Литературно-музыкальная гостиная "И помнит мир спасенный"
классный час (7 класс) по теме

Чусовитина Елена Александровна

Данное мероприятие относится к серии занятий по патриотическому воспитанию. она позволяет формировать у воспитанников представление

 о  значении  культуры и искусства в годы  войны, о  значении  музыки и  песни   на   войне. Познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат №5» имени А.А. Сидоренко

Литературно-музыкальная гостиная,

посвященная Великой Отечественной войне

«И помнит мир спасенный»

                                                             

      Составила воспитатель первой        

квалификационной категории:

Чусовитина Е.А.

Ленинск – Кузнецкий

2013 год

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная Великой Отечественной войне

«И помнит мир спасенный»

Цель мероприятия: формирование у обучающихся представления о  значении  культуры и искусства в годы  войны, о  значении  музыки и  песни   на   войне. Познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

Задачи:

1.Сформировать у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной  войны  и о  значении  культуры и искусства в годы  войны, о  значении  музыки и  песни   на   войне.

2.Познакомить с историей создания популярных в годы  войны   песен.

3.Развивать творчество обучающихся.

4.Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, сумевшему выстоять и добыть Великую Победу в годы Великой  Войны .

5.Прививать любовь и уважение к своей Родине и народу.

Основой мероприятия являются исторические данные о создании военных  песен . В процессе используются музыкальные записи  песен , инсценировка, стихи и исторические сведения.

Оформление сцены:

Зал и сцена празднично украшены плакатами, цветами, шарами.

Музыкальное оформление:

  1. песня «Священная война» - фонограмма
  2. песня «А закаты алые» - 7 класс
  3. песня «В землянке» - 3 класс
  4. «Катюша» - 6 класс
  5. песня «Растет в Волгограде берёзка» - фонограмма
  6. песня «Смуглянка» - Калина К., Газов С.
  7. Песня «Мальчишки» - 5 класс
  8. песня  «Русский парень» - 8 класс
  9. Песня «Валенки» - 5 класс
  10. « Белый снег войны»    – 7 класс
  11. Песня «Солнечный круг» - 2 класс
  12. песня «День Победы»  - фонограмма

                               

Ход мероприятия

Звучит мелодия «Священная война».

Тихий фон – ведущие произносят слова.

Вед. 1         Прошла война, прошла страда,

                         Но боль взывает к людям:

                  Давайте, люди, никогда

                 Об этом не забудем.

Вед. 2     Пусть память верную о ней

             Хранят, об этой муке,

             И дети нынешних детей,

            И наших внуков внуки.

Вед. 3    У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи. Прошло много лет, как закончилась ВОВ, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Звучит песня в исполнении  7 класса    «А закаты Алые»

Вед. 3 Почтим память павших минутой молчания   (метроном)

           Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины.

Ведущий 1: 

Мы в мирное время с тобой рождены,

Суровых препятствий в пути не встречали,

Но эхо далекой суровой  войны 

Нам в  песнях  поры той звучали.

Ведущий 2: 

Вам об этой  войне  на уроках расскажут,

Фотоснимки живых и погибших покажут.

Если помнит еще поколенье  войну,

Не нарушит оно никогда тишину.

      Вед. 3 Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.

И сегодня в преддверии этого светлого, великого праздника  мы проводим нашу встречу, на которую мы пригласили ветеранов. Людей, благодаря которым мы живём. Низкий вам поклон.

Вед.  1.    У нас сегодня в гостях

Вед. 2

Вед.1

Вед. 2

Вед. 1

Вед 2  

Вед. 3  Наша сегодняшняя встреча посвящена песням военных лет. Песням, рожденным любовью, горем утрат и гордостью Победы. Ведь именно песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они стали разящим оружием.
Вед. 1 С первого дня  войны  и до праздничного победного салюта  песни всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг,  песня  не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой.

Вед. 2  Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю. Сколько их — прекрасных и незабываемых! И у каждой своя история, своя судьба. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная истории Великой Отечественной  войны.

Вед. 3 Наше мероприятие началось с  со слов песни  (тихим фоном песня  В.И.Лебедев-Кумач «Священная  война») 

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой.
С фашисткой силой темною, С проклятою ордой!..
 

