Доклад
учебно-методический материал по теме

Формирование нравственных качеств воспитанников на основе изучения традиций русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: « Формирование нравственных качеств воспитанников на основе изучения традиций русского народа».

Автор опыта:

Лопатина Елена Ивановна

 воспитатель Алексеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы - интерната VIII вида

г. Алексеевка, 2012 г.

Формирование нравственных качеств воспитанников на основе изучения традиций русского народа.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Нравственно-эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, вкусов, понимание прекрасного во всех его проявлениях.

Для целенаправленного нравственного становления личности детей данной категории необходимо чёткая организация их жизни, ежедневная практика нравственного поведения, привитие трудовых навыков и умений, подготовка к жизни в обществе.

Чем аккуратнее, уважительнее, трудолюбивее, послушнее, скромнее наши дети, тем охотнее принимают их окружающие, тем легче войти им во взрослую жизнь.

Формирование всех перечисленных качеств можно начать со знакомства с традициями христианской культуры, с обычаями русского народа, максимально приблизив их к современной жизни, подчеркнув тем самым связь времён и поколений. Духовная музыка, церковная архитектура, живопись - величайшее художественное наследие русского народа - должны выполнить свою роль в воспитании высоконравственных качеств характера наших воспитанников. И перед нами педагогами стоят следующие задачи:

  1. Формировать нравственные умения и навыки.
  2. Приобщать к народным традициям и обычаям.

3.Формировать чувства причастности к национальному достоянию своего народа, к его духовной культуре.

4.Развивать желание поступать так, как того требуют законы доброты и милосердия.

5.Учить обретать самостоятельность в выборе поступка.

Для решения этих задач необходимо создать систему мероприятий, основанных на народных традициях и обычаях. Основная форма работы - это систематические интегрированные 1 мероприятия, а также праздники, на которых дети - основные участники событий. Занятия идут через различные виды деятельности: беседы, прослушание духовной музыки и разучивание духовных песен, музыкально-ритмическую деятельность, рисование, посещение храма, чтение художественной литературы, подготовку и проведение основных христианских праздников и др.

Русские  праздники… Весёлые, разгульные, удалые. На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться.

Есть немало народных праздников, корнями своими уходящих в древность.

Что стоит за ними и как их отличать?

Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь. Изучение особенностей жизни наших предков помогают почувствовать себя частью огромного временного потока. Эти мероприятия помогают воспитателю формировать у школьников умение сотрудничать при работе в группах, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности, поддержать талантливые находки, побуждать к инициативности, оригинальному, нестандартному, мышлению, также развивать интерес к исторической памяти русского народа, обогащает представления учащихся о жизни и труде предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия, знакомство школьников с обрядовой поэзией русского быта, отечественным изобразительным и декоративно - прикладным искусством. В течение работы над этой темой были проведены следующие мероприятия: «Мастерство добрых рук», «Конкурс рисунков», «Добрые руки дивное диво творят».

Совершали заочное путешествие по страницам Рождества Христова. «Русский колокольчик». Побывали в Доме ремёсел, краеведческом музее. Узнали о празднике «Масленица». В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьёзные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласят: «Всё новое — хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается, к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правильно, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить «с молоком матери». Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от неё в актуальной культуре, а также происходить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Поэтому у педагога появляется удивительные возможности дать ребёнку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Итак, знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Есть книга-пособие «Воспитание детей на народных традициях». В этой книге разработана программа, в которой составлен тематический план мероприятий. И даны разработки этих мероприятий.

Поэтому возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребёнка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек и игр.

Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть знакомства со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

Для знакомства детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от лёгкого к сложному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...