Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
статья по теме

Загитова Альбина Гусмановна

На сегодняшний день в арсенале всех кто занят воспитанием  и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии,  которые одновременно являются и здоровьесберегающими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на логопедических занятиях.

   На сегодняшний день в арсенале всех кто занят воспитанием  и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии,  которые одновременно являются и здоровьесберегающими. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и полноценное развитие личности ребенка в целом. Шувалов А.В. в своей статье пишет: «Теория психологического здоровья возникла на стыке двух областей знаний «психология здоровья» и «психология человека». Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Духовность новое качество и новый принцип, окончательно делающий человека человеком». Индивидуальная норма по замечанию Цукерман Г.А., Слободчикова В.И. есть, то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития, как квинтэссенция его результатов.

  К здоровьесберегающим технологиям относятся следующие виды работ, проводимых на занятии с учащимися:

  1. Логопедический массаж.

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

Виды массажа:

 Массаж биологически активных точек (БАТ).

 Массаж языка с применением специальных  приспособлений (логопедические зонды, шпатели, щеточки).

 Элементы самомассажа лица, шеи.

 Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой.

Основные приемы массажа:

 Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие.

 Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

  1. Релаксация 

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

 Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. Примеры релаксационных упражнений:

1) «Олени»

 Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени…Руки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и мальчики : отдыхают ваши пальчики! Дышится легко…Ровно…Глубоко.

2)«Хоботок»

 Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а  расслаблены.

3)«Любопытная Варвара»

 Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…

  1. Дыхательные упражнения.

Важнейшие условия правильной речи- это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция . У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми.

1)«Снегопад». Сделать маленькие комочки из ваты. Предложить ребенку положить комочек ватки на ладошку и сдуть ее. То же самое упражнение выполнить держа комочек ватки над носом. Подуть вверх.

 2)«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

4. Дыхательная гимнастика. 

Была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

 1)Упражнение «Ладошки» (разминочное)

 Встать прямо, показать ладошки зрителю, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

 Сделав  4 коротких  шумных  вдоха носом, 4 пассивных выдоха, пауза. Нужно выполнить 24 раза по 4 коротких  шумных вдоха.

 На занятиях с детьми мы проводим следующие упражнения:

 2)«Погончики», 3)«Насос»,4) «Кошка», 5)«Обними плечи», 6)«Повороты головы», 7)«Китайский болванчик».

5. Артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционная гимнастика – это выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.

Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».

6. Пальчиковая гимнастика.

 В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.  Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

 Упражнение «Бабочка»

 Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд.

 При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.

 На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.

 Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает профессионал – психолог.

   Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной  длины», «Пары слов».

7. Гимнастика для глаз.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость  применения гимнастики для глаз.

 Упражнение «Филин»

  Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.

 Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех, даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим ПРАЗДНИКОМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

в данной презентации представлены некоторые составляющие системы здоровьесбережения на логопедических занятиях, которые могут использовать в своей работе учителя начальных классов....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, т...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

   Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных адаптационных, профилактиче...

«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС».

Цель проекта:  создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя-логопеда для сохранения и укрепления здоровья школьников....