Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный...», посвящённая годовщине снятия Блокады Ленинграда
методическая разработка

Облогина Наталья Сергеевна

Внеклассное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, которая  включает   стихотворения, песни, инсценировку о блокаде Ленинграда.   Подобрано музыкальное сопровождение и  слайды компьютерной презентации. Предназначено для обучающихся 5-11 классов.
Цели: воспитание патриотизма, чувства гордости за русский народ, за свою Родину,сохранение исторической памяти.; развитие творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningrada.doc91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

27.01 2019г. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Холмечская СОШ» Облогина Н.С.
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного годовщине снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года

Литературно-музыкальная композиция

«И помнит мир спасенный...»

Участвуют: 6 ведущих, чтецы, певцы, участники сценки «Брат и сестра».


Предварительная подготовка
: а) оформление стендов «Дети блокадного Ленинграда»; «Дневник Тани Савичевой»; плакаты: «Что ты сделал для фронта?»; «Родина-мать зовет».

б) разучивание песен и стихотворений;
в) видео- и фото-материалы, фонограммы необходимых песен и мелодий;

(Исполняется песня «Довоенный вальс»)


1. Учитель
: Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда приходит их время. Но есть среди них одно, которое  мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по  городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, выставочные залы.  Ленинград, как и вся страна, готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.
В кинотеатрах идут фильмы «Свинарка и пастух», «Веселые ребята», «Завтра была война...» ... А война была не завтра, война была сегодня....  

Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг… тревожный голос Левитана…

Запись голоса Левитана: Внимание, товарищи! Война!


Звучит голос Левитана о начале войны

Звучит 1 куплет  песни  «Священная война»

Ведущий 1:      Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил...


Ведущий
 2:      Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей...

Ведущий 3:      Тем, кто вместе с дымом улетал из бухенвальдских печей..

Ведущий 4:       Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну...

Ведущий 5:       Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену...

Ведущий 6:       Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов...

Ведущий 1:       Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...

Ведущий 2:        Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наша литературно-музыкальная композиция.

Ведущий 1: Никто не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой. Гитлер не ждал сопротивления со стороны СССР: наша армия не была готова к войне, она не могла сравниться с немецкой ни по численности, ни по военной мощи.
Ведущий 2: Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «план Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган, евреев. Фашисты говорили, что Москва – это сердце страны, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Ведущий 2: Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: «Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься на- веки».
Ведущий 3: Так и поступали фашистские захватчики. Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ, больниц, театров, музеев, домов культуры, миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы. Фашисты покрыли Европу густой сетью концентрационных лагерей, организовали чудовищные «фабрики смерти». Кровь стынет в жилах при одном упоминании о таких мрачных застенках, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Заксенхаузен, Треблинка, Саласпилс.

Ведущий 4: Все это страшные лики войны. Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.


Исполняется песня «Если ты далеко…»


Ведущий 5:
 

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прож
екторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(
А. Иоффе)

Исполняется вступление к песне «Ленинградский метроном»


Ведущий 6: 
Гитлеру были ненавистно имя города на Неве. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности сохранении хотя бы части населения этого большого города».


Ведущий 1: 
Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. Гитлер планировал захватить Ленинград за три недели. События с 8 сентября 1941года до 27 января 1944года вошли в историю под названием «Блокада Ленинграда».
В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано народное ополчение.

Ведущий 2:

В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на речном берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»

Ведущий 3:
Верный присяге советский солдат,
Он защищал Ленинград.
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей.
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей,
Меж обгорелых и черных громад.
Он защищал Ленинград!

Ведущий 4:
Танк на него надвигался рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в окопе,
С плеча танки гранатой разил.
Пуля за пулю, снаряд за снаряд
Он защищал Ленинград!
 ( А. Сурков)

Ведущий 5:
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

Звучит фонограмма песни   «Тучи в голубом»


Ведущий 6: 
На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты. Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. За одну неделю школьники собрали более миллиона бутылок.


Ведущий 1: 
Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых бойцов. Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты.
Наравне со взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Более 3 тысяч зданий было разрушено и сожжено, повреждено – 7143. Третья часть жилья была уничтожена.


