Устный журнал "Язык - к знаниям ключ"
методическая разработка по теме

Эрмик Людмила Александровна

Устный журнал проведен  в рамках предметной недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal._yazyk_-_k_znaniyu_klyuch.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Устный журнал.

                                   Язык -  к знанию ключ.

1 – я страница. Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык!

Ведущий.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт их. Затем начинает повторять за ними слова, и постепенно малыш овладевает речью. К семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Уч – ся.

Мы с вами говорим на русском языке. Это родной наш язык! На этом языке общаются все народности, живущие в нашей огромной стране, которая зовётся РОССИЕЙ! Наш язык велик и богат. Самый выразительный и точный. На нём можно говорить и с другом, и с врагом. Он выражает и любовь, и ненависть. Научиться  правильно пользоваться им – наша задача.

Ведущий.

Послушайте, что говорили о русском языке выдающиеся люди.

Дети  читают наизусть высказывания.

- « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».  А. П. Сумароков.

- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Н. В. Гоголь.

- « С русским  языком можно творить чудеса».  К. Г. Паустовский.

- « Русский  язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…». А. И. Куприн.

- « Я ко всем наукам ключ имею, я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». С.Данилов, якутский поэт.

- «… Забыв родной язык – я онемею. Утратив русский – стану я глухой». Т. Зумакулова. Балкария.

- « Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Если штурмуешь познания кручи – выучи русский язык». С. Абдулла, узбекский поэт.

Ведущий.

- А вот что пишет поэт Э. Иодковский. « Могли ли хоть представить наши предки ту светлую минуту торжества, когда начнёт весь мир с упорством редким российские заучивать слова».

Ребята, а вы знаете, сколько слов в русском языке?

 Мы открываем  2 – ю страницу.  Обратимся к словарям.

В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В 4 – х томном словаре под редакцией Д. Н.  Ушакова более 85 тысяч… В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тысяч слов. Он работал над ним  47 лет! В 17 – томном словаре современного русского литературного языка  120480 слов. ( Словари показать).

- А какие бывают слова?

Уч –ся.

- Слова бывают разные. Весёлые и грустные, маленькие и большие, вежливые и грубые.

Но есть самое важное слово, самое дорогое.   - Какое это слово?       - РОДИНА!

Уч – ся.

- А. Н. Толстой говорил « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

Уч – ся.   На фоне репродукций -  Берёзы, уборка урожая, русская деревня, горы и др. читает стихотворение З. Александровой.

- « Если скажут слово «родина», сразу в памяти встаёт старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. …… Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна».

Уч – ся.

- Наша Родина – Россия. Страна, где мы живём, учимся. Каждому человеку дорога  Россия. Народ давно отметил свою любовь  к Родине в пословицах и поговорках.

 (Дети вспоминают некоторые).                                             – Человек без Родины – соловей без песни.        – Жить – Родине служить.                      – Нет в мире краше Родины нашей  и т. д.

Уч – ся.    – Народ очень часто сравнивает Родину с матерью. Родина как мать.  Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Может быть строгой, но справедливой. Об этом говорят пословицы.

 Ребята  читают их.

- Родину – мать умей защищать.    – Родная сторона – мать, чужая – мачеха  и т.д.

Ведущий.

- Для всех российских людей дорогим и близким является слово МОСКВА.  – Почему?  (Ребята отвечают. Можно показать  несколько картин).

Уч – ся.

- Ребята,  давайте послушаем, о чём говорят  « Волшебные слова» из сказки П.Гамарра.

 (В сокращении)

Ребята надевают шапочки со словами.

Стыдливость.   – Ох, эти дети. Как они плохо обращаются с нами.

Солдат.   – А я уж, кажется, никого и ничего не боюсь, но я прямо дрожу, когда они меня склоняют и говорят: «Много солдатов».

Яблоко.  – Что уж мне говорить? Они часто говорят: «Много яблоков»! Ведь это неправильно. Мне  так обидно, так обидно! А ведь защищаться я не могу. Меня любая девочка может съесть.

Доброта.- Они – дети! Не следует на них обижаться. Они дети.

Брат.  – Ладно, ладно. Мы не затем собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том,.как помочь нашим детям хорошо учиться. Прежде всего, давайте изберём председателя.

Железо. – Меня изберите! Меня! У меня большая сила. Кто за меня?

Золото.  – Минуточку! Минуточку! Взгляните, как я сверкаю! Как я сияю! Я самое любимое слово!

Земной Шар.  – Друзья! Я назову вам слова, которые мне  нравятся больше всего. Например – «ДРУЖБА». У этого слова добрые и крепкие руки. Или «СОГЛАСИЕ»  Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.

Мама.    – Дорогие, послушайте! Я знаю, кого нам следует избрать председателем. Есть одно слово, которое все любят. Ребята, что это за слово?  ( дети говорят)…….МИР.

