Игры по сенсомоторному развитию
учебно-методическое пособие на тему
В начале ХХ века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори была создана уникальная система игр по развитию детей. В ходе многолетней работы с детьми, имеющими зрительные и неврологические проблемы, мной была проведена адаптация ряда игр и пособий Марии Монтессори к данной категори детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка Марии Монтессори.
Адаптация к детям,
имеющим зрительные
и неврологические проблемы
Н.Г. Кочергиной
НАЙДИ СЛЕД ОТ ФИГУРЫ
Материал: Объемные геометрические тела, карточки с нарисованными проекциями («следами») тел.
Цели:
1. Учить сопоставлять объёмные тела и плоскостные изображения.
2. Развитие мелкой моторики
3 Развитие произвольного внимания.
4. Развитие зрительного внимания.
Ход игры: Педагог кладёт перед ребёнком две-три фигуры и две-три карточки, он предлагает найти ребёнку
«след» от фигуры и поставить фигуру на след.
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Материал: Таз с водой, миски, кувшины, плавающие игрушки, губки.
Цели:
1. Развитие тактильного чувства.
- Развитие термического чувства.
- Развитие координации движений.
- Развитие моторики пальцев рук.
- Развитие произвольного внимания.
- Создание положительно-эмоционального настроения, развитие эмоций радости, удивления, восхищения.
Варианты игр:
1. «Давайте посмотрим и полюбуемся на воду».
2. «Послушаем, как вода журчит».
- «Переливание из одного сосуда в другой».
- «Выжимание губки».
- «Капли».
- «Мытьё стола».
- «Мытьё рук».
- «Определи в каком сосуде тёплая, а в каком холодная вода».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активно целевого способа действий. Допустима помощь взрослого.
ШЕРОХОВАТЫЕ ДОЩЕЧКИ
Материал: Парные дощечки с поверхностью разной текстуры.
Цели:
1. Развитие ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие тактильной памяти и стимуляция речевых зон головного мозга. Развитие произвольного внимания.
Варианты игр:
1. «Учись ощупывать».
- «Найди такую же ещё».
- «На что похожа».
- «Найди самую приятную».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.
МИР ВЕЩЕЙ ВОКРУГ НАС
Материал: Образцы дерева, металла, камня, пластмассы, резины, бумаги. Мелкие вещи из этих материалов.
Цели:
1. Развитие ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие тактильной памяти.
- Стимуляция речевых зон головного мозга
- Определение свойств материала.
Варианты игр:
1. «Учись ощупывать».
- «Узнай и назови».
- «Догадайся, что держишь в руках».
- «Из чего сделан этот предмет».
- «Опиши материал» (с помощью педагога).
Способы действия: активно-пассивный, активно-самостоятельный, активное целевое действие.
СОБЕРИ ЦВЕТОК
Материал: Бумажные лепестки и сердцевины цветов, окрашенные в различные цвета.
Цели:
1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.
- Правильное соотношение, узнавание, называние цвета.
- Развитие зрительно-кинестетических связей.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания.
Варианты игр:
1. «Найди и покажи такой же».
2. «Подбери по цвету»
3. «Составь цветок».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
ДОСКА СЕГЕНА
Материал: Доска с углублениями, соответствующие углублениям различные по форме объёмные геометрические фигуры.
Цели:
1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.
- Развитие зрительно-кинестетических связей.
- развитие координированности движений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания.
Вариант игры:
1. «Найди домик для каждой фигуры».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
РАМКИ И ВКЛАДЫШИ
Материал: Рамки и вкладыши плоскостных предметных изображений (фрукты, овощи, посуда, игрушки)
Цели:
1. Формирование и развитие
восприятия предметных изображений.
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».
- «Обведи пустые окошки в домиках».
- «На что похожи окошки».
- «Закрась обведённые окошки».
Способы действия: активно-самостоятельный и
активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
нарисуй дорожки
Материал: Трафареты для проведения прямых и волнистых линий карандашом, фломастером или кисточкой.
Цели:
1. Формирование навыка проведения линий.
2.Формирование навыка держания карандаша.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Нарисуй дорожки в парке».
- «Нарисуй волны».
- «Нарисуй дождь».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ
Материал: Набор маленьких палочек, пластилин, доска для пластилина.
Цели:
1. Развитие восприятия сенсорных эталонов.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие зрительно-тактильно-кинестетических связей.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие воображения.
Варианты игр:
1. «Выложи дорожку, как у меня».
2. «Составь фигуру (треугольник, квадрат)».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
КУБИКИ С КАРТИНКАМИ
Материал: Кубики с наклеенными на каждую грань картинками.
Цели:
1. Развитие ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Формирование и развитие согласованных движений обоих рук.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие предметности восприятия.
Варианты игр:
1. «Найди на кубике картинку с яблоком, грушей ...».
- «Выложи в один ряд кубики с одинаковыми картинками».
- «Найди в ряду лишнюю картинку».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.
КАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРИКИ
Материал: Шарики, различные по весу и материалу
Цели:
1. Формирование, стимуляция, развитие двигательной функции руки -схватывание, сжимание.
2. Развитие тактильной чувствительности ладоней.
3. Стимуляция, активизация речевых зон головного мозга.
Варианты игр:
1. «Поймай и удержи одной рукой, двумя руками».
2. «Догадайся, что держишь в руках».
Способы действия: активно-пассивный, активно-самостоятельный, активное целевое действие.
МЯГКИЕ ПОДУШЕЧКИ
Материал: Подушечки, обшитые разной по цвету и фактуре тканью.
Цели:
1. Вызывание ощупывающих движений
- Развитие тактильных ощущений
- Стимуляция поискового поведения
- Стимуляция речевых зон головного мозга
Варианты игр:
1. «Найди подушечку».
2. «Найди самую приятную».
Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.
ПРИЩЕПКИ К КОРЗИНКЕ
Материал: Корзинка, бельевые прищепки.
Цели:
1. Развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)
- Развитие тактильных ощущений
- Развитие произвольного внимания.
Ход игры:
Педагог ставит корзинку с прищепками перед ребёнком. Он предлагает ребёнку вынимать прищепки одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки.
Способы действия: активно-самостоятельный, активно целевой.
РАМКИ И ВКЛАДЫШИ
Материал: Рамки и вкладыши плоскостных геометрических фигур.
Цели:
1. Формирование и развитие восприятия сенсорных эталонов.
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
Варианты игр:
1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».
- «Обведи пустые окошки в домиках».
- «На что похожи окошки».
- «Закрась обведённые окошки».
Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42202.jpg)
Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства
Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368116-1387114287.jpg)
Сенсомоторное развитие дошкольников на физкультурных занятиях
Программный материал предназначен для тех, кто желает помочь детям в их развитии, в стремление к физическому совершенству. На физкультурных занятиях решаются задачи не только развития двигательных уме...
«Значение сенсомоторного развития в процессе коррекции и обучения детей»
в материале рассмотрено значение сенсоматорного развития в работе с детьми с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-756070-1455518004.jpg)
Игрушки для сенсомоторного развития
Особенно важным для развития психики ребенка является развитие движений руки, которое во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами.Игрушки для коррекции психических процессов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-774464-1459186065.jpg)
Игры и дидактические пособия по сенсомоторному развитию детей раннего и младшего возраста
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-759322-1456061326.jpg)
«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
В статье речь идет об актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1104778-1547978970.jpg)
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...