Разработка индивидуальной рабочей программы
рабочая программа по теме

Квятковская Екатерина Александровна

Рабочая программа (двигательно-моторная стимуляция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка индивидуальной рабочей программы

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Принято на педагогическом совете

Протокол № _____ от «__» ____20___

«Утверждаю»

Директор _________ Сорокина Е.В.

                     «__» ____20___

Рабочая программа

( Двигательно-моторная  стимуляция)

Составила: Квятковская Е.А.

2012-13 уч.г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по (двигательно-моторной стимуляции, 4 класса) разработана  на основе Проекта  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях  Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Рабочая программа в соответствии учебным планом ОУ на 2013-2014 учебный год рассчитана на  68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

При разработке программы учитывался контингент детей школы (с диагнозом :F-73 ).

При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности _Гончаренко Михаила Валерьевича_._Краткая характеристика ребенка: выраженные костно-мышечные деформации (контрактуры крупных суставов, деформация грудной клетки, сколиоз). Телом не владеет, самостоятельно положение тела изменить не может. В течении дня  находится в коляске с опорой для спины или в кровати. Манипулировать предметами не может. Отмечаются значительные трудности в удерживании предметов (кратковременно удерживает предмет). Согласованность действий рук отсутствует. Движения хаотичны,не координированы. Ребенок пассивен. Преобладающее настроение неустойчивое. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием.Имеют место аффективные вспышки в виде плача. Установление контакта затрудненно, эмоции малодифференцированы. Установить контакт на незначительное время можно путем тактильного прикосновения с голосовым сопровождением.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий (приложение №1…), перераспределения содержания программы по годам обучения и др.

        Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным УМК, (приложение №2….)

        Предполагаемые результаты освоения программы: критерии безоценочной системы.

     Критерии усвоения программы:

                            частично усвоил

                            усвоил

                            не усвоил

           Учебно-тематический план

       Двигательно-моторная стимуляция

Тема

Количество часов

Первое  полугодие

1 четверть – 18 часов

1

Обследование двигательной сферы

4

2

Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе

4

3

Переворачивания в разные позиции с помощью

3

4

Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые)

3

5

Пассивные движения и изменения положения тела

4

Первое полугодие

2 четверть -  14 часов

1

Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе

3

2

Переворачивания в разные позиции с помощью

2

3

Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи)

2

4

Захват предметов разной формы(мяч ,кубик)

2

5

Массаж кистей рук и стоп

3

6

Пассивные движения и изменения положения тела

2

Тема

Количество часов

Второе полугодие

3 четверть – 21 часов

1

Формирование элементарных ощущений собственного тела (массаж расслабляющий с оливковым маслом)

2

2

Переворачивания в разные позиции с помощью  (метод пассивной техники кинезитерапии)

4

3

Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые)

2

4

Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики)

3

6

Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе

2

7

Массаж кистей рук и стоп

2

8

Обучение сидения без поддержки

3

9

Пассивные движения и изменения положения тела(метод пассивной техники кинезитерапии)

3


Второе полугодие

4 четверть -  15 часов

1

Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе

1

2

Переворачивания в разные позиции с помощью (метод пассивной техники кинезитерапии)

3

3

Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи)

2

4

Захват предметов разной формы(мяч ,кубик)

2

5

Массаж кистей рук и стоп

2

6

Пассивные движения и изменения положения тела(метод пассивной техники кинезитерапии)

3

7

Закрепление пройденного материала

2

         Содержание программы

        Двигательно-моторная  стимуляция (68 часа). Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе. Пассивные движения и изменения положения тела Переворачивания в разные позиции с помощью. (метод пассивной техники кинезитерапии). Удержание и отпускание вложенного в руку предмета. Обучение держать предметы, фиксироватьих. Захват предметов разной формы.

Массаж кистей рук и стоп. Формирование элементарных ощущений собственного тела (массаж расслабляющий ) Обучение сидения без поддержки.

          Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

  1. Айрес Э.Дж.  Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития  / Э.Дж.Айрес; пер. с англ. Юлии Даре.- М.: Теревинф,2009
  2. Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. –СПб.: Речь, 2010
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. ,Лопаткина Л.В. Знакомится с окружающим миром. –М.: ДРОФА, 2007
  4. Игры и занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии / Под ред. Л.Б. Баряевой. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008
  5. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
  6. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
  7. Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной  интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006
  8. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие / М.Ветланд,С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич.- Мн.:БГПУ ,2009
  9. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 2007
  10. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
  11. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. –М.:Эксто-Пресс,2001
  12. Сенсорная комната  -волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой ,Ю.С.Галлямовой, В.Л.Жевнерова.- СПб.: ХОКА,2007
  13. Сиротюк А.Л. , Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. –М.: ТЦ Сфера,2009
  14. Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью: обучение основным социальным навыкам / Под редакцией Р.И. Кравченко –К., 2007
  15. Шипициына Л.М. « Необучаемый» ребенок в семье  ив обществе. Социализация детей с нарушениями  интеллекта.- СПб.: Речь,2005
  16. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с  нем./ Под ред. Н.М. Назаровой .М.: Издательский центр « Академия»,2002……………………. 

Список литературы (дополнительный) 

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК, 20011.

  1. Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса
  1. Приложение 1.

          МЕТОДЫ

.        наглядные;

·        словесные;

·        практические.

·        информативно - рецептивный;

·        репродуктивный;

·        исследовательский;

         метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

Ø     рассматривание;

Ø     наблюдение;

Ø     образец воспитателя;

Ø     показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

Ø     беседу;

Ø     рассказ, искусствоведческий рассказ;

Ø     художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он

включает в себя:

Ø     прием повтора;

Ø     работа на черновиках;

Ø     выполнение формообразующих движений рукой

  1. Приложение 2.

Учебно-методический комплекс

.  Игрушки мелкие резиновые ,бумажные ,пластмассовые , пенопластовые ,изображающие людей ,животных ,насекомых ,растения , птиц ,транспорт.

.  Интерактивное игровое оборудование « Звездное небо» , «Пузырьковая колонна» ,»Сухой бассейн с подсветкой» настенный и напольный ковры « Млечный путь» (для занятий в темной сенсорной комнате)

.  Маты: детские  напольные и настенные, складные ,сборные

.  « Мобильный сенсорный комплект 1»  (роизводитель предприятие « АЛЬМА» , Санкт-Петербург)

.  Плоские пособия из различных материалов: овальной и квадратной формы ,различные по величине.

.  Сухие бассейны с шариками

.  Погремушки и любые другие игрушки ,которые можно хватать и сжимать.

.  Игрушки из разных тканей

.  Музыкальные центры

.  Любые предметы ,которые можно ранять на пол (кубики ,мягкие игрушки)

.  Массажные мячи

.  Мячи для кинезиотерапии

 Двигательно-моторная стимуляция 68 часа

Тема

Количество часов

Материал к занятию

1

Обследование двигательной-моторной сферы

4

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, игрушки, массажные мячи

2

Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе

7

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные

3

Переворачивания в разные позиции с помощью

7

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные

4

Удержание и отпускание вложенного в руку предмета

6

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, погремушка, резиновые игрушки

5

Пассивные движения и изменения положения тела

7

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные

6

Формирование элементарных ощущений собственного тела (массаж расслабляющий с оливковым маслом)

6

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, оливковое масло

7

Переворачивания в разные позиции с помощью  (метод пассивной техники кинезитерапии)

7

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, валики, мяч

8

Обучение держать предметы, фиксировать их

6

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, массажные мячи, кубики

9

Захват предметов разной формы

6

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, мяч, кубик, игрушки

10

Массаж кистей рук и стоп

6

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные

11

Обучение сидения без поддержки

6

Мат, музыкальный центр, диски музыкальные, мягкий пуф, коляска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультура Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Адаптивная физкультураКласс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет:  Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...