Как остаться самим собой и быть интересным детям
статья (5 класс) по теме

Болотова Нина Вячеславовна

В свете современных веяний, связанных с повышением качества знаний, результативности обучения и быстрому приходу к стандартам ЕГЭ –очень важно не превратиться учителю в репетитора, натаскивающего ученика на определенную оценку. В этом случае будет абсолютно потеряна непринужденность процесса обучения и развития, и ученику уж точно не удастся почувствовать «обаяние науки» с одной стороны, а с другой - быстрый темп изложения и безапелляционность выводов учителя не позволят ученику спорить с ним и высказывать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Размышления

на тему:

"Как остаться самим собой

и быть интересным детям"

учитель математики

Н. В. Болотова

По жизни пробираясь извилистой тропой,

                                                                             Не забывай, мой друг, куда б не заносило,

Про тихий шепот поколений за спиной:

                                                               "Напиться можно лишь из полного кувшина"

В свете современных веяний, связанных с повышением качества знаний, результативности обучения и быстрому приходу к стандартам ЕГЭ –очень важно не превратиться учителю в репетитора, натаскивающего ученика на определенную оценку. В этом случае будет абсолютно потеряна непринужденность процесса обучения и развития, и ученику уж точно не удастся почувствовать «обаяние науки» с одной стороны, а с другой - быстрый темп изложения и безапелляционность выводов учителя не позволят ученику спорить с ним и высказывать свою точку зрения.

9-11 лет пребывания в школе даются каждому ученику для того, чтобы суметь подготовить себя к самостоятельной жизни во взрослом мире. Входя  1 сентября в первый раз в школу, большинство из ребят переполнены жаждой открытий всего нового и неизведанного. Интересно все: и как себя вести на уроке, и как общаться на переменах, и кто друг, и кто враг, и что такое хорошо, и что такое плохо. Что вообще творится в мире и каково там мое место?

Утолять эту жажду предстоит, в первую очередь, учителям, которые столько времени проводят вместе со своими воспитанниками. Именно они должны стать животворящим сосудом знаний, эмоций, опыта.

От того, сколь чиста, маняща и свежа будет вода в кувшине, зависит, захочется ли ребенку притронуться к нему.

Я уверена, в идеале ученик и учитель на уроке должны быть похожи на два горных потока, которые, спускаясь с разных высот, сливаются в единстве реки знаний и каждый при этом несет с собой свои частички жизненного пути. Главное, чтобы учитель сам, являясь подвижной системой, умеющей адекватно вести себя в любой ситуации, учил этому своих учеников. Любовь к миру вокруг, «гибкий ум», свобода взглядов и осознание своего места в жизни - это то, что позволит любому подростку стать счастливым молодым человеком. Но для того, чтобы сформировать все эти качества у ребенка надо, чтобы ими обладал учитель. Здесь невозможно действовать в одиночку. Царица образования педагогика, сейчас как никогда, должна заключить прочный союз с психологией, причем союз должен быть равноправным. Только в процессе взаимопонимания и активной совместной деятельности будет возможен результат: самосовершенствование и обмен опытом в психолого-педагогическом коллективе.

Продолжительное время, проработав в школе, я с каждым днем все сильнее беспокоюсь о том, как оставаясь в рамках современной системы образования, сохранить способность каждого ученика обучаясь развиваться.

Не секрет, что до 70% учащихся  наших школ страдают повышенной утомляемостью, резким перепадом настроения, у многих наблюдаются минимальные мозговые дисфункции. И это все происходит на фоне постоянно увеличивающегося объема информационного потока по каждому предмету школьного курса. В результате обучающая деятельность учителя на уроке начинает вытеснять самостоятельную учебную деятельность школьника, а значит, мы теряем базу, на которой могут формироваться способы собственной деятельности каждого ученика. Несформированность у школьников (согласно возрастным нормативам) произвольной саморегуляции в процессе самостоятельной деятельности затрудняет обучение по школьной программе, ЗУН не могут быть усвоены в должной мере и это проявляется в неуспеваемости, в исчезновении мотивации к обучению, в эмоциональном самочувствии ученика и в характере его взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Ощущая все вышесказанное в собственной работе и анализируя опыт коллег, я стала искать пути выхода из сложившейся ситуации. Мои попытки были бы абсолютно не результативны, если бы я двигалась в одиночку. Лишь тесное содружество с психологической службой школы позволило мне раскрыть глаза на происходящее. В результате у меня сложились определенные взгляды на систему преподавания математики, которые, как мне кажется, возможно применять в рамках любого предмета.

1) Мозаичность восприятия информации большинством учеников требует  неоднократно возвращаться к ранее изученным понятиям,   двигаясь   по   спирали.   Это,   конечно   же,   замедляет скорость продвижения вперед, зато позволяет формировать словесно-логическое мышление, широкий спектр мнемических действий;

2) На уроке всегда необходимо отталкиваться от реальных возможностей ученика (целостную картину ситуации я получаю от психолога посредством диагностики). Это позволяет за счет благоприятной обстановки на уроке через ситуацию успеха снижать уровень школьной тревожности.

3)   Посильность предлагаемых заданий позволяет формировать самооценку каждого ученика, а тем самым, разблокировать умственное развитие, которое очень часто парализуется страхом быть неуспешным и непринятым. Главное, чтобы сегодня, здесь и сейчас ученик был деятелен и активен. Тогда не придется использовать столь популярный сегодня термин "леность мозга", которая, по большому счету, является защитной реакцией ребенка на недоступный уровень излагаемого материала, а затем входит в привычку.

4) Не стоит слишком погружаться в компьютеризацию процесса обучения. Ведь живой образ, возникающий в сознании ребенка в результате беседы с учителем, бывает подчас намного ярче заранее заготовленной картинки, появляющейся на экране.

В современной школе только творческий психолого-педагогический коллектив может качественно решать проблемы образования. Именно в этом случае удается, учитывая особенности возрастного развития каждого ученика, организовывать процесс обучения так, чтобы он максимально способствовал его развитию и формированию личностных качеств. Стоит продолжать работу в области психологической просвещенности, как учеников, так и их родителей, совершенствовать систему развивающих и коррекционных занятий, проводимых психологами в школе.

Подобный подход позволит обучению и развитию идти одновременно и интенсивно, оказывая взаимное влияние друг на друга. Обучающий процесс, организованный в соответствии с законами психического развития, будет давать свои плоды: знание законов психического развития позволит учителю управлять процессом обучения так, чтобы он способствовал интенсивному развитию психических процессов и познавательных функций. А это, в свою очередь, будет содействовать повышению качества обучения.

Так давайте дружить, прислушиваясь и уважая мнение друг друга. А оценивая результаты наших совместных действий с учениками давайте будем помнить фразу братьев Стругацких: "Мера вашего успеха на путь до финиша, а путь от старта".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "В согласии с миром и самим собой"

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Одна из очевидных задач школьного образования — помочь уче...

Искусство быть самим собой.

Данная презентация была подготовлена нами по произведениям Дейла Карнеги.Она о том, что значит быть самим собой, как найти своё назначение в жизни. Данный материал может быть использован на классных ч...

Медитативное рисование с детьми "Встреча с самим собой" в дополнительном образовании

Медитативное рисование Опубликовано 31.10.2013 - 21:31 - Алексееа Ирина Юрьевна "Встреча с самим собой Снова провела медитативное рисование в гр.№1,т.к. детям очень нравится ...

Эссе Мой личностный и профессиональный рост (интервью с самим собой)

Короткий рассказ о том, как я стала психологом....

Беседа с учащимися:"Конформизм. Будь самим собой."

В беседе с подростками обсуждаюнся вопросы: "Почему мнение большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления.  Почему мы так боимся быть отверженными коллективом? Почему мы делаем т...

Беседа: "Умение быть самим собой"

Учить детей не бояться трудностей....

Классный час "Как быть самим собой"

Беседа на психологическую тему...