Главные вкладки

    Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью
    статья на тему

    Введение.

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

    За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

    Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Некоторые учителя даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении.

    Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью 

    Составитель: Гудовская М.В.

                              учитель ГБС(К)ОУ школы № 46 «Центр РиМ»

    Санкт-Петербург

    2015

    Введение.

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

    За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

    Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Некоторые учителя даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении.

    Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

    Компьютеризация школьного образования

    Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

    • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
    • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
    • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
    • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
    • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
    • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
    • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
    • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

    Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

    Игры с компьютером требуют наличия определенного уровня познавательной активности и её интенсивности, а  сам компьютер является важнейшим и мощным источником развития интеллектуальных чувств ребенка - любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, волевых качеств личности, эмоционально - эстетических чувств. Компьютер постепенно входит в нашу жизнь.

    С помощью компьютера можно выполнять следующие задачи:

           -искать информацию;

            -общаться:

    • -переписка при помощи электронной почты;
    • -виртуальное общение, используя программу ISQ;
    • -по телефону с помощью программы Skaip;
    • -виртуальное общение с помощью вебкамер;
    • -форумы для обсуждения тем.

            -совершать покупки;

            -совершать виртуальные путешествия и экскурсии;

            -заказывать билеты;

            -бронировать гостиницы;

            -читать книги, журналы, газеты;

            -просматривать телепередачи, фильмы;

            -прослушивать музыку, радио, аудиокниги;

            -узнавать погоду, новости;

            -подавать объявления;

            -переводить используя программу переводчик;

            -считать с помощью калькулятора;

            -создавать компьютерные программы;

            -создавать текстовые документы;

            -и многое другое.

      Использование компьютерных технологий при обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью способствует:

    • Развитию психических функций: мышление, память, внимание;
    • Развитию мелкой моторики кисти при работе с клавиатурой и мышкой;
    • развитию речи, обогащению и расширению словаря
    • Развитию кругозора
    • Развитию сенсорной сферы
    • Развитию эмоционально-волевой сферы
    • Развитию пространственной ориентировки
    • Воспитанию положительных качеств личности такие как усидчивость, терпение и тд.

           Наша школа входит в программу комитета по образованию «Компьютеризация школ»- эта программа обеспечивает школы выделенными линиями, то есть подключением к Интернету и лицензионными программными продуктами.

      В  школе есть компьютерные классы.

      Занятия в компьютерном классе проводят учителя дефектологи, которые прошли компьютерные курсы и теперь не плохо владеют компьютером. Уроки проводятся  согласно составленному расписанию. Каждый класс занимается 1-2 урока в неделю, а 10 класс 3-4 урока в неделю.

    Все занятия проводятся индивидуально с каждым  ребенком. Учащиеся 10 класса уже могут заниматься небольшой группой.

    Тему и цель занятия определяет сам учитель в зависимости от уровня развития детей, от коррекционно-развивающих и образовательных задач, от компьютерной программы. Например, если у ребенка плохо развита мелкая моторика, то работа ведется с мышкой и клавиатурой, если не развита сенсорная сфера, то учим   цвета, если ребенок не говорящий, то работа ведется по обогащению пассивного словаря и тд.

      Так как использование компьютера при обучении учащихся с умеренной умственной отсталостью является новым направлением, готовых программ для наших детей еще очень мало, нам очень помогают программы обучения и развития для дошкольников. Конечно, не все что есть в этих программах можно использовать в работе с нашими детьми, поэтому педагоги  проводят отбор содержимого, выбирая наиболее подходящее и нужное, или сами разрабатывают программы.

    В институте А.И.Герцена профессора разработали программы для обучения детей с легкой умственной отсталостью, которые тоже используются у нас в работе. Все имеющиеся программы и игры занесены в каталог с описанием и подробной инструкцией к каждой. Недавно этот список пополнился новыми играми, приобретенными на те средства, которые выделили  на работу МО.

      В нашей копилке есть много программ, но в целях экономии времени мы не можем вам все показать,  только перечислим некоторые из них. Существуют программы по обучению:

     чтению и письму

    • «Русский язык для малышей», «Письмо для Чебурашки», «Учим буквы», «Гарфилд», «Клиффорд готовится к школе», «Первый раз в первый класс», «Хочу в школу», «Азбука», «Мышонок учит буквы», «Зайка в школе», «Веселые пальчики»,  и так далее.
    • направленные на изучение букв и звуков, запоминание графического образа буквы, на формирование навыка чтения;

    Программы по развитию речи

    • «Учимся говорить правильно», «Зайка в школе», «Звуки природы», «Составляем рассказы», «Как говорят животные», «Как называются звуки» и  так далее.
    • направленные на  развитие связной устной речи, обогащение и расширение словарного запаса, знакомство с речевыми и неречевыми звуками;

