Виды упражнений по отработке навыка связной речи (консультация для родителей)
консультация по теме

Шипилова Елена Николаевна

Разнообразные упражнения для отработки навыка связной речи даются по принципу от простого к сложному, что позволяет ребёнку лучше усваивать и запоминать материал.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        

         Для детей с нарушением речи большой проблемой является точно, правильно и быстро выразить свою мысль. Ещё труднее это сделать на письме. Но если, помимо упражнений на уроке, на логопедических занятиях, школьник регулярно будет заниматься дома, он отработает этот навык.          

       Развивать связную речь учащихся - это значит прививать им ряд конкретных умений:

— осмысливать тему;

— собирать материал;

— располагать материал;

— пользоваться средствами языка;

— исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

        

        Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Учащиеся овладевают этими знаниями и умениями, последовательно, продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними. Успех обучения будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в цепи  системы упражнений.

        

        Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом.

        

        Систематичность выполнения упражнений невозможна без перспективности. Учителю нужно знать, какие трудности встретятся в следующем полугодии, в следующем году. Тогда он сможет предусмотреть подготовку этих трудностей уже в сегодняшней работе.

ДАННЫЕ   ЗАДАНИЯ   ПОМОГУТ   УЧАЩИМСЯ

УВИДЕТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  И  ТЕКСТ,

ПРАВИЛЬНО  ИХ  ПРОЧЕСТЬ,

ЛУЧШЕ  РАЗОБРАТЬСЯ  В  СОДЕРЖАНИИ,

РАЗВИТЬ УМЕНИЯ  РАБОТАТЬ С КНИГОЙ,

САМОСТОЯТЕЛЬНО  РАЗБИРАТЬСЯ  В  ЗАДАНИЯХ,

ВЫРАБОТАТЬ  ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ  ЗОРКОСТЬ,

РАЗВИТЬ  ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ.

Виды работ над предложением:

1) ответы на вопросы ;

2) постановка учащимися вопросов к предложению;

З) распространение предложения по вопросам и без вопросов;

4) составление предложения на ту или иную тему (о школе, о лесе, о катке, о городе, о библиотеке и др.);

5) составление предложений по картинкам, по прочитанному тексту, по наблюдениям за природой или погодой;

6) составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения (золотая осень, первый снег, звонкие голоса, шумные ручьи, учимся в школе, собираем цветы, уехали далеко, дружно работали, весело играли, рисовали на асфальте и т. п.);

7) соединение двух-трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами

- Дети пошли на прогулку. Они собирали листья. На прогулке дети собирали листья.

- Был морозный день. Дети катались на санках. В морозный день дети катались на санках.

8) переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: дети, ребята — они; глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами  3 лица).

9) восстановление деформированного предложения:

даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

Средний размер предложений у четвероклассников — более 6 слов.

Виды работ над текстом.

        Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Это упражнение предлагается детям не только в начальных, но и в более старших классах. Оно помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи. Прежде чем предложить работу целесообразно вспомнить  о видах предложений и знаках препинания в конце предложений.

        Деление сплошного текста на абзацы.

Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путем правильного деления на абзацы. Для обучающей работы берутся тексты не сложно членимые на части, небольшого размера, которые легко можно выписать на доске для коллективной работы или заготовить на отдельных листах. Прочитав рассказ и разобрав его содержание, учащиеся сами определяют его части. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

      Составление связного текста из данных абзацев —  это одно из тренировочных упражнений при подготовке к написанию изложения. Цель этой работы — приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного изложения текста. Для правильного выполнения задания надо установить последовательность событий, порядок их развития, границы между ними и взаимосвязь. Этой работой можно успешно заниматься, имея текст перед глазами: неоднократно перечитывать отрывки, определять тему каждого, находить начало и конец отрывка. При восприятии текста на слух нужно внимательно слушать, чтобы понять содержание и затем точно указать последовательность эпизодов, частей и границы между ними.

       Составление связного текста из данных предложений — это подготовительное упражнение к изложению. Устные упражнения следует начинать с 3 четверти 1 класса. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи — последовательное изложение мыслей. Дети получают понятие о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаются к соблюдению этой последовательности. Для такой работы текст или отдельные предложения, из которых должен быть составлен текст, пишется на доске.

Составление связного текста из деформированных предложений — это усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений — усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения рассчитаны на выработку у детей навыка строить предложения таким образом, чтобы каждое выражало мысль ясно и просто.

