Курсы повышения квалификации по теме "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности"
материал по теме

Натфуллина Зейнеп Алтушевна

Две лекции по теме   "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности": 1. "Основные принципы разработки презентаций" 2. "Создание электронных презентаций с помощью программы Microsoft Power Point"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rippd_lekciya_no1.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности».

Лекция №1 «Основные принципы разработки презентации».

Современные условия жизни диктуют необходимость использования в образовании и воспитании ребенка всех существующих средств обучения, как на печатной основе, так и на аудиовизуальных и интерактивных носителях. Одно из приоритетных направлений развития образования — компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в образовательных учреждениях стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие современные технические средства обучения.    

В данной лекции будут раскрыты основные принципы разработки электронных презентаций. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной темой и общими принципами оформления.

Мультимедийную электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор — как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия — самостоятельные средства обучения, а презентация — вспомогательное, используемое педагогом и требующее его комментариев и дополнений.

Создание и применение электронных презентаций сегодня весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Использование современного оборудования усиливает интерес к предмету, позволяет педагогу сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки.

Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками в тематических докладах, при защите рефератов и творческих  работ.

Кроме того, компьютерные презентации учебного материала могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между педагогами в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе «Интернет» опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Тема «Преимущество развития компьютерного образования».

Причина первая: экономия места. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса).

Причина вторая: экономия времени. Экономит время при компьютерном обучении  не только педагог (становится излишним рисование на доске сложных схем, чертежей и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам), но и ученик. Учащиеся  быстрее переключаться от одной формы обучения к другой, что позволит объяснить больше материала.

Причина третья: оперативность информации. Что считается новым учебником? Это книга, вышедшая в текущем или прошедшем году, сданная в печать год-два назад, работу над которой авторский коллектив завершил еще на полгода - год ранее. Тем более что часто учебники имеют фактические ошибки, которые замечают даже учащиеся, при практическом изучении нового материала Мультимедийные учебники обновляются значительно быстрее. Используя выход в Интернет, можно облегчить доступ к новой информации и технологиям.

Причина четвертая: возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Все мультимедийные средства обучения содержат проверочные или тестовые задания для учеников. Разгадывать компьютерные задачи намного интереснее, чем писать контрольные работы на бумаге. Анимация, графика и звук позволяют превратить неизбежную прежде карательную процедуру в интересную игру. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во-первых, экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.

Причина пятая: имидж «продвинутого» педагога. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного. Ученики будут ставить вас в пример «скучным» педагогам, а в глазах коллег по работе авторитет становится значительно выше.

Причина шестая: повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам. Использование компьютерных и электронных средств обучения позволяет увеличить число своих сторонников среди учеников всех возрастов. Такая форма обучения ведь намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Появляются больше добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий и создании мультимедийных презентаций. Эти помощники вполне заслуживают доверия: дети школьного возраста, как правило, на «ты» с компьютером, они быстро обучаются им пользоваться.

Причина седьмая: просвещенческая. Не секрет, что роль компьютера в современной жизни постоянно возрастает. Уже появилось поколение людей, предпочитающих набор на клавиатуре письму ручкой по бумаге. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать. Самостоятельное создание учащимися презентаций для защиты творческих проектов,  при выполнении других творческих заданий способствуют развитию их информационно – коммуникационным  компетентностям.

Причина восьмая: воспитательная. Если ученики не будут знакомиться с технологиями использования компьютера, они все равно получат «компьютерные» знания, но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию учеников лучше направить в нужное русло. Например: новые виртуальные картинные галереи гораздо интереснее и полезнее цветных картинок с порнографических сайтов, а решение исследовательской задачи намного ценнее без толку потраченного за монитором времени за собиранием очередного карточного пасьянса.

Причина девятая: исследовательская и творческая. Когда ученик является субъектом в процессе обучения, непосредственным участником создания мультимедийных презентаций, то такой подход к образованию мобилизуют и творческие ресурсы, скрытые в каждом без исключения ребенке. Ученики могут самостоятельно подготовить с помощью компьютерных средств обучения урок по новой теме, рассказать о тех или иных страничках в Интернете, создать свою собственную страницу в Сети, на которой могла бы вестись и научная работа.

Тема «Основные принципы разработки презентации».

Сегодня существуют два основных подхода к подготовке и проведению презентации.