    Программы по счету и конструированию

    • «Учим цифры», «Веселая геометрия», «Решаем задачки», «Веселый счет», «Меры длинны», «Много – мало», «геометрические фигуры», и так далее.
    • направленные на изучение цифр, геометрических фигур, цветов, размеров, форм, количества, временных и пространственных представлений, таблицы умножения, умение решать примеры и простые задачи;

    Программы по рисованию  

    • «Художник», «Мишка Тедди», «Раскраски», «Клиффорд готовится к школе»,  «Мишкины игры», «Цвета и краски», и так далее.
    • направленные на  знание форм, цветов, умение раскрашивать, развитие пространственной ориентировки, развитие художественных способностей;

    П«программы по окружающему миру

    •  Антошка идем в зоопарк», «Приключения в сказочном парке», «Животные», «Птицы», «Мир во круг нас».
    • направленные на знакомство с животными, птицами, насекомыми, растениями, виртуальные путешествия в зоопарк;

     Программы по организму и гигиене человека

    • «Организм человека», «Мое тело», «Гигиена».
    • направленные на формирование знаний частей тела, внутренних органов, режима дня человека

    Программы по социально - бытовой ориентировке

    • «Приключения Алисы», «Правила дорожного движения», «Профессии», «Посуда», «Транспорт».
    • Направленные на развитие социальной – бытовой адаптации.

         С чего начать обучение учащихся работе на компьютере? Учителем Рахматовой А.В. разработан алгоритм обучения учащихся работе с компьютером, где

    1 этап- Знакомство с компьютером и его составляющими, как с оргтехникой.

    2 этап-Работа с презентацией PowerPoint

    3 этап-Обучение работе с мышкой.

    4 этап-Знакомство с кнопками клавиатуры и работа с дидактическими играми.

    5 этап-Работа в программах: Paint, Word.

      Сейчас остановимся на каждом этапе подробнее.  

    Этап №1. Знакомство с компьютером и его составляющими как с оргтехникой. Учим детей называть и показывать монитор, клавиатуру, мышку, процессор, бережно относиться к компьютеру и его составляющим.  Этап  №2. Работа с презентацией PowerPoint.  

    Наши педагоги люди творческие ими создано большое количество презентаций на разные темы и по разным предметам. Предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему «Как говорят животные», автором которой является Рахматова А.В. Эту презентацию  могут использовать в работе все учителя и воспитатели. Фрагмент презентации мы вам сейчас продемонстрируем.

      Этап №3. Обучение работе с мышкой. 

    В этом хорошо поможет программа «Удав». Объясняем ребенку, что в комнате темно удав не видит овощей и фруктов, давай ему поможем. Наведи стрелку на овощ или фрукт и удав увидит его, скушает и подрастет.  А также работа с раскрасками в программе «Художник». На мониторе черно-белое изображение, необходимо сделать его цветным, ребенок выбирает цвет, наведя на него стрелку, нажимает левую кнопку мышки и переводит стрелку на деталь, которую нужно раскрасить.

      Этап №4 Знакомство с кнопками клавиатуры и работа с дидактическими играми. 

    Можно использовать программу «Удав», заменив мышку клавишами «стрелки», а можно использовать клавиатурный тренажер. Эта программа, учит находить нужную клавишу, нажимать на нее, позволяет совершенствовать «слепой» десятипальцевый метод печати. Рекомендуется для работы и взрослым людям.

      Этап №5. Работа в программах Paint, M.Power Point, M. Word (для  учащихся II и III уровня). 

    Представляем вашему вниманию самостоятельные работы учащихся 10 класса в программе Paint.

    Те, кто еще не умеет создавать презентации, используют те, что есть в Интернете.  

        Существуют Интернет сайты для учителей, родителей, воспитателей и психологов, так называемые детские порталы, которые мы можем использовать в работе. На этих сайтах представлены игры для малышей, игры созданы в программе Flash, следовательно они очень простые  и многие из них подходят для работы нашими учащимися.

    Адреса в Интернете:

    http://children.kulichki.com/igry/

    http://www.moskids.ru/ru/training_games/tasks/

    http://www.solnet.ee/games/

    http://www.poznayka.ru

    http://www/kinder.ru/Santa.asp

    Компьютеризация-дело очень важное!  Следует помнить, что обучение на компьютере должно проводиться под наблюдением психологов и с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

      Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении позволили сформулировать педагогические условия их использования: достаточный уровень информационной компетентности ...

    Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

    Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

    Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся гимназии

    Творческий отчёт о результативности опыта. Конкурсные материалы НПО. 2001-2006 годы...

    «Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

    Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

    Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку»

    Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку» в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Смоле...