Групповое занятия по коррекции нарушений письменной речи. Словосочетание. Существительное и прилагательное. (7 класс)
план-конспект урока (7 класс) по теме

Родина Оксана Григорьевна

 

ТЕМА  :  Словосочетание. Существительное и прилагательное. 

ЗАДАЧИ  :  закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде; наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного; закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи; развитие словообразовательных навыков, активизация внимание и  наблюдательности учащихся при определении признаков предметов; совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект логопедического группового занятия по коррекции нарушений письменной речи 7 класс.

ТЕМА  :  Словосочетание. Существительное и прилагательное.  

ЗАДАЧИ  :  закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде; наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного; закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи; развитие словообразовательных навыков, активизация внимание и  наблюдательности учащихся при определении признаков предметов; совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляторная гимнастика.
  1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны

передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).

  1. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.

Удерживать в таком положении под счёт(1-9).

  1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,

Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).

  1. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком

положении (1-7).

  1. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.
  1. Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

- Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое.

Запись на доске словосочетаний.

        Погода (какая?) холодная, зимняя.

        Небо (какое?) серое, зимнее.

        День (какой) морозный, зимний.

- какой день стоят сильные морозы? (второй.)

Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний.

- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются.

        - Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой)

        - Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?)

        -Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.)

- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.

Единственное число

М.р.

День

Какой?

-ой

-ый

-ий

второй

морозный

зимний

Ж.р.

Погода

Какая?

-ая

-яя

холодная

зимняя

С.р.

Небо

Какое?

- ое

-ее

голубое

зимнее 

 - Что  помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.)

- Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?).

  1. Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.

Единственное число

М.р.

Какой?

- ой

-ый

-ий

Ж.р.

Какая?

-ая

-яя

Ср.р.

Какое?

-ое

-ее

Задания (коллективная работа):

  1. Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице;
  2. Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице;
  3. Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике).

Предметные картинки (примерный перечень признаков):

Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой.

Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.

Платье домашнее, шерстяное, красивое.

Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное.

  1. Динамическая пауза.
  2. Дифференциация звуков с и ш.
  1. Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия.

Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед

Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая

  1. Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова.

Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня.

  1. Составление словосочетаний.

Задания:

а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика;

б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания;

в) определите род прилагательных.

Образец: Пастушок (какой?) веселый.

Пастушок                     популярный

Шоссе                           синяя

Косынка                       интересное

Писатель                      летнее

путешествие                высокая

башня                           смешной

(Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.)

Проверка.

- Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных?

- Составьте предложение с любым из словосочетаний.

  1. Самостоятельная работа по перфокартам.

Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного.

  1. Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел.. .
  2. В зимн… холод каждый молод. Ранн.. пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк.. ложь. Ласков.. слово лучше  мягкого пирога.
  3. На чуж… роток не накинешь платок.  Маленьк.. лень до большой дорастет. Сереньк.. утро – красненьк.. денек. Человек живет век, а добр.. дело – два.
  4. Сонлив.. кошка мышей не ловит. Добр.. слово всякому приятно. Трудолюбив.. человек за что не возьмется -  все заблестит. Лучше маленьк.. дело, чем больш.. безделье.

Проверка.

- Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания.

- Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок.

  1. Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида

Дипломная работа на "отлично.  хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.

Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....

перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах

Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 5 - 9 классов ».

Традиционно считается, что жизненный успех ребёнка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте. По этому коррекционная работа с детьми провод...