"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
учебно-методический материал по теме
Методические приемы и их использование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metod.priemy.docx | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя-дефектолога
Беркович А.О.
на методическом объединении
учителей – дефектологов
МОУ школа – интернат VIII вида № 65.
Ноябрь 2008 г.
Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста.
Обучение и воспитание умственно отсталых детей предполагает единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Метод обучения - это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых.
Прием -это часть метода, с помощью которого решается образовательная задача. Эффективность метода обеспечивает правильная сочетаемость приемов.
В коррекционной работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используются, как правило, большинство методических приемов, принятых в массовых образовательных учреждениях. Но они имеют свою особую специфику, которая значительно отличает их применение в образовательных и воспитательных целях.
Используемые нами методические приемы позволяют учитывать особенности психического развития имбецилов в практической деятельности.
1 метод: это объяснение - или истолкование отдельных понятий, правил, приемов работы, другими словами, это- инструкция, которая преподносится ребенку с помощью определенных приемов:
- инструкция должна быть короткой и четкой и соответствовать уровню понимания речи обучаемых детей. Ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами, вместо вербальной инструкции можно применять показ, способы выполнения поставленной задачи. Объяснение должно сопровождаться демонстрацией. Это второй метод- метод наглядности.
Метод наглядности предполагает яркий сенсорный дидактический материал. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он работает, для того, чтобы он мог точнее соотнести его со словесной инструкцией. Для детей с умеренной умственной отсталостью наиболее приемлем материал, приближенный к реальности: это естественные натуральные предметы, картинки с изображениями, которые ребенок может понять и ассоциировать с предметами в действительности.
3 метод - игра. Игровая форма обучения отлично мотивирует таких детей к выполнению тех или иных действий, настраивает их на успешность и позволяет использовать в коррекционных целях их склонность к подражанию. Имитируя действия педагога, дети затем осваивают способность выполнять действия или поставленные задачи по устной инструкции. Игровой материал должен нравиться детям, а задания должны быть построены таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели. В игре используются постепенно усложняющиеся приемы обучения, такие как
- эмоциональная окрашенная демонстрация игровых действий;
-совместное с детьми проигрывание этих действий;
- выполнение детьми действий с опорой на образец;
- выполнение по словесной инструкции;
- самостоятельное воспроизведение детьми усвоенных игровых действий.
4 метод - рассказ. Рассказ предполагает повествовательное изложение содержания учебного материала. Как правило, рассказ - это описание, сопровождаемое наглядной демонстрацией. Он должен быть коротким, содержание его конкретным и доступным для восприятия. Изучаемый материал, обычно по сказке, разбивается на короткие логические части, каждая из которых проигрывается совместно с детьми с помощью игрушек, настольного театра.
5 метод - наблюдение. Как правило, используется с целью обучения детей замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Педагог непосредственно руководит наблюдением, акцентирует внимание детей на том или ином объекте с использованием наглядных средств. Нужно руководить наблюдением с помощью простых вопросов, указующих и сопровождающих жестов, а затем закреплять полученную информацию в игре.
6 метод - самостоятельная деятельность по подражанию. Как правило, используется на занятиях, направленных на моторно-двигательное развитие, на занятиях по конструированию. Использование рифмованного текста в сочетании с жестами и звукоподражанием позволяет детям в дальнейшее самостоятельно воспроизводить этот текст вслух и с помощью жестов, что стимулирует их речевое развитие.
В использовании вышеперечисленных методов необходимы: четкая постоянная структура занятия: акцентированное обозначение начала, смена видов деятельности и каждого задания, окончание занятия, четкая организация пространства, ориентировка на действия, помощь взрослого, использование сочетания жестовой и звуковой речи, наглядных материалов и демонстрация действий.
В процессе осуществления методических приемов необходимо оказывать детям помощь и поддержку.
ПОМОЩЬ - должна быть строго дозирована. Если дети не справляются с заданием, нужно сконцентрировать их внимание на нужном действии или объекте. Если этого оказывается недостаточно, можно помочь в выполнении правильного действия, действуя руками ребенка или выполняя часть задания вместо него. В любом случае, задание должно быть закончено.
ПОХВАЛА - необходимо хвалить за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, можно похвалить за попытку выполнить задание и помочь ему довести его до конца. Необходимо также избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения неуспешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...
Проблемы формирования представлений о себе в младшем школьном возрасте у детей с умеренной умственной отсталостью
Конспекты занятий, доклад по теме...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...
Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью
Введение.Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение и...
Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...
Методические рекомендации родителям «Использование игровых приемов в обучении и воспитании детей с умеренной степенью умственной отсталости»
методические рекомендации родителям...