Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
    план-конспект занятия на тему

    Степанкова Марина Владимировна

    Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение  словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём  составления распространённых предложений самостоятельно и по заданному образцу.

    3.Закрепление навыка использования словосочетаний «существительное + прилагательное» посредством лексико-грамматических упражнений.

    4.Умение читать наизусть, прослушивать и анализировать текст, отгадывать загадки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье» муниципального образования город-курорт Геленджик

    КОНСПЕКТ

    ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

    «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…»

    в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

    Учитель-логопед

    Степанкова

    Марина Владимировна

    Коррекционно-образовательные цели:

    1.Закрепить знания детей по темам  «Весна», «Перелётные птицы».

    2.Обогащать словарный запас по темам «Весна», «Перелётные птицы», составляя распространённые предложения самостоятельно и по заданному образцу.

    3.Закрепить навык  использования словосочетаний «существительное + прилагательное» посредством лексико-грамматических упражнений.

    4.Уметь читать наизусть, прослушивать и анализировать текст, отгадывать загадки.

    Коррекционно-развивающие цели:

    1.Развивать диалогическую речь.

    2.Развивать логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, внимание.

    3.В работе с разрезными картинками корригировать мелкую моторику.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитывать любовь к природе, родной земле,окружающему миру.

    Предварительная работа:

    -отгадывание и заучивание загадок о весне, о перелётных птицах, наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями на прогулке и родителями;

    -повторение и различение перелётных и зимующих птиц, игры и упражнения «4 лишний»;

    -прослушивание фонограмм с голосами птиц;

    -чтение стихотворения Т.А.Шорыгиной «Весна» и словарная работа по данному стихотворению;

    -рассматривание картин, изображающих весенние заботы птиц;

    -знакомство с народными приметами, связанными с птицами.

    Оборудование:

     декорация- «Опушка весеннего леса» с признаками весны- первоцветы, проснувшиеся насекомые, дикие животные(игрушки); макеты с 3-4 видами деревьев с набухшими почками, первыми листочками, на одном- гнездо с птенцами;

    демонстрационные картинки  с изображением перелётных птиц; разрезные картинки для игры «4 лишний»,карты-схемы для игры «Весенний ветерок»(родственные слова),костюм Скворушки, картина о весенних заботах птиц(из «Экологии»),игра на развитие мелкой моторики рук, памяти ,внимания «Радужное лукошко».

    ТСО:

    ДВД-плеер, диск с записью звуков природы, голосами птиц.

    Ход занятия:

    Работа по теме занятия(вхождение в тему занятия)

    Декорация опушки весеннего леса с признаками весны-первоцветы, проснувшиеся насекомые(муляжи),дикие животные(игрушки),макеты деревьев с набухшими почками, первыми листочками, на одном из деревьев- гнездо с «птенцами».

    Дети стоят полукругом.

    Логопед :Мы на месте покружились- на полянке очутились.

    Дети поворачиваются вокруг себя, и оказываются на лесной полянке.

    Логопед: Давайте присядем на лесной опушке, послушаем звуки леса.

    (Звучит фонограмма со звуками природы, голосами птиц).

    Расслабление, слушание с закрытыми глазами.

    По окончании звучания дети открывают глаза.

    Логопед: Какое время года напоминают вам эти звуки, звонкие голоса птиц? Что особенного вы услышали? Что видите на лесной опушке?

    (Ответы детей).

    Логопед: Сегодня мы с вами вспомним о весне, о перелётных птицах.

    Предлагаю подойти поближе к весенней полянке.

    На одном из «деревьев» обнаруживаем гнездо с птенцами.

    Логопед: Ребята, смотрите, в гнезде уже вывелись птенцы и у них есть задания для вас.

    Давайте им поможем.

    Вспомните,пожалуйста,как называют учёных, которые изучают перелётных птиц?

    Правильно,- это орнитологи. И мы с вами немного станем орнитологами.

    (Посадка на места).

    Пальчиковая гимнастика «Колечки» (выполняется с помощью пружинок Су-джок):

    Птичек мы окольцевали,

    Наблюдали, узнавали,

    Улетев, в какие дали,

    Где морозы переждали,

    Что пернатые клевали,

    Гнёзда где свои свивали.

    Где вы яйца отложили,

    Как вы бури пережили,

    Сколько вы в конце концов

    В гнёздах вывели птенцов?

    Работа над заданиями.

    I.Лексико-грамматические упражнения на словообразование,обогащающие речь и представления о перелётных птицах.

    Работа по карточкам (на примере аиста и ласточки).

    1 ребёнок: У аиста клюв (какой?) длинный,узкий,крепкий.

    2 ребёнок: У аиста крылья (какие?)длинные, крепкие.

    3 ребёнок: У аиста нет голоса - он безголосый.

    4 ребёнок: У аиста шея (какая?)длинная.

    5 ребёнок: У ласточки крылья (какие?) чёрные, быстрые, острые.

    6 ребёнок:  У ласточки хвостик (какой?) острый, длинный, похожий на вилочку, на ножницы ,раздвоенный.

    7 ребёнок: У ласточки голос (какой?) звонкий.

    8 ребёнок: У ласточки грудка(какая?) белая.

    9 ребёнок: У ласточки голова (какая?) чёрненькая, маленькая.

