Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста.Воспитательный план действий.
учебно-методический материал по теме

Лютова Виктория Николаевна

Воспитательный план действий-это индивидуальная исследовательско-коррекционная программа работы воспитателя с конкретным ребёнком,имеющим проблемы с поведением. "Воспитательный план действий"-ВПД- это план действий педагога в интересах ребёнка, взрослый составляет его для себя.

Программа "Профилактика личностных расстройств" описывает систему условий для создания ВПД.

Пять шагов ВПД:

1.Наблюдение и описание поведения проблемных детей.

2.Обнаружение скрытой цели нарушения поведения.

3.Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения "выходки".

4.Разработка стратегии и тактики поддержки ребёнка для повышения его самоуважения и развития самости.

5.Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.

ВПД- это диагностичекий,коррекционый и вопитывающий инструмент,обучающий воспитателя находить ответы на проступки ребёнка,ответы научно обоснованные,а не спонтанные,"естественные".

Каждый из пяти шагов приближает педагога к правильному выбору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_2.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

          Наблюдение и описание поведения Артёма Доронина в течение 2-ух недель.

Поведение

воспитанника

Вертится во время занятий и стучит ногой

Настаивает на своём во время игры со сверстниками,

нарушая правила игры

Отбирает игрушки свои и чужие, разбросав

отказывается

их собирать

Во время тихого часа вскакивает и бегает по группе, кривляется

На просьбы и замечания реагирует словом «Нет!» Падает на пол и валяется, размахивая ногами

Везде и всегда стремится быть первым,

отталкивая сверстников:

на прогулке, при построении в шеренгу на физкультуре, отвечая на вопросы

+++++ Улыбается

++++++++

Я хочу, чтобы ты был котиком, а я твоим хозяином.

Вы все будете солдаты,а я

командир!

++++++++

Я не буду собирать, пусть Ярик собирает, он тоже играл.

Отстаньте!

Не хочу!

Отдай, я буду первый играть!

+++++

Выкрикивает: «Я так хочу!

Не буду спать!»

+++++++++

Нет! Сидеть не буду. Я хочу играть!

++++++++++

Я буду первый!

Я должен идти с воспитателем!

Молчи!

Я скажу!

Я это знаю точно!

Я выучил стих лучше всех!

Спонтанные чувства, импульс воспитателя

Раздражение

Желание сделать замечание

Негодование

Раздражение,напряжение,гнев, желание крепко взять за руку и отвести в кровать

Растеренность и раздражение, тревогу

Улыбку и восхищение

              Итоговая работа «Воспитательный план действий» .

2)Проанализировав поведение данного воспитанника, можно сделать вывод: мотивом «плохого» поведения является власть. Данный мальчик отличается незаурядной личностью с лидерскими способностями, честолюбивый, с независимым мышлением, склонный к самоутверждению любыми способами. Артём пытается манипулировать другими детьми, навязывает свое мнение. Отталкивая и обижая сверстников, особо не расстраивается. Однако, проявляет сочувствие,когда кто-то плачет. Ум и организаторские способности этого ребёнка вызывают восхищение. Он очень ответственно относится к полученным поручениям, но, если ему что-то не нравится, то он может злиться, бормотать под нос, бурчать, показывая всем своим поведением, как он обижен.

3)Артем Доронин ,как представитель властолюбивого поведения,по своей психодинамике склонен провоцировать окружающих,он обладает незаурядными лидерскими способностями,склонностью к самоутверждению;пытается манипулировать другими детьми,принимать за них решения,контролировать их.

Свои отношения со сверстниками и воспитателями строит по типу конфронтации.По началу очень сложно было подобрать техники и санкции экстренного педагогического вмешательства по отношению к данному ребёнку,т.к его реакции были бурными, с криками , падениями на пол и т.д. Самыми действенными методами оказались следующие:

-на первых стадиях конфликта сразу переключаю внимание всех детей на что-нибудь интересное,как бы убирая зрителей;

-Артёма озадачиваю каким-либо вопросом или поручением,или предлагаю собрать довольно сложную картинку из пазлов (он это очень любит);

-если конфликт зашёл слишком далеко,или ребёнок не реагирует на спокойный тон, приходится крепко взять его за руку и посадить на «чёрный стул»(стул для расшалившихся детей,на котором у них есть возможность спокойно посидеть и поразмышлять над своим поведением).

Самой созидательный санкцией в отношении данного ребёнка является прекращение на время взаимодействия с другими детьми и отлагательство права пользоваться любимыми игрушками.

Когда это происходит,Артём,сидя на стуле какое-то время,говорит: «Мне стыдно,я понял свою ошибку.» Начинает он это говорить тихо,потом громче,пытаясь обратить на себя внимание. После того,как ему разрешается играть со всеми детьми,Артём пытается вести себя очень хорошо ,не нарушая дисциплину.