Первый представляет собой традиционную демонстрацию набора слайдов, подготовленных на компьютере и распечатанных на прозрачной пленке. Компьютер здесь выступает в роли вспомогательного средства при подготовке слайдов, а сама технология презентации остается классической.

Второй подход заключается в использовании компьютера непосредственно в демонстрации презентационных материалов. Естественно, что набор технических возможностей во втором случае гораздо шире.

Компьютер влияет на искусство современной презентации, и не только как средство, дающее большую свободу творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Целями использования презентации могут быть:

  1. актуализация знаний;
  2. сопровождение объяснения нового материала;
  3. первичное закрепление знаний;
  4. обобщение и систематизация знаний.

Рассмотрим каждый вариант подробно.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста. Они могут быть представлены как небольшой видеоряд, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д. для того чтобы учащиеся лучше вспомнили изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон — так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдёт в русле угадай следующий слайд (ответ).

При объяснении нового материала возможности самой презентации и её оформления наиболее обширны. Последовательность показа и логика построения слайдов зависят от содержания изучаемого материала, особенностей его восприятия учащимися данного класса, индивидуальности педагога. Стиль может определяться даже взаимоотношениями педагога и учащихся, но некоторые общие правила всё-таки можно выделить.                      

Во-первых, желательно не перегружать слайды текстом. Лучше разместить на них даты, имена, термины, которые учащиеся часто просят повторить при записи материала, для уменьшения текста можно убрать вводные слова и оставить лишь краткие тезисы. Во- вторых, используемые на слайдах иллюстрации должны быть реалистичными, а небольшие объекты (например: какой-то элемент рисунка) можно сопровождать их фотографиями в увеличенном масштабе.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, целесообразно выделять ярче, оригинальнее, это позволяет включить ассоциативную зрительную память учащихся. Педагоги знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме, даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить в виде фотографии, видеофрагмента, схемы, в данном случае слайды презентации незаменимы. Не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации.

Первичное закрепление материала обычно проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, предъявляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся. Можно предложить ученикам для повторения и дальнейшего самостоятельного комментирования несколько слайдов презентации, использовавшейся во время объяснения нового материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.

Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его — монотонным и однообразным.

Презентация, используемая на уроке обобщения, не обязательно должна отличаться стройной логикой, она может представлять собой отдельные наборы слайдов, которые применялись на предыдущих уроках. В этом случае можно использовать различные фоны  и элементы анимации, так как данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с перерывами.

Обобщая опыт составления и применен презентаций на уроках, можно выделять а некоторые рекомендации, которые предостерегут учителей от ряда неудач.

  1. Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.
  2. Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается учащимися в презентации.

Тема «Методика разработки дидактического обеспечения  уроков  с использованием мультимедийных технологий».

Перечисляя условия, позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С. Выготский писал, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько педагог способен “рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания”, то есть обеспечить:

  1. соответствие материала приспособительным реакциям ученика;
  2. соответствие ритмической установки: на подъем “волны внимания” должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;
  3. выполнение требования связности и логичности материала;
  4. выполнение требования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание: “основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весь решительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитан целевой установкой”.

Если вы являетесь преподавателем, то, естественно, хотите, чтобы ваши ученики не просто слушали вас, но и понимали, а также могли эффективно применять полученные знания на практике. Интерактивные мультимедийные обучающие презентации — один из способов реализации такого подхода. Творческое сочетание в учебном процессе мультимедийных презентаций и изучения на практике обычно дает прекрасные результаты.

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач.

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.

Постановка учебной цели. Ученик самого начала работы должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для ученика) подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.

Оценка. В ходе работы ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "ученик - педагог - ученик". Для этих целей рекомендуется организация работы учеников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии. 

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

  1. распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
  2. указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
  3. распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал захватывал. Использование известных авторитетных источников, марок и концепций могло бы заставить людей относиться к нему с большим интересом. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности презентаций.

Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши ученики буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

Тема «Типы презентаций».

  1. Со сценарием. Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.
  2. Интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.
  3. Самовыполняющиеся. Законченные информационные продукты. Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения учеником в ходе урока или дома.
  4. Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.

Тема «Создание и использование тематических компьютерных презентаций, учебных мультимедиа презентаций».

Компьютерные презентации — эффективный метод представления и изучения любого материала, При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели, процессы.

 Составные части презентации:

  1. Введение. Определить тему, цели, основные разделы, общие сведения.
  2. Основная часть. Содержание материала, иллюстрации, схемы, диаграммы, таблицы.
  3. Заключение. Результаты работы, тесты, анализ проделанной работы.

