Главные вкладки

    Использование методов активного обучения в условиях коррекционной школы
    учебно-методический материал по теме

    Колесова Татьяна Юрьевна

    Выступление на педагогическом совете и публикация статьи в заочной Международной конференции "НИТО-2012"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Активные методы обучения на уроках химии Подготовила учитель химии Колесова Татьяна Юрьевна

    Слайд 2

    Китайская народная мудрость «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь ».

    Слайд 3

    Активные методы обучения Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

    Слайд 4

    Мозговой штурм Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг ) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

    Слайд 5

    Деловая игра Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

    Слайд 6

    «Круглый стол» «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

    Слайд 7

    Анализ конкретных ситуаций Анализ конкретных ситуаций ( case-study ) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

    Слайд 8

    Проблемное обучение Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

    Слайд 9

    Проблемный вопрос Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например: «Различаются ли электроны в атомах?»

    Слайд 10

    Проблемная задача Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы. Например: « Лакмус в кислой среде -красный, в щелочной -синий. Какой будет окраска лакмуса, если слить кислоту и щёлочь?»

    Слайд 11

    Проблемное задание Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Например: «Докажите или опровергнете утверждения: углекислый газ-продукт фотосинтеза. »

    Слайд 12

    Проблемная ситуация Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств. Например: «Почему в воздухе вещества горят хуже, чем в чистом кислороде?»

    Слайд 13

    «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой



    Предварительный просмотр:

    Колесова Т.Ю.  

    Использование активных методов обучения на уроках химии

       kolesova.ktu@mail.ru

                                                                                                                     

    Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

    Г. Гегель

    Привить любовь и интерес к своему предмету - желание каждого учителя. Но, в связи с сокращением учебных часов, выделяемых на изучение предмета, мы - учителя химии столкнулись  с определёнными трудностями. На сегодняшний день, учителю мало хорошо, знать предмет и традиционно преподавать урок. Целью современного урока - является создание условий для ликвидации перегрузки учащихся и обеспечение условий для развития их познавательных и творческих способностей. Лучшему усвоению учебного предмета, активизации учебной деятельности учащегося, эмоциональному поднятию настроения на восприятие учебного материала, повышению уровня практической направленности, реализации и развитию умственных способностей учащихся, способствует  использование активных методов обучения на уроках.

    Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Более успешной и эффективной творческо-поисковая  деятельность оказывается,  когда учащиеся приходят к ней через воспроизводящую и преобразующую деятельность. Развитию умений творческо-поисковой деятельности, на уроках химии и внеурочной деятельности, способствуют организация: предметной олимпиады, химического боя, турнира, презентации, эстафеты. Основная задача учителя не столько передать готовые знания, сколько приобщить учащихся к самостоятельному овладению знаний и умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Задача учащихся-  не просто «переработать»: запомнить и воспроизвести информацию, а активно включиться в открытие нового, неизвестного для себя знания.

    АМО позволяют активизировать мыслительную деятельность даже у тех учащихся, у которых возникали проблемы при изучении химии, применение АМО способствуют восстановлению пробелов в знаниях и повышают интерес учащихся к изучению предмета.

     Использование АМО, в рамках коррекционной школы VI вида, позволяет компенсировать нарушенную деятельность  учащихся и осуществлять валеологический подход к обучению: чередование периодов напряжённой работы и отдыха, чередование умственной и физической деятельности, дифференцированный подход к выполнению заданий и упражнений, смена видов учебной деятельности, обучение лёжа, стоя в свободной позе.

    Результаты своей деятельности я оцениваю по учебно-личностным достижениям учащихся:

    -формирование способностей к анализу и обобщению информации;

    -становление учащегося как субъекта учебной деятельности;

    -развитие целеустремлённости, настойчивости, коммуникативных умений и качеств;

    -умение ориентироваться в современном информационном пространстве.



    Предварительный просмотр:

    «Скажи мне - и я забуду.
    Покажи мне – и я запомню.
    Дай мне действовать самому – и я научусь».

    Китайская народная мудрость    (слайд №2)

    Первые уроки в нашей школе не приносили мне удовлетворения, вроде бы урок прошёл успешно, всё разобрали, всё поняли, но следущий урок, при проверке дом. задания, показывал, что учащиеся очень плохо усвоили предыдущий материал. Почему?! Начала собирать информацию об особенностях детей, страдающих ДЦП, оказалась, что характерна для таких детей повышенная утомляемость, страдает память и пр. Встала проблема, как же сделать свой урок плодотворнее? И здесь на выручку мне пришли курсы «А.М.О.»

    (слайд №3) Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

     

    Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

     

    К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

     

     

     

    (слайд №4) Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

     

    (слайд №5) Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

    (слайд №6)  «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

     

    (слайд №7) Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

     

    (слайд №8) Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

     Основная задача учителя не столько передать готовые знания, сколько приобщить учащихся к самостоятельному овладению знаний и умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Задача учащихся- не просто «переработать»: запомнить и воспроизвести информацию, а активно включиться в открытие нового, неизвестного для себя знания.

    Очень важным считаю эмоциональный настрой учащихся на начало урока.

     Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
    Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например: "Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить...", "Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу", "Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного", "Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!"
    Кроме психологического словесного настроя, учитываю, какой это урок в расписании – после завтрака или физкультуры, первый в понедельник или последний в пятницу, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, "разбудить" или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

    Считаю важным создание ситуации успеха на своих уроках.  Использование ситуации успеха  способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью. Например, учащимся предлагается сообщить, что они знают о солях. Первыми предлагаю ответить слабым учащимся. Конечно, у каждого ребёнка есть определённые знания по этой теме. Слабые учащиеся  говорят о том, что соль употребляют в пищу, сильные- дают определение и рассказывают о химических свойствах! Но те и другие чувствуют себя равноправными участниками учебного процесса.
    Для проведения уроков химии, в рамках нашей школы, особенно актуальным считаю
    проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. 

    Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.

    Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим каждое понятие более конкретно.

    (слайд №9) Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например: «Различаются ли электроны в атомах?»

    (слайд №10) Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы. Например: « Лакмус в кислой среде -красный, в щелочной -синий. Какой будет окраска лакмуса, если слить кислоту и щёлочь?»

    (слайд №11) Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Например: «Докажите или опровергнете утверждения: углекислый газ-продукт фотосинтеза. »

    (слайд №12) Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств. Например: «Почему в воздухе вещества горят хуже, чем в чистом кислороде?»

    Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа:

    1. Актуализация опорных знаний и способов действия.

    2. Усвоение новых понятий и способов деятельности.

    3. Применение их и формирование умений и навыков.

    (слайд №13) Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Нельзя обойтись без знаний, полученных при помощи механического запоминания. Но постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса у учащихся , нежелания учиться, заставляет нас искать методы, которые сделают урок эффективнее .

    Предлагаю вам для просмотра фрагмент урока химии в 8 классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

    Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

    Статья "Использование игровых технологий обучения в специальной (коррекционной) школе".

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся,  воспитанников  на творческо-по...

    Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»

    Доклад подготовлен для выступления  на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ  и раскрывает нормативно-правовую базу  подготовки, организации и проведения государстве...

    «Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»

    Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных  традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...

    Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида

    В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...