Рабочая программа по обществознанию 9-11 класс
рабочая программа на тему

Грузинов Сергей Тимофеевич

Рабочая программа составлена для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционного образовательного учреждения VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Рабочая программа составлена на основе программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. Авторы Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф.Иванова, А. И. Матвеев

        Рабочая программа курса модифицирована для  обучения учащихся коррекционного учреждения. Программа рассчитана в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины двух третьих материала должно быть предназначено для сознательного усвоения и закрепления изучаемого материала на имеющихся знаниях у учащихся.

       Программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по  темам курса.

  Настоящий курс «Обществознания» предназначен для учащихся, изучающих предмет в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида в 9-11 классах. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении  развития умственной деятельности.

  Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение обществоведческого материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

 Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.

Основными задачами курса являются:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о развитии общества, о человеке и о человеческом отношении ко всему, что его окружает
  • помощь учащимся в создании условий для социальной адаптации путем повышения их правовой и эстетической грамотности
  • создание основы для безболезненной интеграции в современном обществе через знание своих  гражданских обязанностей и умение пользоваться  своими правами
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам.

   Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

        Данный курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников.  Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отношениям в обществе с тем, чтобы сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

        Данная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  • Практические – упражнения.
  • Методы изложения новых знаний      
  • Методы повторения, закрепления знаний    
  • Методы применения знаний 
  • Методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  • Комбинированный урок

Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.

Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые работы.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 9-11 классов. Срок реализации настоящей программы 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 102 академических часа или 34 часа в год или 1 час в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждую изучаемую тему отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% учащихся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и  повторение, закрепление пройденного материала.

На уроках  обществознания учащиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями современной общеполитической жизни страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества.

В конце изучения курса Обществознания учащиеся должны знать:

  • Основные понятия в  сфере  духовной культуры
  • Правила поведения в современном обществе
  • Названия кодексов РФ и их примерное содержание
  • Иметь  представления о законах и правовых актах РФ
  • Свои основные обязанности и права

Курс Обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.

      Содержание рабочей программы

№  темы

Наименование темы

Количество

часов

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9

  10


  11

  12

       

Введение

Человек и другие люди

Человек и закон

Человек и экономика

Человек и природа

Личность и общество

Сфера духовной культуры

Экономика

Социальная сфера

Политика и социальное управление

Право

Повторение

                                    итого

     1  

     6

    11

    11

     5

     4  

    12  

    12  

      5  

    11  


    22  

      2

   102  

.

              9 -11 классы (102 часа)

           Раздел. Основы обществознания.

                            9 класс ( 34ч)

        Тема1.  Введение (1 час.)

  Предмет «Обществознания» -  его цели и задачи.

       Тема 2. Человек и другие люди ( 6ч.)

Межличностные отношения. Сотрудничество и    соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Лидеры. Групповые  нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Средства общения. Цели общения.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

 Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

     

                     Тема 2. Человек и закон ( 11ч.)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат.

             Тема 3. Человек и экономика ( 11ч.)

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики – потребители, производители.

Мастерство работника. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Что и как производить.

Виды бизнеса. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы.

              Тема 4. Человек и природа ( 5 ч. )

Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

 Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

                     10 класс(34 часа)

 

             Тема 5. Личность и общество (4 часа.)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение.

       Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Человечество в ХХ1

веке, тенденции развития.

           Тема 6. Сфера духовной культуры (12 часов.)

Мораль. Основные ценности и нормы. Моральный гуманизм,

добро и зло. Критерии морального поведения.

Долг, совесть, моральная ответственность. Долг общественный

и долг моральный.

Моральный выбор.

Высшие ценности и идеалы. Свобода и ответственность.

Значимость образования  в условиях информационного

общества.

Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Наука, её значение в жизни общества.

Религия как одна из форм культуры. Свобода совести.

            Тема 7. Экономика (12 часов.)

Собственность. Право собственности. Формы собственности.

.Защита прав собственности.

Рынок .Спрос и предложение.

Производство. Товары и услуги .Распределение труда и

специализация

Предпринимательство: малое предпринимательство и

фермерское хозяйство.

Налоги уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов.

Потребление. Семейное потребление. Защита прав

потребителей.

Безработица. Причины безработицы. Роль государства в

обеспечении занятости.

           Тема8 . Социальная сфера (5 часов.)

Социальная структура общества. Большие и малые социальные

группы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальный статус. Отношение между поколениями. Социальные

роли подростка.

Этнические группы. Межнациональные отношения.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для жизни человека и общества. Социальная

значимость  здорового образа жизни.

Повторение(1час)

Общественные отношения

                11 класс (34 часа)

       Тема 10. Политика и социальное управление (11 часов.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

Государство и его отличительные признаки. Государственный

суверенитет. Формы государства.

Политический режим. Демократия и её развитие в

современном  мире.

Правовое государство.

Разделение властей.

Гражданское общество. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Участие в

выборах. Референдум.

Политические партии и движения. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации, их роль в политической жизни

страны.

               Тема 11. Право (22 часа)

Право. Понятие и нормы право. Система законодательства.

Понятие правонарушения. Виды правонарушения. Правовой

статус несовершеннолетних.

Юридическая ответственность.

Понятие и виды юридической ответственности

Правоохранительные органы. Судебная власть.

Конституция основной закон РФ.

Основы конституционного строя. Федеративное устройство.

Органы государственной власти РФ.

Понятие прав, свобод и обязанностей граждан РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Права

потребителя.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Трудоустройство.

Трудовой статус несовершеннолетних.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Права и

обязанности родителей и  детей.

Административные правонарушения. Виды административных

наказаний.

Основные понятия уголовного права. Понятие преступление.

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищное право.

Защита жертв вооруженных конфликтов.

Правовые регулирования отношений в сфере образования.

             Повторение (1 час.)

Основные конституционные права и обязанности граждан РФ.

Программа призвана помочь учащимся в осуществлении выбора путей        продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.        Л.Н.Боголюбов «Введение в обществознание»: учебник для 8-9   классов.- М.: «Просвещение».-2003г.

2.        Л.Н.Боголюбов «Программа по обществознанию и праву».- М.: «Просвещение».-2009г.

3.        В.В.Воронкова «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида. Сборник 1».- М.: «Владос».-2001г.

4.        А.И.Кравченко «Обществознание»: Учебник 11 класс.- М.: «Русское слово».-2004г.

5.        А.А.Игнатьев «Уголовно-исполнительное право».- М.: «Новый юрист».-1997г.

6.        В.В.Сверчков «Уголовное право»: Общая часть. Особенная часть.- М.: «Юрист».-2005г.

7.        С.Б.Цветкова «Трудовое право».- М.: «Пропаганда».-2005 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...