 Элементы, дополняющие содержание презентации.

  1. Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа « картинка»,  фотоиллюстрации, схемы, картины,  графики, таблицы, диаграммы, фильмы, видеоролики.
  1. Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.
  2. Анимационный ряд. Картинки с движением, фигурки, «оживающие» схемы и  растущие  диаграммы.
  3. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны  сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.
  4. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно обычные без лишней затейливости. Чем больше различных шрифтов используется, тем труднее воспринимаются слайды.
  5. Специальные эффекты. С возможностями спецэффектов можно познакомиться, войдя в программу PowerPoint. Важно, чтобы они не отвлекали на себя внимание, а усиливали главное.

Этапы работы над презентацией.

Подготовка.

  1. Изучить теоретический материал подаваемой технологии - ознакомиться с работой программы PowerPoint.
  2. Определить содержание презентации, тематику, целевое и зрительное назначение.
  3. Определить условия, которые помогут обеспечить работу над презентацией.
  4. Разработать структуру и модель будущей презентации.
  5. Определить механизм работы над презентацией.

Создание.

  1. Выстроить модель презентации на электронном носителе (технический процесс).
  2. Подобрать элементы, дополняющие содержание презентации.

Редактирование  получившейся презентации.

  1. Редактирование может происходить практически при каждом новом обращении к презентации, так как одинаковых учеников и классов нет, поэтому коррективы просто необходимы, чтобы добиться наилучшего результата.

Тема «Методы использования мультимедийных презентаций».

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  2. При закреплении новой темы.
  3. Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для педагога – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
  4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
  5. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
  6. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
  7. Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
  8. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках педагога, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.

Тема «Средства создания презентаций».

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Во второй лекции данного курса  будет идти речь об одной из самых известных в мире программ в области создания компьютерных презентаций - MS PowerPoint.

Тема «Достоинства мультимедийных презентаций».

Видеоряд обеспечивает «погружение» в изучаемую тему, идет более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает и интерес к предмету.

Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой обучения, постепенно тесня традиционные. Стремительное развитие и масштабность применения в сфере образования мультимедийных презентаций объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа в качестве обучающего и наглядного средства:

  1. Информационная емкость 

Возможность в одной мультимедийной презентации разместить большой объем графической, текстовой и звуковой информации;

  1. Компактность

В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Мини-диск, USB-карта или USB-часы можно носить в кармане, портмоне или даже на руке, при этом в каждом из носителей может быть размещено до нескольких десятков мультимедийных презентаций;

  1. Эмоциональная привлекательность 

Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации;  

  1. Наглядность

Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. И лучше всего он выражается расхожей фразой: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», или даже прочесть. Отличительные особенности, специфические свойства и преимущества любого объекта можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий мультимедийных презентаций;

  1. Мобильность 

Все, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер, телевизор или даже карманный компьютер. Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком, что особенно важно при выездных контактах. Нет нужды носить кипы листовок или брошюр. Носитель, ноутбук или карманный компьютер – это все, что Вам понадобиться для проведения мультимедийной презентации;

  1. Интерактивность 

Возможность непосредственно воздействовать на ход презентации - это одно из важнейших преимуществ мультимедиа. Выбрать язык презентации, нужный для представления раздел или блок информации -  неоспоримое достоинство мультимедийных презентаций, которое дает возможность фокусировать внимание собеседников на выбранных именно Вами ключевых моментах;

  1. Экономическая выгода

Тиражирование мультимедийных презентаций на дисковые носители стоит гораздо ниже, чем печать среднего по объему и качеству полиграфии буклета. При этом следует учитывать и возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации интерфейса и звукового ряда;

  1. Многофункциональность 

Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования.

        Мультимедийная презентация – это мощный и многофункциональный  инструмент. Возможность использовать мультимедиа в самых разных отраслях знаний позволяет практически неограниченно расширять сферу применения интерактивных презентаций.

Использование на уроках мультимедийных презентаций:

  1. обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности эмоциональной  окрашенности;
  2. психологически облегчает процесс усвоения;
  3. возбуждает живой интерес к предмету познания;
  4. расширяет общий кругозор.

Вывод: Таким образом, все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве.

Тема «Отрицательные моменты использования мультимедийных презентаций».

