукой, ведомый делает левой. Затем дети меняются в парах.

        5. «Попади карандашом в кружки» (Симановский А. Э.)

        На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех сторон равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола , как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки. Движение строго определено.

        Например: в первой строчке направление движения справа-налево, во второй строчке слева - направо. В первом столбике направление движения снизу-вверх, во втором столбике сверху - вниз.

Список литературы

        1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.:МиМ, 1997

        2. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983

        3. Логопедия: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. - М: Просвещение, 1989

        4.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.,2009

        5. Синицына Е. И. Умные занятия и игры. - М.: Лист, Вече, 2002

        6. Сиротюк А. С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте//Кафедра, 2008, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная неуспеваемость и пути её преодоления

в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Замены букв по оптическому типу и пути коррекции этих ошибок.

Рекомендации родителям по устранению замен букв по принципу оптического сходства....

Дислексия и пути её преодоления.

. Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания детей с нарушением речи, а также  предупреждения речевых расстройств. Чте...

«Оптическая дисграфия и работа по преодолению возникающих ошибок на письме»

Конспект для открытого занятия для учителей -логопедов по теме : "Оптическая дисграфия и работа по преодолению возникающих ошибок на письме"...

Аграмматическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое аграмматическая дислексия и путях ее преодоления....

Мнестическая дислексия и пути ее преодоления

В статье рассказывается о том, что такое мнестическая дислексия и путях ее преодоления....