Конспект урока по развитию речи в 4 классе с элементами метода проектов. "Признаки начала весны".
план-конспект урока по теме

Портянская Светлана Николаевна

 

Тип урока-проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации о признаках весны с целью анализа, обобщения и представления.

В ходе подготовки к уроку была организована поисковая деятельность учащихся. Перед проведением урока класс был разделён на три группы: «Аналитики и наблюдатели», «Искатели», «Художники».

      Действия в группе:

  1. Обсуждение задания (коллективно).
  2. Выполнение практического задания.
  3. Формулирование выводов.
  4. Применение результатов.
  5. Творчество.

 

Учащиеся выполняли частично поисковую деятельность, анализировали её результаты, делали выводы; составляли связные рассказы по материалам проведённой работы.  Положительные стороны данной системы организации урока:

-поэтапность обеспечила успешную мотивацию на процесс познания и обучения, повысила внутреннюю активность учащихся, обеспечила переход учащихся из состояния пассивного слушателя в участника учебной деятельности.

«Метод проектов» позволил учащимся делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; позволил попробовать свои силы, проявить себя, расширить свои знания, приобрести опыт познания и показать публично достигнутый результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

         

Урок по предмету:

«Развитие  устной  речи на  основе  изучения предметов

и  явлений  окружающей  действительности» с элементами деятельности по методу проектов.

4 класс.

Тема: «Признаки начала  весны».

                                   Учитель: Портянская С. Н.

2013 уч.год

Цель урока: выявление признаков начала весны в результате наблюдений и проектной деятельности учащихся.

Задачи: 1) Научить учащихся представлять продукт поисковой деятельности через рассказ-описание.
2) Формировать первичные навыки самостоятельного познания.
3) Формировать лексико-грамматический строй речи через задания: словообразование, согласование слов – предметов с другими частями речи.
4)Развивать творческий потенциал ребёнка.
5)Воспитывать интерес к предметам и явлениям окружающей сред
ы. 

 

Оборудование: презентация «Признаки начала весны»; карточки-рисунки: снежинка, река, сосулька, солнце, дерево; карточки с «рассыпанными» предложениями для работы в парах, с напечатанными предложениями для фронтальной работы, словарное слово: «капель», проекты учащихся                          

                                               

1. Оргмомент.

Сядет тот, кто ответит на вопрос:

- Какие времена года вы знаете?

- Какое время года идёт сейчас?  

-Какое время года было до весны?

-Какое время года будет после весны?

-Какое время года будет потом?

-Какой месяц начинает весну?

-А какой завершает?

-Назовите весенние месяцы?

2. Упражнения на развитие внимания:

Картинки- рисунки: солнце, река, сосулька, дерево, снежинка.

Учащиеся смотрят 5-8 секунд, затем картинки закрываются.

-Какая картинка первая? Вторая? Последняя? В середине? Назовите соседей 3-й картинки.

3. Введение в тему:

- Оставьте те картинки, которые характеризуют погоду сегодня.

- Почему оставили эти картинки?

- Отметьте погоду в календаре.

- Дует лёгкий, тёплый ветер,

  Солнышко всё ярче светит,  

  Снег худеет, мякнет, тает,

  Гомон птичий радость дарит…

  Когда это бывает?                                

- Определите тему урока.                                                         Слайд.

4. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Признаки начала весны».

Цель урока: выяснить признаки весны и доказать, что весна уже наступила.

(записывают тему в тетрадь)

5. Защита проектов.

Ребята, в конце февраля мы с вами решили дать ответ на вопрос:

- Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?

Чтобы ответить на этот вопрос вы были разделены на группы, и у каждой было своё задание. Вы вели наблюдения в марте, анализировали погоду в конце зимы, собирали информацию о весне из книг, журналов, из текстов на уроке чтения, делали рисунки. Сегодня на уроке  расскажите о результатах своих наблюдений, работы (см. папку «Проект учащихся 4 класса по теме «Признаки весны»).

1.Группа «Аналитики и наблюдатели».         Слайд.

Участники группы знакомят учеников с результатами наблюдений на погодой в конце зимы (календарь погоды), с результатами наблюдений за погодой в марте, делают выводы.

2.Группа «Искатели».                               Слайд.

Ученики знакомятся с пословицами и поговорками о марте, с народными приметами, с выводами об изменении долготы дня в начале весны.

3.Группа «Художники»

Руководитель группы знакомит учеников с рисунками о погоде в марте (рассказ по рисункам); второй участник группы знакомит с признаками весны, отражённых в рисунках.

Словарная работа:капель.

6.Физминутка.

- Называю весенние слова- хлопаете в ладоши, зимние- приседаете, прячетесь от зимы, летние- подпрыгиваете, стараетесь достать до солнышка.

- Капель, холод, масленица, мороз, ледоход, жара, почки набухают, заливаем каток, подснежник зацветает, загораем, ручей журчит.

7. Лексическая работа.

- Образуйте от слов- предметов слова-признаки: весна-весенний, март-мартовский, радость-радостный, апрель-апрельский, небо-небесный, май-майский.

-Образуйте от слов-признаков слова-действия: сверкающий-сверкать, журчащий-журчать, цветущий- цвести, перелётные-летать.

- Игра «Подбери слово».                  Слайд.

     Солнечный, весёлый……………….(день)

    Робкая, ранняя……………………….(весна)

    Голубое, высокое, ясное……………………(небо)

    Всходит, появляется, прорастает…………………(травка)

    Прилетают, возвращаются…………………………..(птицы)

8. «Составь предложение».

    «Составь рассказ».

Уч-ся выполняют задание в парах. В конвертах «рассыпанные» предложения.

- Составь предложение.

  Яркое, светит, солнце.

  Облака, голубые, небу, по, плывут.

  Звонкая, капает, крыш, с, капель.

  Птицы, поют, радостно.

-Составьте из полученных предложения связный рассказ, озаглавьте его.

Признаки весны.

    Светит яркое солнце. По небу плывут белые облака. С крыш капает звонкая капель. Радостно поют птицы.

-О каких признаках весны здесь говорится?

9. Рефлексия.

- Закройте глаза и произнесите слово  «Весна». Какое чувство у вас возникло? (Радость, скоро наступит лето.  Яркое тёплое солнышко. Тает снег, ручейки, ЗЕЛЁНАЯ ТРАВКА,  ЛИСТОЧКИ,  ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ.)

- Чтобы сохранить радостное весеннее настроение, посмотрите фильм «Весна».                                                    

10. Итог урока

- Назовите основные признаки весны.

-Понравилось ли вам наблюдать за природой и вести  свои наблюдения?

 Учитель благодарит ребят за участие в реализации проекта и урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам

УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС:  3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК:  ТЕМА: Составление рассказа  по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...

Конспект урока по развитию речи:"«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)"

Цель урока: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать  словарный зап...