Стихи произвели такое сильное впечатление на руководителя Краснознамённого ансамбля  песни  и пляски А.В.Александрова, что он сразу же сел за рояль. И уже вечером 26 июня, на шестой день  войны  на Белорусском вокзале перед частями, уходящими на фронт, впервые была исполнена  песня  «Священная  война »... Эта песня всю войну была словно гимн для наших воинов.

 (Звучит первый куплет)

Вед. 1         Кто сказал, что надо бросить Песню на войне?

                   После боя сердце просит Музыки вдвойне.

Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности в песне наших бойцов.

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Вед. 3 Песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. Вот история ее создания.

Вед. 1 «Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, — пишет автор стихов — поэт Алексей Сурков. — Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет».

Вед. 2. А песня стала необычайно популярной и на фронте и в тылу. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Для Вас дорогие наши ветераны звучит эта песня.

( «В землянке» - исполняют учащиеся 3 класса)

Вед. 1 Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен - песню «Катюша», авторов Матвея  Блантера и Михаила Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки.

Вед. 2 Эта песня  была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность... «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан.

Вед. 1  Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы.

Вед. 2. Давайте сегодня вспомним эту замечательную песню.

(Катюша –  исполняют 6 класс)

Вед. 3 В этом году мы отметили 70-летие Сталинградской битвы. И сегодня нельзя не вспомнить еще об одной песне, которая родилась в городе-герое на Волге. Хотя и родилась она после войны, но об этой песне хочется рассказать подробнее. Толчком к написанию стихотворения было выступление по телевидению инженера тракторного завода. Эта женщина была секретарем райкома комсомола в годы войны. Все двести дней Сталинградской битвы она провела в родном городе: ходила в разведку, выносила и под огнем врага переправляла за Волгу раненых солдат и детей. Выступая по телевидению, она предложила, чтобы каждый, у кого в годы войны погибли родные, близкие, посадил у Мамаева кургана по дереву. И в несколько дней на месте былых боев вырос парк. На каждом деревце была прикреплена табличка с надписью, кто посадил и в память о ком. Поэтесса Маргарита Агашина три дня ходила по этому парку, а люди все шли, приносили и сажали деревца. Особенно ей запомнилась березка, на которой была прикреплена табличка с надписью: «Памяти моих четырех братьев»; березку посадил рабочий завода «Красный Октябрь». Под впечатлением от увиденного Маргарита Агашина написала стихи, которые показала композитору А. Пономаренко. Так родилась песня «Растет в Волгограде березка», которую исполнила Людмила Зыкина - одна из лучших певиц нашей страны.

Давайте послушаем эту песню в исполнении легендарной певицы – Людмилы Зыкиной

(видеозапись)

Вед. 2  Жить без пищи можно сутки. Можно больше, но порой  На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.

Эти слова принадлежат герою поэмы Александра Твардовского Василию Тёркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню-шутку «Смуглянка» создали композитор Новиков и поэт Шведов.

И сегодня она прозвучит в исполнении наших ребят.

(Газов С., Калина К. – «Смуглянка»)

Вед. 2  Война – страдание матерей, сотни тысяч погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов… Мы – дети мирного времени, и нам трудно представить, как на войне могли воевать наши сверстники. Но они воевали, умея смотреть в глаза смертельной опасности. Они отдавали жизни за судьбу Родины, за свои семьи.
Сейчас прозвучит песня «Мальчишки»

(Мальчишки – 5 класс)

Вед. 1 Песни являлись живительной силой для солдат той войны. К сожалению, и в послевоенное время то здесь, то там вспыхивают горячие точки: Афганистан, Дагестан, Грузия, Чечня…И вновь звучат выстрелы, и вновь льётся кровь, и вновь в трудные минуты и в минуты отдыха на помощь нашим ребятам приходит ПЕСНЯ, которая лечит, вдохновляет, успокаивает, вселяет надежду!
Современные песни поддерживают боевой дух солдат, приближая к ним тепло наших душ, как бы говоря им о том, что мы их любим и ждем.

(Звучит песня «Русский парень » - Газов Саша)

Вед. 3 Давайте сегодня вспомним еще одну легендарную песню. Она совсем не  о войне. Но она настолько любима вами, дорогие ветераны. Я сейчас говорю о песне «Валенки». Эта песня в исполнении Лидии Андреевны  Руслановой колесила по всем фронтовым дорогам. Солдаты принимали её на ура и просили на бис.

Сегодня она вновь звучит для Вас.

(«Валенки» – Ткаченко Вика).

Вед. 1 Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.

Вед. 2 Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Вед. 3  Вас все меньше и меньше. А ведь было вас столько, что ломилась дорога

Ваши раны болели, Ваши кости болели, вы солдатское лихо вместе с кашею ели.

Ваши роты редели, ваши души седели. Смерть погреться ходила к вам  в окопные щели

Вас все меньше и меньше...Подвигаются годы. Вы из той, из двужильной, из солдатской породы!

В трудных снах оживая, бьёт метель фронтовая. Вся в рубцах и ожогах Ваша память живая.

 

Исполняется песня «  Белый снег войны»  - 7 класс

Ведущий 1:
Я не хочу, чтобы доты обнажились,
Как раковая опухоль Земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Ведущий 3: 

Я не хочу чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын, не мёртвый, а живой.

Ведущий 2:
Я сочиняю песни и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей.
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Вед. 3 Сейчас прозвучит песня поэта Льва Ошанина и композитора Аркадия Островского Она написана уже в послевоенные годы, мирное время.  Эта песня стала как призыв детей всей планета, чтобы не было никогда войны.

(«Солнечный круг»  - 2 класс )

Тихим фоном песня «День победы»

Вед. 1 Все дальше и дальше уходят от нас военные годы. Но 9-ое мая - наш общий праздник, праздник всего народа, всего человечества.

 Это ликование и эта скорбь. Времени их не приглушить. Они всегда с нами в День Победы.

Вед. 2  Мы не слышали воя сирен воздушной тревоги, не видели разрушенными бомбами домов, не знали голода блокадных дней, не держали оружия в руках, но вместе с вами мы заявляем: «Нет, не должны повториться ужасы войны»!

Вед. 3 Мы низко склоняем  головы перед светлой памятью павших, перед Вашим мужеством и героизмом, дорогие наши ветераны.

Пусть жизнь  ваша будет долгой, а здоровье -  крепким!

С праздником Великой Победы!

Музыка громче. Дети вручают цветы ветеранам.

Примечание  о песне Журавли.

Журавли  песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная. В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей. Поэта поразила эта история и он написал стихотворение “Журавли” на родном аварском языке. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык это стихотворение напечатали в журнале “Новый мир”. Прочитав его поэт  Марк Бернес услышал в нем что-то свое. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. Сегодня Журавли песня, близкая нам всем, песня, которая берет за душу. Образ летящих журавлей одинаково близок  тем, кто вспоминает бои под Сталинградом  и тем, кто шел на штурм Грозного.

Три танкиста.

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».
В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”. В то время назревал конфликт на Дальнем Востоке. Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины.
Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий.

Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой будущего фильма…»
По сценарию, написанному
 Евгением Помещиковым, действие начиналось на Дальнем Востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил добрые напутственные слова воинам, уходящим после окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни.

Песни не было. И тогда  режиссер Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане.
События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. И у поэта Ласкина начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…»

Пырьеву так понравилась песня и ее исполнение, что он отказался от первоначального замысла, исключил из сценария сцену проводов в танковом подразделении и начал фильм тем самым эпизодом, который мы и видим после титров: в купе вагона едут домой герои боев на озере Хасан, они поют «Три танкиста» и наперебой приглашают друг друга в гости.

Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно -музыкальная композиция "И помнить страшно, и забыть нельзя"

Мероприятие посвящено событиям в городе Кизляре"...

литературно- музыкальный проект "Чтобы помнили"

литературно- музыкальная композиция...

Литературно-музыкальная композиция "Но помнит мир спасенный..."

Композиция,  посвященная  Дню  Победы.  Может  понадобиться  для  выступления  перед  ветеранами  войны.....

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный..."

Посвящается годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Композиция сопровождается видеороликом, музыкальным фоном, но, к сожалению, размеры ролика не позволили его здесь представить. Однако ссылки...

Литературно-музыкальная композиция " И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ"

На программу приглашены ветераны Великой Отечественной Войны....

Сценарный план литературно-музыкальной гостиной «И помнит мир спасенный…», посвященной 70-летию Великой Победы

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которые с честью выдержала наша страна за свою долгую ис...

Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный...», посвящённая годовщине снятия Блокады Ленинграда

Внеклассное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, которая  включает   стихотворения, песни, инсценировку о блокаде Ленинграда.   Подобрано музыкал...