В имеющихся на сегодняшний день исследованиях использования мультимедиа можно выделить следующие проблемы:

  1. при использовании мультимедиа не учитываются персонифицированные стили обучения. Иными словами, реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;
  2. не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видео- изображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;
  3. введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;
  4. неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа- грамотности (умение осуществлять обоснованный выбор мультимедиа-средств для реализации педагогических целей, знание возможностей и современных тенденций развития мультимедиа, владение инструментальными средствами разработки мультимедиа учебного назначения для сборки мультимедиа-модулей);
  5. проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов, которое происходит по причинам неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу;
  6. использование мультимедиа как нового дидактического средства в традиционных системах обучения не позволяет оптимально реализовать образовательный и развивающий ресурс мультимедиа.

Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии.

  1. Использование должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени;
  2. К информационным технологиям следует обращаться в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения;
  3. Необходимо помнить, что несоблюдение санитарно-гигиенических условий учебных занятий отрицательно сказывается на здоровье учащихся;
  4. Перегруженность приводит к утрате учащимися эмоционально-личностного отношение к учебе.

Экранный шрифт (мерцание) утомляет зрение, повышает вероятность развития близорукости и др. заболеваний. Т.о. больше образов, меньше текста (игры менее вредны для зрения, чем чтение текста)

Существенный недостаток - стоимость оборудования. Пока не все образовательные учреждения укомплектованы мультимедийными проекторами, позволяющими демонстрировать презентации на большом экране

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть на почве применения современных мультимедийных средств ИКТ в системе традиционного и открытого образования. В частности, некоторые обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.

Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя “соблазну” следовать по предлагаемым ссылкам, что (при неумелом использовании), может отвлечь обучаемого от основного русла изложения учебного материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими. Так можно пропустить важную информацию. Более того, возможности людей по одновременному использованию органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на потенциале мультимедийных материалов.

Многие учащиеся, особенно в зрелом возрасте, могли никогда раньше не использовать компьютеры. Следует уделить внимание их обучению навыкам владения используемыми мультимедийными средствами ИКТ, равно как и простейшим навыкам, таким как использование клавиатуры и “мыши”. Часто и сами преподаватели не имеют всех навыков владения мультимедиа, необходимых для эффективного обучения с применением современных ИКТ.

Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть прочтены от начала до конца, удобнее читать на бумаге. Также, в бумажном варианте удобнее читать журналы и книги. Часто мультимедийное  приложение предоставляет средства поиска информации, и тогда пользователь может вначале найти требуемую ему информацию, и затем, распечатав ее, использовать в процессе обучения.

Основным инструментом педагога на уроке остаётся и, наверное, всегда останется классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения, перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал — да, но полностью упразднить доску в школе нельзя, так как в этом случае теряется живое общение педагога с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Правда, делая записи на доске, учитель тоже может только констатировать факты, но при этом всё же его позиция является активной, он вынужден вести диалог с учащимися. Щелчок мыши делает педагога более статичным, воспитывает некую профессиональную лень — педагог не импровизирует на уроке, не пытается что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос: «Можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?»

Таким образом, не на каждом уроке применение презентации целесообразно.

Применение компьютера позволяет организовать групповую дифференциацию:

  1. учащиеся с низкой успеваемостью;
  2. учащиеся со средней и хорошей успеваемостью;
  3. учащиеся сильные.

         

Заключение.

Информатизация образовательных учреждений не может быть результативной без успешной социальной адаптации педагогов, то есть без активного включения в освоение информационно-компьютерных технологий.

Адаптация взрослых людей к информатизации аналогична принятию культуры другой страны, когда нормы, стереотипы затрудняют освоение нового. Важнейший фактор успешной адаптации - «инновационная предрасположенность» или готовность изменяться, а отсутствие у некоторых педагогов совершенствовать свои компетентности, в конечном результате ограничивает обучающие возможности в образовательном учреждении.

Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. И это средство есть в наших руках, так давайте же не лениться узнавать больше, совершенствовать свои знания в области создания и использования мультимедийных презентаций,  ведь в результате выиграем мы все!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...

Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...

Выступление: «Педагогический рост учителя через курсы повышения квалификаций учителя»

Данное выступление полезно для работников образования, где говорится о том, какую помощь оказывают различные курсы по повышению квалификации уровня профессионализма всех педагогических кадров. Рассмат...

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Итоговая работа, выполненная в рамках прохождения дистанционных курсов повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября"

Итоговая работа, выполненная в рамках прохождения дистанционных курсов повышения квалификации Педагогического  университета "Первое сентября" (2013) включает в себя ответы на вопросы и результаты...