Ведущий 2: 
Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,
За жителей, оставшихся без крова,
За мертвый, как гробница, Эрмитаж,
За виселицы в парке над водой
Где стал поэтом Пушкин молодой.
За гибель петергофского «Самсона»
За бомбы в Ботаническом саду,
Где тропики дышали полусонно
(Теперь они дрожат на холоду).
За все, что накопил разумный труд,
Что немцы превратили в груды груд...      
(
В.Инбер).

Ведущий 3: 
8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался
 окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 г. суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 г. в день. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.  Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами.

Ведущий 4:

Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни, 
Но съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне,
И он точил, пока рука
Могла производить движенья,
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.            (
О.Берггольц)

Ведущий 5:

На свете я видела хлеба немного
Его отмеряли так скудно, так строго
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
С соломой, с мякиной, с трухою, со жмыхом
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.

Ведущий 6:

Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

Сценка «Дети блокады» (5-6 классы  класс: Фролова Л., Тришина А., Тимуш К., Терновский К, Фролова С.)
Звучит музыка  

Сестра 1:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра 2:

А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра 2:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей...

Исполняют песню «Дети блокады» (ученики 5-6 классов)

Ведущий 1:
Зимой 1941 - 1942 годов город сковала лютая стужа. Зима пришла рано, в ноябре стояли необычайно сильные морозы.  Столбик термометра опускался до - 40 градусов. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзали водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро мерзнущих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Чтец 1: Стихотворение «По воду» (В.Вольтман-Спасская)         (Инсценирует ученик 6 кл. Чернобаев Е.)

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, словно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Ведущий 2:
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Ведущий 3:

Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяльце тело
На охтинское кладбище везет.
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленингр
адцев.

(О.Берггольц)

Чтец 2:

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
«Где твоя мама, мальчик?»
– «Дома»
– «А, где твой дом, сынок?»
– «Сгорел».
Он сел.
Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает – хлеба нет.

Чтец 3.

Блокада – далеко как это слово
От наших с вами мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей,
Как опустели целые кварталы.
И как трамваи вмерзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

Ведущий 3:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

(На сцену выходят 3 девочки 5-6 кл..  В руках у них лист ватмана – увеличенная копия странички из записной книжки Тани Савичевой или на экране иожно вывести страничку из дневника. Они по очереди читают записи: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.», «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.», «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.», «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.», «Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г.», «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»).

Стук метронома

Ведущий 4:

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и вскоре она умерла.

Ведущий 5:

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но фашисты просчитались.

Ведущий 6:

«Все для фронта, все для победы!» – боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2 000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12 000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. Весной 1942года в опустевшие цеха пришли дети и подростки. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы. На рабочих местах мальчишек и девчонок было написано: «Не уйду, пока не выполню норму». Голодные, изможденные они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Чтец 4.

В военных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
И в этом нет беды,
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.

Стук метронома

Ведущий 1:
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города облик ленинградского учителя. Они ст
оят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мёрзлых квартир сквозь стужу, и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.

Чтец 5:
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.

Ведущий 1:

Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру:

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

………………………………………
    Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.                     (Август, 1941)

Ведущий 2: 
Подвигом ученых-биологов и сотрудников Всесоюзного института растениеводства было сохранение сортовой коллекции семян - всего более 100 тыс. образцов из 118 стран. Они умирали от голода, но свято берегли для будущих селекционеров уникальную коллекцию семян – гордость института, хлеб будущего. С весны 1942г. на площадях города, на каждом клочке земли ленинградцы выращивали травы для питания, делали грядки с овощами. Блокадные годы 1942-1943 прошли чуть легче, чем 1941год.

Звучит 6-я симфония Д.Шостаковича

Ведущий 3:
Подвигом музыкантов стало исполнение в осажденном городе знаменитой  Шестой симфонии Дмитрия Шостаковича.
9 августа 1942года по радио состоялась премьера этого музыкального произведения. Эту музыку услышал по радио весь мир. После исполнения Ленинградской симфонии один американский журналист написал: « Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».

