«Декоративно-прикладное искусство: вышивание». Рабочая программа.
рабочая программа на тему

Топчий Наталья Ивановна

Рабочая программа по дополнительному образованию, 5-9 кл. коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vyshivaniya_programma.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 22 VIII вида

города Армавира Краснодарского края

                                                                          УТВЕРЖДЕНО

                                                             Решение педсовета

   протокол № 1от 30.08.2012

                                                                    Председатель педсовета

                                                                            ___________Макаренко С.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Iвида        

ПО дополнительному образованию

«Декоративно-прикладное искусство: вышивание».

Предмет

Ступень обучения (класс)               основное общее образование  5-9 кл

                                                                          Начальное общее образование 1-4 кл., основное общее образование  5-9 кл.

Количество часов в год:68 часов (2 часа в неделю).                                   Уровень:базовый

Учитель:Топчий Н. И.

Программа разработана на основе авторской программы «Декоративно-прикладное искусство: вышивание».

  1. Пояснительная записка

  Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Издревле женщины украшали одежду и изделия домашнего обихода вышивкой. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность, любознательность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда. Кроме того рукоделие развивает мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

        Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программаставит своей целью овладение различными техниками вышивания с учетом уже имеющихся  у учащихся умений и навыков, полученных на уроках трудового обучения, совершенствование этих самых умений и навыков, а также формирование интереса к профессии, к истории народного творчества, уважение к людям труда.

        Темы образовательной программы соответствуют содержанию материалу учебного пособия «Юной вышивальщице» Ю.Е. Моисеенко, Е.В. Бичукова – Минск: «Народнаяасвета» 1993г., рекомендованного для использования на уроках трудового обучения и для кружковой работы.

       Содержание программы адаптировано поуровню усвоения, рассчитана на девочек 6-8 классов.  Срок реализации 1 год (68 часов - 2часа в неделю).

        Начинается обучение с освоениянесложных и быстро выполняемых швов, так как не следует сразу браться за большое изделие – не имея опыта, легко испортить работу, а первая неудача может погубить интерес к вышиванию.

Материал программы построен в такой последовательности, которая дает возможность детям постепенно совершенствовать свои умения и навыки.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Коллективные работы выполняются группами из нескольких человек. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет распределять задания с учетом подготовленности и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        Разделы программы сгруппированы по видам швов. Но поскольку в вышивке одного изделия чаще всего сочетаются различные швы, то эта группировка во многих случаях носит условный характер, по преобладанию одной какой-либо техники.

 Программный материал содержит теоретические и практические занятия.

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры через декоративно-прикладное искусство.

        Задачи:

        Обучающие:

1.обучать технологиям разных видов вышивки;

2.научить детей  владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.                         3.познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития рукоделия.

         Воспитательные:

1.приобщатьдетей  к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;                                  2. воспитывать  способность  к самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

3.воспитыватьусидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду;                                                                                                           4.воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;                                                   5.развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:                                                                                                  1.развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;                     2.развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;                                                                                                  3.развивать положительные эмоции и волевые качества;                     4.развивать моторику рук, глазомер.

  1. Таблица тематического распределения часов.

№ п/п

                              Разделы, темы

Кол-во

Т.З.

Кол-во  

   П.З.

Общее     кол-во часов

 Украшающие швы.

 1

Вводное занятие.

    2

    2

2

Шов «вперед иголку».

    2

    2

    4

3

Шов строчка.

    1

    3

    4

 4

Стебельчатый шов.

    1

    1    

    2

 5

Тамбурный шов.

    1

    1

    2

6

Отделка салфетки вышивкой.

    4

    4

 7

Петельный шов.

    1

    1

    2

8

Шов «петля в прикреп».

    1

    1

9

Выполнение вышивки швом «петля в прикреп» в сочетании с другими украшающими стежками.

    3

    3

10

Шов «навивка».

    1

    1

    2

11

Шов «восьмерка».

    1

    1

    2

12

Выполнение вышивки разной техникой.

    4

    4

Ажурное вышивание.

13

Сведения о мережке.

    1

    1

    2

14

Выполнение мережек на образце.

    4

    4

                    Вышивание гладью.

15

Сведения о глади.

