Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.
план-конспект на тему

Ботова Ирина Юрьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2_ryad_glasnyh_bukv_botova_1.docx98.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.

Тема занятия. «Дифференциация гласных букв первого и второго ряда в слогах, словах».

Тип занятия. Комбинированный

Цель занятия. Учить дифференцировать в устной и письменной речи гласные буквы 1 и 2 ряда в слогах, словах.

Задачи:

Образовательная: Закрепить умение учащихся дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, научить применять эти умения при написании гласных букв в слогах, словах.

Коррекционно-развивающая: Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику.

Воспитательная: Воспитывать умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней; Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения учащихся друг к другу; прививать любовь к спорту.

Оборудование: картинки с изображением 2 мальчиков в синей и зелёной футболках, предметные картинки, пособие «перчатки» красного цвета, волшебный ящик, касса магнитных букв, цветные карандаши, ручки, карточки со слогами, слоги-слияния, индивидуальные карточки с заданиями, таблица «Как образовались буквы второго ряда», индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

1 Организационный момент.


- К нам на занятие пришли гости. Это два мальчика, два брата. Они очень похожи друг на друга. А чтобы узнать, как их зовут, надо назвать первый звук в словах, которые изображены на картинках.

На доске размещены предметные картинки в следующей последовательности:

Картинка мальчика в синей рубашке, рядом слова: тарелка, облако, муха. Том

Картинка мальчика в зелёной рубашке, рядом слова: телефон, иглы, мешок. Тим

2 Актуализация знаний

- Ребята, хотите узнать, почему Том в синей рубашке, а Тим в зелёной?

Логопед раздаёт учащимся индивидуальные зеркала.
Назовите первый звук в имени Том. ([т])

Какой это звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый). Произнесите звук [т], посмотрите в зеркала, как расположены губы, язык, когда мы произносим этот звук?
Назовите первый звук в имени Тим ([т’])

Какой это звук, твёрдый или мягкий? (Мягкий) Произнесите звук, рассмотрите положение губ и языка при произнесении мягкого звука.

Логопед ещё раз просит произнести звуки парами: [т]- [т’], отметить различия в артикуляции твёрдых и мягких звуков.

Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? (Синим цветом) Мягкие звуки? (Зелёным цветом)

- Поскольку в имени «Том» первый звук твёрдый мальчик надел синюю футболку, а в имени «Тим» первый звук мягкий – у него зелёная футболка.

3. Введение в тему

Тим и Том очень любят играть и даже придумывать свои игры. Вот какую игру придумали ребята «Волшебный ящичек».
Пред ребятами стоит ящик, в котором лежат магнитные буквы.

Ребята нащупывают букву, называют её, затем достают из ящика и прикрепляют на доске. Остальные ребята и логопед проверяют, правильно ли он назвал букву.

На доске появились буквы: АОЫУЭЯЁИЮЕ  
- У нас на доске буквы. Какие это буквы? (Гласные)
- Сколько всего гласных букв в алфавите? Посчитайте сколько букв вы все вместе достали из волшебного ящика. (10 букв)
- В русском алфавите 10 гласных букв.
- На какие две группы мы можем разделить все гласные буквы? (На гласные первого и второго ряда).
В случае если ребята не назовут, на какие 2 группы делятся гласные буквы, логопед сам напоминает учащимся, что все гласные буквы делятся на гласные первого и второго ряда.

- Как вы думаете, какая будет тема занятия.

4. Сообщение темы занятия

- Сегодня на занятии мы вспомним,  как различать гласные буквы первого и второго ряда в письменной речи. И сегодня на занятии мы вместе с Томом и Тимом будем различать эти гласные буквы в слогах и словах.

5. Работа по теме урока

5.1 Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда

- Как я уже говорила, Том и Тим любят играть. Одна из любимых игр – это футбол. Поиграем с ребятами в футбол. У каждого игрока Тома и Тима по одной красной перчатке. Перчатки помогут нам быстро запомнить, какие гласные буквы относятся к первому ряду, а какие – ко второму.

На магнитной доске возле каждого мальчика размещает перчатки из красной бумаги.
- Том, принёс правую перчатку и попросил украсить её гласными 1 ряда. Угадайте эти гласные по артикуляции звуков.

Логопед беззвучно произносит гласные звуки [А, [О], [У], [Ы], [Э], учащиеся называют гласный звук, по одному выходят к доске и размещают её на пальцах правой перчатки следующим образом: на большой палец букву А, на указательный-О, на средний – У, на безымянный – Ы, на мизинец – Э. Далее логопед ещё раз акцентирует внимание учащихся на том, что на правую перчатку мы разместили гласные первого ряда.

- Тим принёс левую перчатку, украсим её оставшимися на доске буквами.  

Учащиеся совместно с логопедом размещают оставшиеся гласные буквы на пальцах левой перчатки (большой палец – Я, указательный – Ё, средний – Ю, безымянный – И, мизинец – Е), и логопед обращает внимание учащихся на то, что на левой перчатке мы разместили гласные буквы второго ряда.  

- Назовите гласные буквы первого ряда Тома, а затем гласные второго ряда Тима.

- Если соединить две руки, то у нас получатся пары. Назовём их:

А-Я О-Ё У-Ю Ы-И Э-Е                            

Можно ли считать парными звуками У и Я, Ы и Ё? Какие звуки называют парными и почему?

- Прослушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О. У, Э. Был у них друг- согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он их стеснялся.

Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я - Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

  • ЙУ-ЙУ-ЙУ=Ю
  • ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ=Е
  • ЙО-ЙО-ЙО=Ё
  • ЙА-ЙА-ЙА=Я

Так получались гласные буквы!».                    

На доске размещается таблица с «Как образовались буквы Я, Ю, Е, Ё» Буква Й зелёного цвета, гласные красного цвета.

- Звук Й всегда мягкий, поэтому и буквы, которые он помог получить, тоже делают другие согласные звуки мягкими. Давайте еще раз прочитаем эти буквы: ЯЁЮЕ.

- Гласные какого ряда при чтении с согласным звуком в прямых слогах, дают мягкость согласному звуку? (гласные второго ряда ЯЁЮЕИ, дети называют гласные с опорой на таблицу).

- Назовём гласные парами из 1 и 2 ряда. А-Я О-Ё У-Ю Э-Е Ы-И

5.2 Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда в слогах

Логопед на доске размещает картинки с изображением футбольных мячей, на которых написаны слоги: ЛА, ЛЯ, ЛО, ЛЁ, ЛУ, ЛЮ, ЛЫ, ЛИ, ЛЭ, ЛЕ.

- Определите, чьи это мячи Тима или Тома? Прочитайте слоги на мячах. Выделите первый звук в слове. Определите твёрдый он или мягкий. Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим). Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным).

По цепочке учащиеся читают слоги, выделяют и определяют звук, говорят, чей это мяч и размещают их у перчаток каждого мальчика.

-Если согласный звук твёрдый, то после согласной буквы пишем гласные какого ряда? (1 ряда) Прочитаем хором слоги Тома.

-Если согласный звук мягкий, то после согласной буквы мы пишем гласные какого ряда? (2 ряда). Прочитаем хором слоги Тима.

5.2.1 Работа со схемами (слияния согласного твердого и мягкого звуков с гласными).

- Том и Тим во время игры перепутали карточки, которые нарисовали для вас, ребята. Давайте, поможем им собрать их.

Логопед называет слоги, учащиеся выбирают карточки слоги-слияния с нужным цветом согласного звука и распределяет их возле Тома и Тима соответственно. После выбора схемы, дети выбирают нужную гласную буквы из магнитной азбуки и располагают под схемой.                  



 РА, НЁ, НА, НУ, ЛЮ, ЛЯ, КО, ВЁ, МЯ, ГА, ТУ, НИ

- Каждый спортсмен, а Тим и Том у нас спортсмены, делают зарядку.

Физминутка.

Кольца, лесенки, турник.

Заниматься я привык.

Подтянусь, отожмусь,

По канату заберусь.

Руки мои – цепкие!

Ноги мои – быстрые!

Тренируюсь каждый день.

Лазать, прыгать мне не лень.

5.3 Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда в словах

5.3.1 Работа со схемами слов и предметными картинками

- Я буду вам называть слово, а вы запишите к себе в тетрадь только гласные буквы, которые встретились в слове.

СОК  РИС  МОСТ   КИТ   ЯМА  МИШКА

  О       И         О           И     Я А        И А

- А теперь, наоборот, я показываю схемы слов, а вы выберите соответствующую к схеме картинку.                    

_ _А_     _У_А      _О_    _О_А    _И_ _Я

ГЛАЗ    ЛУНА    НОС    РОЗА    ВИШНЯ

- Назовите слово, в котором встретились гласные только второго ряда? (вишня)

Запишите эти слова.

5.3.2 Работа по индивидуальным карточкам.

- Том и Тим хотят проверить, как вы научились различать гласные буквы первого и второго ряда в словах и приготовили для вас задание.
Логопед раздаёт индивидуальные карточки.

1. Из ряда букв выпиши в верхнюю строчку гласные первого ряда, а в нижнюю строку-гласные второго ряда (взаимо проверка друг друга).

2. Запиши слова, выбирая соответствующую букву.  

Тан(а,я), Л(у,ю)да, Ол(а,я), Вас(а,я), Кол(а,я), Ирин(а,я)  

Проверить задание – чтение цепочкой.

- Как назвать одним словом слова, которые вы записали? (имена людей).

6 Итог занятия.

-Наш урок подошёл концу.

- Повторим, о чём говорили сегодня на уроке? Сколько гласных букв в алфавите? Назовите гласные первого, назовите гласные второго ряда. На что мы обращаем внимание, чтобы правильно написать гласную букву? Если согласный звук твёрдый, то после согласной буквы пишем гласные…., Если согласный звук твёрдый, то после согласной буквы пишем гласные….

7. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко выполнять задания, поднимете весёлый смайлик, а кому было трудно выполнять задания или, кто то из вас не понял когда мы в слогах, словах пишем гласные первого ряда, а когда второго – поднимите картинку с изображением грустного смайлика.

- Спасибо за помощь нашим мальчикам Тиму и Тому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса по теме:" Предложение".

Логопедическое занятие по теме: "Предложение". Цель: Учить детей различать понятие слово и предложение....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса ,, Постановка звука ш,,

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса. Будет полезен начинающим учителям-логопедам, а так же родителям тех детей, которые неправильно произносят шипящие звуки. Даётся оп...

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 класса по профилактике оптической дисграфии  по теме: «Дифференциация рукописных строчных букв Б - Д»Целью занятия являетс...

Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классов с нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г.

Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классовс нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г....