    II.Образование  родственных слов.

    Игра «Весенний ветерок».

    На доске открывается демонстрационный плакат с изображением грачей.

    Чтение логопедом загадки про грача:

    Он чёрный, проворный,

    Кричит: «Крак!»,

    Всем червякам враг.

    Логопед: Правильно, ребята, это грач. Давайте подберём слова-родственники к слову «грач».

    Дети подбирают родственные слова, и объясняют их значение.

    (Грач - перелётная птица; когда их много - они грачи; птенец(-цы)-грачонок(грачата);мама(грачиха);клюв(грачиный),крыло(грачиное),перья (гнёзда)-(грачиные); скопление гнёзд на дереве называется грачевник.

    III.Индивидуальная работа по наглядным картинкам (у доски).

    Составление простых распространённых предложений по данной теме.

    (Существительное в И.п.+ Глагол+Прямое дополнение в Пр.п.)

    «Кто где живёт?»

    Ответы детей:

    Ласточка живёт под крышей.

    Аист живёт на крыше(на старом дереве, на трубе).

    Цапля живёт на болоте.

    Грачи селятся на деревьях.

    Скворец живёт в скворечнике.

    Кукушка своего гнезда не строит, подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.

    Логопед:Ребята, а кто знает народные приметы,связанные с прилётом или местом обитания некоторых из птиц?

    (Ответы детей): «Если аисты вьют гнёзда на крыше, значит, в этом доме, в этой семье «царит» счастье и любовь».

    «Ласточки прилетели, значит, наступило лето».и др.

    IV.Работа по подгруппам.

    Игра-пазл «Угадай ,кто из птиц здесь спрятался?»

    Дети разбиваются на две подгруппы. Каждой группе раздаётся по большой карточке, разрезанной на 4 части, в форме пазла.

    На центральной карточке изображены силуэты птиц(3 из них-перелётные,1-другая).

    После того, как пазл составлен и птицы соотнесены по силуэтам, обратить внимание на то, кто из птиц «лишний» и объяснить, почему.

    Например, аист, ласточка, скворец-это перелётные птицы, а синица -зимующая.

    Логопед: Молодцы, ребята, вы все отлично справились с этим заданием.

    А теперь пришла пора немного отдохнуть.

    Подвижная игра с речевым сопровождением.

    «Ласточки»

    (Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения).

    Ласточки летели-все люди глядели,

    Ласточки садились,все люди дивились.

    Сели,посидели,

    Взвились,полетели!

    Полетели,полетели-песенку запели: «твить-твить»

    Дети возвращаются на свои места.

    Логопед: А к нам Сковорушка прилетел. Давайте его послушаем.

    Выходит ребёнок в костюме Скворушки:

    Скворушка, Скворушка к нам прилетел!

    Скворушка, Скворушка песню запел:

    «Мне не до сна, мне не до сна,

    В гости пришла весна!

    Как хорошо, что пришла весна,

    Песенки буду я петь без конца!»

    Чтение и анализ стихотворения «Весна»(автор Шорыгина Т.А.)

    Логопед: А теперь давай те послушаем стихотворение, в котором говорится о том ,что ещё происходит в природе с наступлением весны.

    Трава опять зазеленела

    И закудрявились леса

    «Весна !Весна! Пора за дело!-

    Звенят пичужек голоса.

    Сухие прутики, солому.

    Кусочки мха они несут-

    Всё пригодится им для дома,

    Чтоб для птенцов создать уют.

    И заливаются на ветках

    Синицы, зяблики, скворцы

    Ведь скоро в гнёздах будут детки-

    Их желторотые птенцы.

    Проводится словарная работа: объяснить значение подчёркнутых слов.

    Анализ стихотворения.

    Ответы на вопросы логопеда:

    -Что понравилось(запомнилось) в стихотворении?

    -Как вы понимаете фразу «Весна!Весна! Пора за дело!...»

    -Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Из чего птицы делают свои гнёзда?

    Давайте  мы поможем нашим птенцам утеплить их гнёздышко(утепляем с помощью мха, перьев и соломы).

    А чем люди занимаются в весенние дни?

    (Звучат ответы детей).

    Задание на развитие мелкой, тонкой  моторики рук, логического мышления и внимания. Соотнесение по цвету, форме, размеру.

    Логопед: Скажите, пожалуйста, почему в апреле отмечают день птиц?   (1 апреля).

    (Ответы детей).

    Логопед: Совсем скоро наступит светлый и радостный праздник великой Пасхи.

    Что мамы и бабушки делают в этот праздник?( «Красят яйца.

    Пекут куличи»).

    -Вы знаете, у меня сегодня приключилось недоразумение: в нашем лукошке яйца треснули, разбились. Помогите собрать их в одно целое.

    (Каждому ребёнку раздаю по одной части от «яйца»,а дети самостоятельно соотносят и находят остальные недостающие детали, собирают их в единое целое, перекладывают в «Лукошко-матрицу»-по форме и цвету).

    Подведение итогов занятия.

    Логопед: Почему и люди, и животный мир радуются приходу весны?

    (Ответы детей).

    Поощрение  детей за участие в занятии(сюрпризный момент- в лукошке шоколадные яйца «киндер-сюрпризы»).

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

    В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

    Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

    Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

    В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"

    Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...

    Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

    Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...