    2

    2

16

Приемы вышивки гладью.

    1

    3

    4

17

Выполнение традиционно-народных мотивов вышивки разной техникой(коллективная работа).

    8

    8

Вышивание лентами.

18

Сведения о вышивке лентами. Подготовка к работе.

    1

    1

    2

19

Простейшие швы, используемые в вышивке лентами.

    5

    5

20

Изготовление миниатюры различной техникой вышивания.

    9

    9

Итого:

   16

   52

   68

  1. Содержание обучения.

                 Украшающие швы.

1.  Вводное занятие.

Организационные вопросы. План работы, цели и задачи занятий. История рукоделия. Материалы и инструменты, используемые для вышивания. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.

2.  Шов «вперед иголку». Применение, техника выполнения. Разновидности шва (счетный орнамент). Цвета и тона в природе. Выбор ниток. Тренировочные упражнения в выполнении шва.

3.  Шов строчка. Применение техника выполнения. Технические требования. Отработка навыка выполнению шва.

 4.  Стебельчатый шов.  Приемы выполнения шва. Требования к качеству.  Выполнение вышивки стебельчатым швом на образце.

 5.  Тамбурный шов. Особенности техники выполнения шва. Выполнение вышивки тамбурным швом на образце.

 6.  Отделка носового платка или салфетки вышивкой. Способы перевода рисунка на ткань. Выбор и перевод рисунка на ткань. Подбор ниток. Выполнение вышивки одним из швов. Анализ работ учащихся.

 7.  Петельный шов. Техника выполнения. Выполнение шва на образце.

 8.  Шов «петля в прикреп». Приемы выполнения, применение шва.

 9.  Выполнение вышивки швом «петля в прикреп» в сочетании с другими украшающими швами.

10.  Шов «навивка». Технология выполнения. Тренировочные упражнения в выполнении шва.

11.  Шов «восьмерка». Техника выполнения. Выполнения шва на образце.

12.  Выполнение вышивки разной техникой (по выбору). Перевод рисунка, подбор ниток. Анализ работ учащихся.

                                  Ажурное вышивание.

13.Вводная беседа. Мережка – один из видов ажурной вышивки. Применение мережки. Техника выполнения. Упражнение в продергивании нитей в ткани для образования прореженной полосы.

14.  Выполнение простейших видов мережек «кисточка», «столбик», «раскол», «простой жучок» на образце.

                                  Вышивание гладью.

15. Вводная беседа. Понятие «гладь». Виды вышивки гладью. Материалы, инструменты и приспособления. Перевод рисунка на ткань.

16.  Приемы вышивания гладью. Тренировочные упражнения в выполнении  гладьевых стежков: односторонних, двухсторонних, штриховых.

17.  Выполнение традиционно-народных мотивов вышивки разной техникой (коллективная работа).Вышивание и соединение фрагментов вышивки.

              Вышивание лентами.

18.  Лента в вышивке. Инструменты, приспособления и материалы. Способы перевода рисунка на ткань. Подготовка к работе. Закрепление ленты в игле и закрепление швов.

19.  Простейшие швы, используемые в вышивке лентами («полупетля», «петля», «французский узелок», «листик», «воздушная петля с узелком», элемент «листик», элемент «воздушная петля по кругу», цветок из присборенной ленты). Тренировочные упражнения в выполнении швов.

20.Изготовление миниатюры различной техникой вышивания.

В результате обучения дети  должны знать:

- что такое вышивка;

-название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

-технику и приемы выполнения декоративных швов;

-правила организации рабочего места;

-правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении вышивки.

                                                  Должны уметь:

-правильно организовать свое рабочее место;

-пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

-правильно начинать и заканчивать работу;

-выполнять работы согласнотехнологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

  1. Список рекомендуемой  литературы

1.Юной вышивальщице. Ю.Е. Моисеенко, Е.Б. Бичукова, Т.В. Бичукова         – Минск: «Народная асвета» 1999.

2. Иголка-волшебница. Т.И.Еременко-М., «Просвещение»,1988.

3.Сувениры. Вышивка: методические рекомендации руководителям кружка.      –М., 1999.

4. Вышивка лентами.И.В. Резько – Минск: «Харвест» 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...