Игры по сенсомоторному развитию
учебно-методическое пособие на тему

В начале ХХ века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори была создана уникальная система игр по развитию детей. В ходе многолетней работы с детьми, имеющими зрительные и неврологические проблемы, мной была проведена адаптация ряда игр и пособий Марии Монтессори к данной категори детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_sensomotornomu_razvitiyu_-na_sayt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка Марии Монтессори.

Адаптация к детям,

имеющим зрительные

и неврологические проблемы

Н.Г. Кочергиной

НАЙДИ СЛЕД ОТ ФИГУРЫ

Материал: Объемные геометрические тела, карточки с нарисованными проекциями («следами») тел.

Цели:

1. Учить сопоставлять объёмные тела и плоскостные изображения.

2. Развитие мелкой моторики

3 Развитие произвольного внимания.

4. Развитие зрительного внимания.

Ход игры: Педагог кладёт перед ребёнком две-три фигуры и две-три карточки, он предлагает найти ребёнку

«след» от фигуры и поставить фигуру на след.

Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Материал: Таз с водой, миски, кувшины, плавающие игрушки, губки.

Цели:

1.        Развитие тактильного чувства.

  1. Развитие термического чувства.
  2. Развитие координации движений.
  3. Развитие моторики пальцев рук.
  4. Развитие произвольного внимания.
  5. Создание положительно-эмоционального настроения, развитие эмоций радости, удивления, восхищения.

Варианты игр:

1.        «Давайте посмотрим и полюбуемся на воду».

2.        «Послушаем, как вода журчит».

  1. «Переливание из одного сосуда в другой».
  2. «Выжимание губки».
  3. «Капли».
  4. «Мытьё стола».
  5. «Мытьё рук».
  6. «Определи в каком сосуде тёплая, а в каком холодная вода».

Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активно целевого способа действий. Допустима помощь взрослого.

ШЕРОХОВАТЫЕ ДОЩЕЧКИ

Материал: Парные дощечки с поверхностью разной текстуры.

Цели:

1. Развитие ощупывающих движений

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Развитие тактильной памяти и стимуляция речевых зон головного мозга. Развитие произвольного внимания.

Варианты игр:

1. «Учись ощупывать».

  1. «Найди такую же ещё».
  2. «На что похожа».
  3. «Найди самую приятную».

Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.

МИР ВЕЩЕЙ ВОКРУГ НАС

Материал: Образцы дерева, металла, камня, пластмассы, резины, бумаги. Мелкие вещи из этих материалов.

Цели:

1. Развитие ощупывающих движений

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Развитие тактильной памяти.
  3. Стимуляция речевых зон головного мозга
  4. Определение свойств материала.

Варианты игр:

1. «Учись ощупывать».

  1. «Узнай и назови».
  2. «Догадайся, что держишь в руках».
  3. «Из чего сделан этот предмет».
  4. «Опиши материал» (с помощью педагога).

Способы действия: активно-пассивный, активно-самостоятельный, активное целевое действие.

СОБЕРИ ЦВЕТОК

Материал: Бумажные лепестки и сердцевины цветов, окрашенные в различные цвета.

Цели:

1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.

  1. Правильное соотношение, узнавание, называние цвета.
  2. Развитие зрительно-кинестетических связей.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие зрительного внимания.

Варианты игр:

1. «Найди и покажи такой же».

2. «Подбери по цвету»

3. «Составь цветок».

Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.

ДОСКА СЕГЕНА

Материал: Доска с углублениями, соответствующие углублениям различные по форме объёмные геометрические фигуры.

Цели:

1. Формирование и развитие сенсорных эталонов.

  1. Развитие зрительно-кинестетических связей.
  2. развитие координированности движений.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие зрительного внимания.

Вариант игры:

1. «Найди домик для каждой фигуры».

Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ

Материал: Рамки и вкладыши плоскостных предметных изображений (фрукты, овощи, посуда, игрушки)

Цели:

1. Формирование и развитие

восприятия предметных изображений.

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Развитие мелкой моторики
  3. Развитие произвольного внимания.
  4. Развитие зрительного внимания.
  5. Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.

Варианты игр:

1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».

  1. «Обведи пустые окошки в домиках».
  2. «На что похожи окошки».
  3. «Закрась обведённые окошки».

Способы действия:  активно-самостоятельный и

активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.

нарисуй дорожки

Материал: Трафареты для проведения прямых и волнистых линий карандашом, фломастером или кисточкой.

Цели:

1. Формирование навыка проведения линий.

2.Формирование навыка держания карандаша.

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Развитие произвольного внимания.
  3. Развитие зрительного внимания.
  4. Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.

Варианты игр:

1. «Нарисуй дорожки в парке».

  1. «Нарисуй волны».
  2. «Нарисуй дождь».

Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.

ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ

Материал:  Набор маленьких палочек, пластилин, доска для пластилина.

Цели:

1. Развитие восприятия сенсорных эталонов.

  1. Развитие пространственных представлений.
  2. Развитие зрительно-тактильно-кинестетических связей.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие зрительного внимания.
  5. Развитие воображения.

Варианты игр: 

1. «Выложи дорожку, как у меня».

2. «Составь фигуру (треугольник, квадрат)».

Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.

КУБИКИ С КАРТИНКАМИ

Материал: Кубики с наклеенными на каждую грань картинками.

Цели:

1. Развитие ощупывающих движений

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Формирование и развитие согласованных движений обоих рук.
  3. Развитие зрительного внимания.
  4. Развитие предметности восприятия.

Варианты игр:

1. «Найди на кубике картинку с яблоком, грушей ...».

  1. «Выложи в один ряд кубики с одинаковыми картинками».
  2. «Найди в ряду лишнюю картинку».

Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.

КАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРИКИ

Материал: Шарики, различные по весу и материалу

Цели:

1. Формирование, стимуляция, развитие двигательной функции руки -схватывание, сжимание.

2. Развитие тактильной чувствительности ладоней.

3. Стимуляция, активизация речевых зон головного мозга.

Варианты игр:

1. «Поймай и удержи одной рукой, двумя руками».

2. «Догадайся, что держишь в руках».

Способы действия: активно-пассивный, активно-самостоятельный, активное целевое действие.

МЯГКИЕ ПОДУШЕЧКИ

Материал:   Подушечки, обшитые разной по цвету и фактуре тканью.

Цели:

1. Вызывание ощупывающих движений

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Стимуляция поискового поведения
  3. Стимуляция речевых зон головного мозга

Варианты игр:

1. «Найди подушечку».

2. «Найди самую приятную».

Способы действия: от пассивно-сопряжённого до активных целевых действий.

ПРИЩЕПКИ К КОРЗИНКЕ

Материал: Корзинка, бельевые прищепки.

Цели:

1. Развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего)

  1. Развитие тактильных ощущений
  2. Развитие произвольного внимания.

Ход игры:

Педагог ставит корзинку с прищепками перед ребёнком. Он предлагает ребёнку вынимать прищепки одну за другой и, взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки.

Способы действия: активно-самостоятельный, активно целевой.

РАМКИ И ВКЛАДЫШИ

Материал:  Рамки и вкладыши плоскостных геометрических фигур.

Цели:

1. Формирование и развитие восприятия сенсорных эталонов.

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие произвольного внимания.
  4. Развитие зрительного внимания.
  5. Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.

Варианты игр:

1. «Открой и закрой окошки во всех домиках».

  1. «Обведи пустые окошки в домиках».
  2. «На что похожи окошки».
  3. «Закрась обведённые окошки».

Способы действия: активно-самостоятельный и активно целевой способ действий. Допустима помощь взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства

Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....

Сенсомоторное развитие дошкольников на физкультурных занятиях

Программный материал предназначен для тех, кто желает помочь детям в их развитии, в стремление к физическому совершенству. На физкультурных занятиях решаются задачи не только развития двигательных уме...

«Значение сенсомоторного развития в процессе коррекции и обучения детей»

в материале рассмотрено значение сенсоматорного развития в работе с детьми с ОВЗ....

Игрушки для сенсомоторного развития

Особенно важным для развития психики ребенка является развитие движений руки, которое во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами.Игрушки для коррекции психических процессов...

Игры и дидактические пособия по сенсомоторному развитию детей раннего и младшего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  по сенсорному воспитанию  детей раннего и младшего дошкольного возраста....

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...