Уч – ся читает стихотворение М. Родиной «Слово очень нужное».

- Есть на свете слово – нужное и важное, Словно солнце, греет  это слово каждого.

Написать без кляксы очень хочет Света это слово важное, тёплое, как лето.

МИР для всех народов, МИР на всей планете! Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.

Ведущий.

Наша страна всегда стремилась и стремится к миру со всеми народами. Сохраняя  мир на земле, наш народ трудится так, чтобы Родина наша стала богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир на Земле.  Мы должны помогать своей стране – хорошо учиться. Это большой и важный труд.

- Открываем  3 – ю страницу.  Сейчас мы поговорим о словах – близнецах, а называют их омонимами. Прослушайте диалог друзей из рассказа И.Туричина  «Есть!»

Серёжа.    – Вова, неси ведёрко песку.                                       Вова.  – Сейчас.

Света.     – Надо ответить : «Есть!»                                                Вова.  – Чего есть? Песок?

Серёжа.  – Да не песок есть, а «Есть принести песок!»        Вова. – Принести принесу, а есть не буду.            Света.  – Не во рте, а во рту.                                                                             Я раз ел. Он во рте хрустит.

Боря. – Чудак, когда отвечаешь «есть», зто не значит есть. Это значит «есть!». Понял?

Вова. –  Понял. Можно есть, а можно не есть. ( ребята смеются.)

Боря.  – Вот смотри.  Матросы ,полный вперёд!

Серёжа, Света.   – Есть полный вперёд!

Боря.  – Прочистить трубы.                                        – Света и Серёжа. –Есть прочистить трубу!

Боря.  – Понял теперь?                                              Вова. –Понял.

Боря.      – Тогда неси песок.                                    Вова.  -  Сейчас.

Боря.  –Да ты ответь по правилам, как надо.

Вова. – Есть нести песок! Только я его всё равно есть не буду…

Ведущий.   – Почему Вова не понял ребят? (Слово  «есть» обозначает «готов», не знал этого).-  Так как называются такие слова? ( омонимы).  Сейчас мы закрепим то, что узнали. Я буду называть  омонимы, а вы их значение: ключ, овсянка, норка, коса, лук, лисичка ит.д.)

- Ответьте на вопросы:   - Каким ключом нельзя отвернуть гайку?    -Какую ноту кладут в суп?            - Какой лук не кладут в суп? - Из каких ноготков нельзя собрать букет?  - В каких лесах нельзя заблудиться?   - Из какого крана нельзя брать воду?   -  Какими шашками не играют?

Уч –ся.    - Ребята, а в русском языке есть  ещё слова – друзья (синонимы).  В  диалоге мы услышали слово  « есть» . Давайте подберём к нему синонимы. ( кушать, лопать, жрать,трескать, рубать, уплетать. Уминать, заправляться, шамать, вкушать(книжное устар.) и т. д.

Ведущий.  –Подберите синонимы к словам: ( огонь – пламя, стужа – холод, мороз, солдат – воин, боец, гнутся – сгибаются, склоняются и т. д.)

Журнал заканчиваем стихотворением С. Бранских. «Могучий язык». Участники читают по куплету.

- Великий, могучий Русский язык. Туркмен его учит, узбек и таджик.

- Русское слово звучит на Кавказе, в штате Айова, в Китае и Африке.

- По – русски народы от края до края «Мир и свобода» сейчас повторяют.

- Дружат сегодня с русскою речью любые народы, любые наречья.

- И марсиане, раскрыв буквари, научатся с нами по ним говорить.

- В горах Ала –Тау, в предгорьях Памира – повсюду в Отчизне вовеки веков

- Пусть расцветает прекраснейший в  мире  русский язык – язык языков!

                   Сценарий составила Эрмик Л.А., учитель школы – интерната ст. Медвёдовской.

        Использованная литература:

  1. Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку.
  2. Л.Т. Григорян.  Язык мой – друг мой.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Тесты контроля знаний учащихся 8 класса по ОБЖ. (с ключами)

Тесты  для контроля знаний учащихся 8 класса по ОБЖ. Тесты с ключами. Возможность быстро проверить материал урока.1.Тест№ 1 по теме " Производственные аварии и катастрофы" (6 вопросов)2. Тес...

Творческий вечер посвященный празднованию 150-летия г. Горячий Ключ "Легенды Горячего Ключа"

В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города...

Устный счёт (проверка знаний)

Материал предназначен для проведения индивидуального устного опроса обучающихся...

Урок "Знания ключ"

Знания – ключ к успеху...

Внеурочная деятельность: ключ к освоению правовых знаний и гражданско-патриотического воспитания

В статье подчеркивается важность внеурочной деятельности в освоении правовых знаний для учащихся. Автор утверждает, что такая деятельность позволяет учащимся понимать основные принципы права, правовые...


 

Комментарии

спасибо!