Ведущий 4:
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.          (Г.Семенов. Мужество)


Ведущий 5:
«За 900 дней  осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов фашисты  сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».

Стук метронома

Ведущий 6: .
Вы слышите этот стук.  Это метроном – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении. Он стал печальным символом Ленинграда. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца, которое нельзя остановить. Одни слушали его, как великую и прекрасную музыку. Другие - как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, как не прерывается этот стук. Даже премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в спальне и в кабинете постоянно держал радиоприемники, настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук, часто включал их, чтобы проверить, бьется ли в эфире пульс этого метронома.

Эти звуки обозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется.


Ведущий 1:

Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его трагической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов приостановилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. Сколько человек спасла от неминуемой гибели эта легендарная ледовая трасса.

Ведущий 2:

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.      (
О. Берггольц)

Исполняется песня «Дорога жизни», А.Розенбаум

Ведущий 3:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

(Звучит фонограмма сообщения Левитана о прорыве блокады Ленинграда)


Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года.
 Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Звучит  песня «Ленинград» или фонограмма


Ведущий 4:

Но разве может кто-нибудь забыть,
Кто был под грозным,
Под военным небом,
Кому пришлось блокаду пережить,
Кто плакал над кусочком малым хлеба?
Кто близких здесь своих похоронил,
Запомнил звук «Воздушная тревога»,
Кто на Большую землю выходил
По той лед
овой Ладожской дороге?

Ведущий 5:

В суровые дни блокады умерло от голода 641 тыс. горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года в городе из почти 3 миллионов человек осталось 560 тыс.человек. Многие дети блокадного города так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.


Ведущий 6:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

Год страшный, год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.

Склоним головы перед ленинградцами и защитниками Ленинграда, не дожившими до наших дней. Вечная им память!       

Минута молчания

(Фото Пискаревского кладбища, стук метронома)

Учитель:

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь правда это, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны  слова
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна.   (
Ю. Воронцов)

Ведущий 1:

А может, не было войны...
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?

Ведущий 2:

А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?

Ведущий 3:
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
.. .Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски? –
Однажды ночью я подумал.

А может, не было войны,
И людям все это приснилось?...       (
А.Розенбаум)

Ведущий 4:

Я никогда не видела войны,
Не видела, как падают снаряды.
Не слышала гнетущей тишины
В замерзших переулках Ленинграда,
Гул самолетов в небе над Невой,
В сожженных селах стрекот автомата.
Не видела пожары над землей
И на снегу обугленные хаты,
Не видела победную весну,
Врага не научилась ненавидеть.
Я никогда не видела войну,
И так боюсь хоть раз ее увидеть.        (
Маша Фроловская, 16 лет)

Звучит фонограмма песни «Ты же выжил солдат»


Учитель:

За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание   « Город-Герой», награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».


Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Звучит фонограмма песни «Майский вальс» или «Ленинград, я ещё не хочу умирать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда

Памяти тех, кто не сдался, кто стоял до последнего, кто защитил любимый город ценой своей жизни, посвящается......

Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»

Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...

Линейка, посвящённая Спортивно-патриотической акции «900», посвящённой полному снятию блокады Ленинграда

На 10 юбилейном слёте Школьных спортивных клубов г. Санкт-петербурга проходила Спортивно-патриотической акции «900»В программу акции входили следующие этапы1. Линейка2. «Дорога жизни...

Сценарий открытого мероприятия «Мы помним город осаждённый», посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда

Мероприятие посвящено Дню снятия блокады г.ленинграда. Праздник проводится в актовом зале школы с участием гостей: жителями поселка и ветеранами. Праздник проводят учителя и обучающиеся школы....

Методическая разработка - сценарий школьного мероприятия, посвящённого годовщине снятия Блокады Ленинграда

Сценарий школьного мероприятия, посвящённого годовщине снятия Блокады Ленинграда. Сценарий разработан учителем музыки Ворошик Наталией Ивановной. В мероприятии исполнили песни ученики МОУ "СОШ №4...