КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса
план-конспект занятия на тему

Тютерева Маргарита Игоревна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nar._fonemnogo_raspozn-ya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса

Время занятия – 40 мин.

Грамматическая тема: Дифференциация звуков Б и П и их правильное обозначение на письме соответствующими буквами

Лексическая тема: транспорт

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

- уточнение и сравнение акустико-артикуляторных характеристик звуков

П-Б;

- развитие сложных форм фонематического анализа, развитие слогового анализа и синтеза;

- расширение глагольного словаря;

- уточнение у школьников значений и актуализация слов семантической группы «транспорт»;

- совершенствование и закрепление у школьников навыка правильного использования в устной и письменной речи существительных в единственном и множественном чмсле;

- совершенствование навыка конструирования предложений, в том числе, с предлогами;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- совершенствование у школьников пространственных представлений;

- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт», картинки квазиомонимов (бочка-почка, забор-запор), картинки с изображением букв П, Б, сюжетные картинки.

 Ход  занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Назовите свои имена.

- Я попрошу первым сесть того, в чьем имени есть какой-либо из слогов: ма, ри, ко.

- Молодцы. А теперь садитесь все остальные.

2. Уточнение и сравнение артикуляторно-акустических характеристик звуков П-Б.

- Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

- А теперь положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б-Б. (Дрожит).

- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

- Это значит, что Б звонкий звук, а П глухой.

- Сегодня на занятие мы будем различать парные согласные звуки [п-б] в слогах и словах.

3. Дифференциация звуков П и Б в слогах.

- Закончи стихотворения, вставляя слова с буквами П и Б.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(баран)

- Какой звук в этом слове Б или П? (б). Определите его место по счету.

- Назовите соседей звука Б (е). Составьте схему этого слова.

Мы посеем зёрна,
пусть заколосится
на широком поле
спелая
 (пшеница).

- Какой звук в этом слове Б или П? Определите его место по счету.

- Назовите соседей звука П (ш). Составьте схему этого слова.

- Сравним схемы слов баран и пшеница. Посмотрите, одинаково ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме и во второй?

- Какие звуки будут «соседями» звука Б в слове баран? Какие «соседи» у звука П в слове пшеница?

4. Знакомство с лексической темой «Транспорт».

- Посмотрите на картинки, что на них изображено? (поезд, жук, пароход, автомобиль, автобус).

- Посмотрите внимательно, какая картинка лишняя? (жук)

- Почему картинка жук лишняя? Как называются одним словом все оставшиеся картинки? (транспорт)

- В каком слове, названии транспорта, слышится звук Б?(автомобиль, автобус).В слове автомобиль какой звук слышится после Б? В слове автобус какой звук слышится после Б?

- В каких словах, названиях транспорта слышится звук П? (поезд, пароход). Какой звук слышится после П? (поезд, пароход).

5. Дополнение предложения словом по картинкам. (На доске записаны предложения с пропущенным словом и выставлены картинки).

Около сарая стоят……..На деревьях набухли…….(почки, бочки). Около дома большой….Ворота закрыли на….(забор, запор).

- Почему вы поставили слова именно так, объясните, какие значения у этих слов? Какой первый звук в слове Бочки (Б). Какой первый звук в слове Почки? П. А остальные звуки одинаковые или разные? (одинаковые). (аналогично со словами забор, запор).

6. Физкультурная пауза. Все вышли из-за столов. Сейчас я буду произносить стихотворение, а вы должны внимательно слушать его и выполнять те движения, о которых говорится.

Мы – туристы, мы – в дороге. Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох. Путь не близок, путь далек.
У речного плёса, взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины: Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка – станут ближе облака.
Мы в дремучей лес зашли, ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись.
На поляне отдохнем, и букет цветов нарвем.

7.Фифференциация звуков П-Б в письме.

1) Поднимите карточку с буквой П или Б, когда услышите эти звуки в слове.

Плакат, платок, будильник,  сапоги, помощь, брошка, пузырек, пилот,  боец, пирог.

- Запишите в тетрадь те слова, которые вы запомнили. Подчеркните буквы П и Б.

2) Сейчас я вам раздам карточки. Вставьте пропущенные в словах буквы.

Каачки, кауста, руашка, саоги, араан, одушка, уханка, зу…ы, су…, хло…ок, …лузка, …альто, …бантик, то…ор, о…ои, …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда,…о…оище, …ро…олка.

8. Образование единственного и множественного числа существительных.

1) Измените слова по образцу: карпы-карп, зубы-зуб. Столбы-…, клубы-…, тулупы-…, супы-…, грибы-…, крабы-…

2) Я раздам вам карточки. На них написаны слова. Измените слова так, чтобы после  согласных Б, П, появился гласный. Подчеркните последний слог. Например: гриб-грибы. (вспомните правило произношения и написании звонкого согласного звука в конце слова).

зуб-…, карп-…, клуб-…, ястреб-…, гриб-…, столб-…, дуб-…, суп-…, хлеб-…, краб-…, куб-…, боб-…, голубь-…, тулуп-…

9. Придумывание предложений по картинкам.

- Посмотрите на картинки, прикрепленные к доске. Составьте по ним предложения и запишите их в тетрадь. (Мальчик бросает палку. Собака лежит около будки. Рыба плавает в банке. Полина поливает цветы).

- В каждом предложении подчеркните буквы Б и П.

- В каком слове есть данная буква (П-Б)? Сколько всего в этом слове букв? Сколько звуков? Какие звуки будут «соседями» букв (Б-П).

10.Графический диктант. После того, как я прочитаю предложение, вы запишите его в тетради. Но вместо слов со звуками п-б, вы будете писать только буквы П-Б.

Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На полях порхают бабочки.

11. Придумайте и запишите в тетради 5 слов со звуком П и еще 5 со звуком Б. Подчеркните эти буквы разными карандашами.

12. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

13. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу.

- Давайте вспомним, над чем мы сегодня работали?

- Чем различаются звуки П-Б?

- Молодцы! Вы сегодня на уроке хорошо работали. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии  по теме: «Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д»Целью занятия являетс...