       Свободные диктанты являются подготовительным этапом к изложению. Они способствуют совершенствованию речевых навыков учащихся, развивают умение выделять главное в содержании, расширяют объем внимания. Работа начинается со знакомства учащихся с текстом. Затем учитель читает законченные смысловые части (отдельные абзацы) текста. Каждую часть (абзац) целесообразно прочесть два раза. Учащиеся воспроизводят текст свободно, однако стараются правильно и последовательно передать содержание. Обязательным условием должно быть использование изучаемых грамматических категорий; подбираются только связные тексты. Упражнения этого типа способствуют формированию навыка запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

        Рассказ с элементами описания. Сущность описания состоит в развернутом указании  существенных признаков предметов и явлений. Описание может быть художественным, деловым, научным. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы. В описании обычно много эпитетов и сравнений. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение  выражения главной мысли рассказ.

         Выборочное выписывание из текста по заданию — это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прослушивания (прочтения) и разбора рассказы большего объема, чем для полного изложения, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста. Задание исключает возможность механической записи, требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при выполнении работы, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. При выборочном выписывании дети слушают и разбирают весь рассказ, а затем получают конкретное задание.

    Письменные ответы на вопросы. Детям предлагаются вопросы, подсказывающие слова для ответа. В вопросах предопределен не только порядок изложения текста, но и состав лексики для каждого предложения. Цель этих упражнений — научить детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Одна из основных целей этой работы — показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи. Отвечая на вопрос, учащиеся могут использовать разное количество предложений.

    Составление краткого рассказа. Обучение краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Оно должно идти параллельно с обучением краткому пересказу на уроках чтения. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ученику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что нет. Он должен выбрать из текста основное, передать его связно, последовательно, без пропусков. Сокращение текста не может происходить путем простого отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Иногда это приводит к  логическим разрывам в передаче содержания. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами. Элементы краткого рассказа вводятся в конце 1-го — начале 2-го классов. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то его часть кратко, одним предложением. Затем, при разборе других рассказов, кратко передать главное содержание 2—З частей прочитанного рассказа, а в дальнейшем и всего текста.

        Подготовка к выполнению упражнения проводится так; сначала необходимо прочесть рассказ про себя, потом — каждую часть; опустить подробности, остановиться только на главном и передать содержание каждой части, отразив ее основную мысль.

        Замена в тексте лица рассказчика. Замена 1-го лица приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Чтобы успешно справиться с этим упражнением, ученик должен войти в роль персонажа, определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами. В зависимости от уровня подготовленности учащихся можно давать более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки текста (например, рассказать о дальнейшей судьбе героя). Творческие дополнения могут быть правильно выполнены лишь в том случае, если ученики поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает  действие.

        Творческий диктант. В этом упражнении даются задания изменить грамматические формы слов, дополнить (распространить) предложение только второстепенными членами, подходящими по смыслу, исключить лишние слова или заменить их другими, более удачными.

Различают несколько видов творческого диктанта:

1. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

2. Творческий диктант с изменением слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя.

        Учитель обращает внимание детей на то, что описание, рассказ можно сделать более полным, ярким, интересным, если распространить предложения соответствующими словами (названиями признаков, действий). Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографически  легкие формы заменяются более трудными.

        Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление рассказа по данному началу или по его концу — один из видов творческой работы. Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, накопления своего рода речевых "заготовок", деталей для предстоящего рассказа или сочинения. Творческое составление предложений имеет смысл только тогда, если оно протекает на высшем уровне  возможностей  ученика. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Action stories как один из эффективных видов упражнений на отработку навыков аудирования и говорения у дошкольников

Предлагаю алгоритм работы по  action stories, который легко можно применять как в дошкольном обучении английскому языку, как и для начальной школы. Упражнение action stories построено на методе м...

Система специальных упражнений по отработке навыка чтения

Материал данной статьи поможет в непринужденной форме помочь обучающимся закрепить навык правильного осознанного чтения....

ДОКЛАД тема: Методы и приемы отработки навыков диалогической речи ( из опыта работы)

ДОКЛАД тема: Методы и приемы отработки навыков диалогической речи( из опыта работы)...

Пути развития умений и навыков связной речи у учащихся с ОВЗ на уроках природоведения и биологии

Рассматриваются вопросы развития речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания ОГЭ на средства выразительности

Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания  на  определние средств выразительности. ОГЭ русский язык....

Тренажер для отработки навыков устной речи

Тренажер разработан для отработки навыков устной речи  ЕГЭ по английскому языку....

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...


 

Комментарии

Шипилова Елена Николаевна

данные упражнения могут использоваться не только родителями в домашних условиях, но педагогами общеобразовательного и коррекционного профиля.