4)Моделируя свое отношение к данному воспитаннику , принимаю его таким , каков он есть прямо сейчас, невзирая на все его глупости ,недостатки и проступки. Стараюсь каждый день дарить этому мальчику позитивное внимание: хвалю его опрятный вид, аккуратность во время работы с красками и т.д. Для этого ребёнка очень важно уважение (признание). В работе с ним использую приём «Я-высказывание» .Например: «Тёма,когда ты помог убрать мне краски,кисточки и палитру,я почувствовала благодарность,потому что ты сэкономил моё время», «Тёма, когда ты не ругаешься,как сегодня,я очень довольна,потому что мне не нужно делать тебе замечания.» и т.д.

Признание очень нужно человеческому существу.Артем очень амбициозный ребенок,поэтому,чтобы не допустить «возвышения до небес» в субъективном представлении ребенка о самом себе,стараюсь высказывать признание не самому Артему,а результатам его труда.Ребенок не зазнается,а пытается вновь и вновь произвести хорошее впечатление.

Беседуя с Артемом,всегда интерусуюсь  его мыслями,чувствами,высказываю одобрение чертам его характера:настойчивости,целеустремленности,усидчивости.Стараюсь дать понять ребенку,что все его попытки что-то сделать хорошее(даже безрезультатные)достойны одобрения.Для Артема очень важно быть нужным,и я всегда говорю ему:»Ты мне нравишься,потому что ты мне нравишься!»Я давно сделала для себя вывод,что дружба с Артемом-лучшее средство в установлении дисциплины в группе.Он является моим помощником в решении многих вопросов,так как понимая и принимая возложенное на него доверие,старается выполнять установленные в группе правила и требования.

Единственное,что не нравится этому ребенку-это рукопожатия,похлопывания в знак одобрения.Очень редко он разрешает погладить себя по голове в знак одобрения.С этим ребенком стараюсь оставаться на уровне словесного выражения положительных эмоций.

После проведения викторины «Права детей»,,Артем предложил ребятам некоторые тезисы выучить и взять за основу своего поведения.Мы обсудили в группе его предложение ,каждый ребенок выучил эти тезисы,и теперь и воспитатели,и дети придерживаются этих правил в своей повседневной жизни.

Если поддержка нас окружает,

В себе мы уверенность обретаем!

Если вы, взрослые, проявите терпение,

Будем и мы терпеливы, без сомнения.

Щедро хвалите нас – и тогда

Будем мы жизнью довольны всегда.

Будьте к нам справедливы, родные,

И справедливы будем и мы!

Одобрение чувствуя ваше,

Мы сами себе будем нравиться чаще!

Любите нас такими, какие мы есть,

Нам не нужны заигрывания и лесть.

И мы, как и свойственно детям,

Любовью горячей на это ответим!

5)Как воспитатель,я стараюсь поддержать любые попытки Артема внести свой собственный вклад в групповые отношения и почувствовать себя нужным.Я говорю,обращаясь к нему:»Тема,я знаю,что ты можешь,и я нуждаюсь в твоей помощи».Он воспринимает мое высказывание,как привилегию и готов всегда выполнять любое задание.Он чувствует себя важным,нужным.Стараюсь воспитывать  у Артема потребность помогать другим детям,так как этот ребенок очень успешен в обучении и способен на многое.Помогая другим детям,он понимает,что это хорошо,и его самоуважение возрастает.Привлекая родителей Артема к совместной работе по коррекции его поведения,я совершила большой прорыв  в работе над поведением данного ребенка.Родители стали моими союзниками,и наша работа приносит больше пользы.Для родителей Артема мной был подготовлен краткий , понятный,вежливый и достаточно дипломатичный конспект,где я изложила философию своего подхода,цели и мотивы «плохого» поведения данного ребенка,список стратегий экстренного вмешательства и способы формирования самоуважения,а также способы поддержки,которые можно использовать дома,чтобы атмосфера стала более конструктивной.

Рассказывая родителям Артема о его «плохом» поведении,использую только объективную информацию,не обрушивая на их головы сразу все,избегаю всяких негативных предсказаний,стараюсь использовать побольше позитива.Обсуждая с родителями Артема его поведение,привлекаю мальчика к совместным обсуждениям.Это дает очень хороший положительный результат.Привлекая ребенка,его родителей к дискуссии,нам удается всем вместе подвести итоги разговора ,а ребенок делает вывод о том,что нужно изменить в своем поведении.В отношении данного ребенка этот метод действует безотказно,так как ребенок понимает:его уважают,с ним считаются,его поддерживают и всегда прийдут на помощь в сложной для него ситуации.

Воспитатель МБДОУ№ 65 Лютова Виктория Николаевна .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Этот материал может быть использован для изготовления ширмы на средней группе детского сада, либо предложена, как информация для родителей в логопедическом уголке...

Презентация "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Презентация по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»

Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Профилактика речевых расстройств у детей младшего школьного возраста

Профилактика нарушений речи у детей младшего школьного возраста....

Мастер-класс для педагогов: "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".

quot;Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник". Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалис...