Использование православно-ориентировочных педагогических традиций
статья на тему

Статья о работе в соц. реабилитационных центрах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование православно- ориентированных педагогических традиций в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

        Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно, было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в реабилитационном центре, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки, – потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, частой сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых, как родственники ведет к искаженному представлению об основах семейной жизни, формирует чувство неуверенности в возможности построения собственной полноценной семьи. Изучая прошлое, можно не только открыть для себя что-то новое, но и расширить познания в уже известных сферах.  

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует  ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие  мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

          Важной педагогической задачей формирования личности является выработка  детьми  активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность

Детский возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

         В нашем центре ведётся работа  по  нравственно - духовной направленности.

Цель данной работы:

Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение воспитанников  к основам православной культуры.

Задачи: 

  1. Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к православным и народным  традициям.
  2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных  и народных праздников.

Формы работы с детьми:

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Посещение  Православных храмов, проведение православных обрядов.

  Таким образом, прослеживается несколько направлений работы.

         1.  Духовно-образовательное  направление (занятия, беседы, экскурсии).

       Специалистами центра систематически проводятся с воспитанниками Центра  познавательные, этические беседы, раскрывающие основные базовые национальные российские  ценности, формирующие нравственные чувства и этическое сознание.

Частыми гостями в нашем центре стали Настоятели Белгородских храмов, студенты теологического факультета БГУ, воспитанники воскресных школ. Ребята с удовольствием участвуют в беседах, конкурсах и других мероприятиях, которые проводят для них гости.

Стало традицией в нашем центре одно из важнейших христианских таинств – Крещение. С детьми систематически проводятся беседы, направленные на осознанное принятие Крещения.

Наиболее интересны для воспитанников экскурсии по храмам Белгородской области.  Ежегодно для наших воспитанников проводятся экскурсии в Свято-Троицкий пещерный монастырь с. Холки,  Борисовскую Богородицко-Тихвинскую женскую обитель  и другие святые места Белгородчины.

  1.  Культурно - досуговое  направление (праздники, концерты, развлекательные мероприятия).

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом, это тоже  часть нашей истории, нашей православной культуры. Так  воспитателями нашего   центра проводятся занятия и  беседы, посвященные Православным праздникам: «Рождество Христово»,  «Крещение», «Святая Пасха» и т.д. Дети с удовольствие разучивают колядки, стихотворения, песни, посвященные праздникам. Ежегодно готовятся праздничные концерты, посвященные великим православным праздником, на которые приезжают высокопоставленные гости.

        Стало доброй традицией проводить в нашем  центре совместные праздники для детей и их родителей («Рождественские колядки»,  «Масленица», «Где тепло - там и добро»). Эти мероприятия не только закладывают основы духовного развития личности воспитанников, но и способствуют оздоровлению внутрисемейного микроклимата.

3. Нравственно-трудовое направление  (труд по самообслуживанию, изготовление подарков к праздникам).

         Данное направление призвано воспитать у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  трудолюбие, уважительное отношение к результатам труда, желание сделать  приятное близким и родным.

К нам приезжает много гостей и каждый из них не уходит от нас без подарка, сделанного своими руками. Детские работы не только отражают символику православных праздников, но и всегда несут частичку души. Это и «ангелочки» к Рождеству,  и раскрашенные своими руками яйца к «Пасхе», и белоснежные ромашки - символ праздника во имя Святых Петра и  Февронии.

Душа каждого ребенка – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного в детские годы. Осознание этого  и систематическая работа специалистов позволяет нам надеяться, что пусть в отдаленном будущем, но наша  работа обязательно даст результаты.

Жерновая Светлана Владимировна –

 воспитатель отделения реализации программ

ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный

 центр для несовершеннолетних»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в педагогической деятельности.

Использование ИКТ в педагогической деятельности.                                         ...

Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)

Зарождение и развитие  педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.)...

Курсы повышения квалификации по теме "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности"

Две лекции по теме   "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности": 1. "Основные принципы разработки презентаций" 2. "Создание электронных презентаций с помощью прог...

Использование ИКТ в педагогической деятельности (физическая культура)

Использование ИКТ на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для учителя и для ученика. Думаю, она интересна для творческих педагогов, которые готовы «добывать» нео...

Статья" Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования."

В данной статье вы можете узнать как на уроках физической культуры сочетаются  педагогические традиции и инновационная  образовательная среда ....

Доклад «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования»

Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать ...