Главные вкладки

    Итоговая аттестационная работа по окончании курсов повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября"
    учебно-методический материал на тему

    Смирнова Наталия Львовна

    Итоговая аттестационная работа по окончании курсов повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kursovaya_rabota_1_sentyabrya.odt38.95 КБ

    Предварительный просмотр:


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ГПО ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

    ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

    ТЕМА

                Методика предупреждения и устранения дислексии у

              первоклассников с использованием дидактических игр

    ВЫПОЛНИЛА           Смирнова Наталия Львовна  

     

    РУКОВОДИТЕЛЬ  Краснова Светлана Викторовна  

    Москва

    2012

    Стратегия логопедической работы

         Многолетняя практика работы на логопедическом пункте с учащимися начальных классов обычных и классов компенсирующего обучения, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, оказывает что дисграфия легче предупреждается и устраняется чем дислексия. Анализ результатов в конце года по русскому языку и чтению убеждает в том, что дисграфические ошибки почти полностью устраняются, дети меньше допускают орфографических ошибок в то время, как техника чтения у некоторых учащихся остается на низком уровне.

          По-видимому, это объясняется тем, что работа по предупреждению дисграфии проводилась с 1 - го класса более целенаправленно лучше разработана методически, и на занятиях этой работе уделяется больше внимания, чем выработке навыков чтения.

         Нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребенка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения у детей с речевой патологией и определяя их патогенез в каждом отдельном случае, можно прогнозировать систему логопедического воздействия на ребенка. Однако, организация занятий на логопункте в группах требует более общих подходов, которые будут изложены ниже.

         Основывая работу на общепринятых дидактических принципах, учитывая принцип комплексности, патогенетический, принцип учета симптоматики и степени выраженности, принцип опоры на сохраненные анализаторы, принцип поэтапного формирования умственных действий, постепенного усложнения заданий и речевого материала, принцип системности, онтогенетический, необходимо использовать и принцип деятельности, т.е работу строить так, чтобы ребенок хорошо понимал как и что надо ему сделать в каждом конкретном задании. Сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее. Принцип дробления реализуется в тех случаях, когда перед логопатом ставится одна задача, так как объем внимания ребенка с речевой патологией весьма ограничен. Эта задача формируется в виде простой инструкции. Принцип целостности используется обычно при выполнении на одном и том же тексте различных упражнений, что помогает одну  из усвоенных операций чтения вводить в целостный процесс.

        Приемами выработки техники чтения являются: хоровое, "жужжащее", шепотное, сопряженное, отраженное, самостоятельное, с обязательным тактильным ощущением, когда ребенок следит пальчиком ведущей руки по строке, если работа предъявляется индивидуально, или указкой, если материал проектируется на экран либо предлагается на демонстрационном пособии.

        Нужно широко использовать наглядный демонстрационный раздаточный материал, что позволяет в максимально короткий срок предъявить необходимое задание для фронтальной работы.

         Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и слуховой. По психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, однако этот процесс не может быть вне единства устной и письменной речи.

        Формирование навыка чтения возможно только в процессе длительного и целенаправленного обучения, включающего в себя следующие этапы:

    -  овладение звуко-буквенными обозначениями;

    - послоговое чтение ;

    - выработка приемов слитного чтения слов (синтетические приемы);

    - синтетическое чтение.

          Чтобы правильно построить работу в группе, направленную на выработку навыков техники чтения, необходимо провести глубокое логопедическое обследование всех компонентов речи, включая учет следующих дисфункций:

    -  скрытое левшество, леворукость, амбидекстрию;

    -  недостаточная ручная умелость (развитие мелкой моторики);

    -  снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела;

    -  нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности;

    -  отсутствие чувства ритма;

    -  снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;

    -  особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза.

         При этом учитывается состояние интеллектуальной сферы.

         Проблемы нарушений чтения и письма у учащихся и способы их преодоления и предупреждения рассматриваются ведущими отечественными дефектологами как одни из наиболее актуальных в логопедии.

         Тем не менее, до сих пор существуют различные точки зрения на природу и механизм этого нарушения, а соответственно и на пути его преодоления.

         В школах бытует мнение, что все трудности у детей в чтении обусловлены тем, что они мало читают, не связывая их с нарушениями, имеющими очень устойчивый характер нарушениями речи, обусловленными аномальным развитием учащихся. Учителя не бьют тревогу, а считают временными трудности, когда ребенок при чтении делает замены, не дочитывает окончания слов, переставляет слоги. Число учащихся, имеющих нарушения чтения, а чаще чтения и письма увеличивается и составляет сейчас более 30% от числа детей с трудностями в обучении. В анамнезе этих детей при глубоком обследовании всегда выявляются патологические факторы, воздействующие на организм ребенка в пренатальной, натальной и постнатальный период. Здесь и тяжелая беременность матери с токсикозом, осложненные роды с травмами и асфиксией, недоношенность, тяжелые заболевания детей на первом году жизни, травмы черепа, ушибы головы, которым мать обычно не придает значения. Сюда же можно отнести группу с речевой патологией, обусловленной соматической ослабленностью, физическим инфантилизмом и тех, у которых были выявлены различные неврологические нарушения. В ходе обследования необходимо выявить, нет ли у детей задержки моторных функций (охотно ли рисует, штрихует, лепит, манипулирует с мелкими предметами, деталями, как застегивает пуговицы и завязывает шнурки); взять на заметку расторможенных и медлительных, пассивных, леворуких, со смешанной доминантой и с нарушением речеслуховой памяти.

         Основываясь на результатах проведенного обследования детей, логопед должен определить причины и механизм нарушения чтения и в соответствии с этим строить коррекционную работу, уделяя в одних случаях больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других - коррекции зрительного восприятия, в третьих - развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.

         Устранение недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях проводится одновременно. В последние годы участились случаи, когда на фоне акустических нарушений у учащихся, проявляющих в развитии устной и письменной речи, имеются стойкие оптические нарушения, приводящие к проявлению оптико-моторной дисграфии и дислексии.

         В проведенной работе по предупреждении дислексии и дисграфии с учащимися 1 - го класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи из классов компенсирующего обучения обычно выделяют следующие основные задачи на первом этапе коррекционного обучения:

    -  восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

    -  развитие фонематических представлений о звукобуквенном и звукослоговом составе слова;

    -  введение в словарь детей слов-терминов;

    -  активизация словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций;

    -  становление чтения и письма;

    -  развитие психологической базы речи.

         В проведении коррекции чтения выделяют такие периоды работы:

    1. Работа по восприятию буквы и умению соотносить ее с соответствующим звуком.

         Задачи:

    -  развивать звукобуквенный анализ;

    -  обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;

    -  совершенствовать мелкую моторику;

    -  работать по развитию плосткостного синтеза букв.

    2. Работа по восприятию слогов.

         Задачи:

    -  развивать звукобуквенный анализ и синтез;

    -  обучать читать слоги ГС и слоги-слияния (СГ) с опорой на последующую гласную (А, О, У, Ы, И) и конструировать схемы звукового состава слогов с учетом твердости и мягкости согласного;

    -  вырабатывать навык чтения слогов и умение записывать слог соответствующими печатными буквами;

    -  развивать зрительный анализ и синтез.

    3. Чтение слов.

         Задачи:

    -  развивать у детей умение производить звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез слов;

    -  обучать соотносить произнесенное слово со звуковой схемой и обозначать его на письме графическими знаками в определенной последовательности и по заданной схеме составлять слова;

    -  вырабатывать у детей умение слитно и осознанно читать слова.

    4.Чтение предложений.

         Задачи:

    -  вырабатывать умение строить предложения и записывать их словами;

    -  вырабатывать навыки осознанного чтения предложений с выделением интонационных пауз и понижением голоса в конце повествовательных предложений.

    Первый этап коррекционной работы

         На начальном этапе коррекционного обучения необходимо вести развитие навыков опознавания букв, пройденных в классе, с помощью лентопротяжного транспаранта, на котором напечатаны буквы в той же последовательности, в которой они изучаются в школе. Здесь же предъявляются буквы, неправильно расположенные, с недописанными элементами.

         Гласные буквы обозначаются на первом этапе красным цветом. Меняя в окошке букву, логопед просит школьника назвать ее. Изменение картинки-буквы сначала в медленном темпе, а затем в быстром - это зрительно-артикуляционная зарядка. Тут же предъявляется небольшая таблица букв, расположенных хаотично. Работа идет в двух направлениях: педагог показывает букву, а ребенок называет ее, или же логопед называет букву, а ребенок показывает ее.

    Еще один вариант этой игры. Ребенок должен назвать:

    • все буквы, написанные неправильно;
    • напечатанные правильно.

         Задание проектируется на доску с помощью графопроектора. Проверка выполнения — накладка второго транспаранта.

         Логопед побуждает ребят доказать, почему запись неверна, просит объяснить, как надо было расположить элементы букв. Вводит пропечатывание буквы в воздухе с употреблением слов, выражающих взаимное расположение на плоскости: справа, слева, выше, ниже, посередине, наискосок. Любой правильный ответ следует  поощрить. Только после этого исправляются ошибки, по возможности — коллективно. Более сокращенный вариант, когда проецируется накладка второго транспаранта без предварительного обсуждения.

         Затем следует подготовить детей к работе по слоговой таблице. Учащиеся запоминают, что такое столбик (по аналогии с пространственным расположением), строка (демонстрация тетради в линейку), пересечение строки и столбика (две дороги пересеклись: дети ищут пересечение и штрихуют его).

         Уже на первых занятиях следует выделить и запомнить детей, которые путают буквы (и по какому признаку): акустическому или оптико-моторному: им выдается задание домой с подробным инструктажем родителей. Предлагается конструирование буквы из спичек  или палочек, дорисование буквы, обводка, раскраска, лепка из пластилина, работа с шаблоном, подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте.

         На следующем занятии полубуковки проецируются на доску, а учащиеся допечатывают их мелом на доске. Включаются те буквы, которые вызвали затруднения в обозначении нужной фонемы. При стойком неузнавании буквы дается ее образец из наждачной бумаги, наклеенной на картон, для подключения к зрительно-слуховому восприятию тактильный памяти путем ощупывания до 30 раз с открытыми закрытыми глазами. Проводится диктант печатных букв для самопроверки. Открывается доска, на которой сделана правильная запись или на экран проецируются образцы печатных букв, которые выкладываются на поле графопроектора. При этом подбираются буквы, похожие по написанию или фонетическому признаку.

         Хорошо помогает запомнить буквы буквенное лото, когда дети фишками накрывают названные буквы в словах, или игра, когда ребенку необходимо собрать букву (слог, слово, предложение), напечатанную на карточке, разрезанной на части по прямым и косым срезам. Более сложное задание — собрать букву из кусочков. Буквы при этом разрезана на части. Так идет развитие не только графо-моторных функций, но и мыслительной аналитико-кинетической деятельности ребенка. Причем, если задание вызывает затруднение, то дается опора (целостное изображение буквы) или мысль ребенка направляется в нужное русло с помощью логопеда.

         Любую работу по узнаванию или конструированию буквы завершают ее четким проговариванием.

         Затем начинается работа над выделением ударного звука силой голоса и долготой с опорой на буквы. Такие фонетические зарядки по мере обучения чтению усложняются и присутствуют на каждом занятии сначала как организующий момент, а затем как расслабляющий.

         Например:

    1. a' – а — а   Подключаем с целью акцентирования громкое или тихое похлопывание.

     а — а' – а

    а — а — а'

    1. Дифференцируем:

    а_____  Доктор смотрит горло больному.

    аа' – аа' – аа'

    а'а' – ааа' – ааа'  Убаюкивание куклы.

    1. У_____

    уу' – уу' – уу'   Игра в паровоз.

    1.  уа' – уа'

    ау' – ау'   Диффернцируются,  дети ищут аналогию. Плач ребенка, ауканье.

    1.  о___, о___, о____   Зубная боль.
    2. о — о, о — о

    ооо, ооо, …   Стон, плач ребенка.

    Ежедневные короткие фонетические зарядки решают многие задачи и развивают умения:

    -  выделять новый звук и устанавливать его местонахождение в различных позициях, соотносить его с соответствующей графемой;

    -  вырабатывать четкую дикцию, развивать силу голоса;

    -  менять темп речи;

    -  работать коллективно;

    -  отрабатывать технику чтения;

    -  формировать орфографическую зоркость.

         Некоторые «домашние» дети, зная все буквы, читать слитно слоги и слова не умеют, а читают по буквам. В таком случае важно определить, понимает ли ребенок при бухштабировании, т.е побуквенном чтении, смысл прочитанного, дает ли целостный образ данного слова или не дает. В этом случае надо решать главную задачу — обучить ребенка сливать звуки в слоги. А первый этап — научить его воспринимать сразу две буквы СГ.

         Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова надо строить с опорой на схему звукового состава слова, которая конструируется только из кубиков (крышек от бутылок) красного, синего и зеленого цвета в отличие от плоскостной схемы по методике В. Г. Горецкого. Кубики (крышки) удобны тем, что могут соединяться и раздвигаться в зависимости от заданий педагога:

    -  раздели слова на слоги;

    -  выдели слоги-слияния;

    -  раздели слово для переноса и т. д.

         Замечено, что объемный звук лучше ощущается объемной структурой кубика. Такой подход помогает учащимся легче воссоздать усложняющиеся звуковые структуры.

         При обучении слитному чтению берут  за основу прямой слог и вводят опережающую ориентацию на гласную букву, чтобы подготовить ребенка к произнесению предшествующего согласного звука. При этом логопат должен устанавливать общее в звучании одного и того же звука, обозначенного буквой: на, но, ну, ны — [H]; ни, не, … - [H']

         С этой целью выполняются упражнения на карточках и транспарантах, где согласный берется в прямом слоге в сочетании с различными гласными, затем вводятся упражнения с чтением по подобию с твердой и мягкой согласной.

         Развиваются внимание и память:

    а) вспомни, какие слоги мы читали, напечатай их сам и прочитай.

      На доске было: са, со, ас;

    б) что изменилось?

    Слоги переставляются, заменяются.

    Один из слогов снимается с наборного полотна;

    в) прочитай слоги.

    Слоги закрыты наполовину: сначала — верхняя часть, потом — нижняя. Сравниваются, когда они легче прочитывались.

         Речевые зарядки сменяют другие виды работ. Они кратковременны (2 — 5 минут), проводятся громко, тихо, вводится дирижирование. По мере обучения в фонетическую зарядку включаются и отрабатываются слоги, которые употребляются в словах, предъявляемых на занятиях, и вызывают затруднения при чтении:

    а) ста' – ста — ста

         ста — ста' – ста

         ста — ста — ста'

    б) стла' – стла — стла

         стла — стла' – стла

         стла — стла — стла'

    в) стла'н — стлан — стлан

         стлан — стла'н — стлан

         стлан — стлан — стла'н

    г) чтение слогов с подготовкой: у — ту — сту — стул.

         На первых порах помогает игра «Капитаны», когда в бухты а, о , у, ы, и, … острова прибывают синие, зеленые, корабли с изученными согласными. Дети читают слоги-слияния, проводят звуковой анализ, дифференцируя твердость и мягкость согласных. При этом можно использовать подвижную магнитную азбуку с буквами на красном, синем и зеленом фоне. Дети выкладывают из цветных кубиков схемы слогов, а приглашенный к доске выбирает из магнитной азбуки необходимые буквы на соответствующем фоне. Затем учащимся предъявляются задания с ошибками. Дети должны их исправить и доказать свою правоту.

         Большим подспорьем при обучении слоговому чтению служит слоговая таблица, работе с которой многие логопеды, к сожалению, не придают большого значения. Вверху по горизонтали расположены гласные, а по вертикали — согласные. Хорошо иметь такие таблицы для фронтальной работы (демонстрационные) и из приложения к букварю, наклеенные на картон и ламинированные, для индивидуальной работы с использованием фломастеров, а также транспаранты-таблицы, проектируемые на экран, если слоги надо читать, или на доску, если необходимо вписывать пропущенные слоги или исправлять ошибки, которые специально допускаются для выработки внимания.

         Опять повторяются понятия: строка, столбик, ниже, выше, правее, левее. Учащиеся вспоминают, что такое пересечение строки со столбиком. Можно рассказать учащимся сказку про паровозы, названные согласными, которые движутся по строкам, и вагоны, названные гласными, которые перемещаются по столбикам вниз. Например, паровоз-толкач «к» остановился на станции, находящейся на третьем месте справа. К нему впереди прицепили вагон «о». дети читают, что получилось. Станция носит название. Какое? (Ко.)

         Работая с этой таблицей с помощью фломастера, дети учатся выполнять следующую инструкцию:

    • заполни указанную строку и прочитай все слоги;
    • заполни указанную строку и прочитай сначала слоги с твердыми согласными, а затем с мягкими (нужно подвести детей к выводу о роли гласной в слоге);
    • заполни указанный столбик; прочитай (при этом следует спросить, почему все согласные твердые или мягкие?);
    • напечатай и прочитай название станции — слога по клеткам таблицы, где поставлены точки;
    • напечатай фломастером все слоги со звуком н (н), прочитай их; аналогичная работа — с другими согласными;
    • напечатай слоги, которые находятся на пересечении … и строки со … столбиком; прочитай, что получилось.
    •  найди место названного слога в таблице и напечатай его.

         Этой самостоятельной работе на индивидуальных таблицах предшествует фронтальная работа, когда на доску проектируется такая же таблица.

         Дополнительные задания для фронтальной работы следующие:

    • заполни пустую клетку, которая правее, левее, ниже, выше данного слога; прочитай;
    • впиши пропущенные слоги в … столбик, в … строку; прочитай;
    • прочитай слоги … строки (… столбика) и исправь ошибку, если она есть; докажи, что ты прав;
    • я дотронусь указкой до пустой клетки, а она пусть зазвучит как слог (работа переносится в мыслительный план из наглядно-образного в словесно-логический)

         Эти задания предъявляются первоклассникам на многих уроках и дают объективное представление, как протекает процесс слитного чтения слогов СГ с опорой на последущую гласную. Затем работа переводится на образование и чтение слогов  и слов типа СГС с использованием тех же таблиц. Например, дети нашли слог «ко» на пересечении строки «к» и столбика «о», прочитали и подумали, какую букву надо добавить, чтобы получилось слово. Дотрагиваются до буквы «т», стоящей в левом столбике, и получают слово «кот». Читают его, после того, как слово названо и напечатано, или просто называют его.

         В начале занятия желательно проводить фонетические зарядки, когда дети читают слоги СГ, составленные из букв, напечатанных на прозрачных лентах. (Эта работа может проводиться на лентопротяжных лентах из плотной бумаги, вставленных в прорези. Изображение букв видно в «окошках».) Буквы проектируются на экран через «окошки»; сначала меняется согласная, а гласная остается неизменной, затем учащиеся читают слоги, в которых меняется гласная при неизменной согласной. Работа ведется с увеличением темпа для тех логопатов, которые читают быстрее; работа может осуществляться хором и цепочкой.

         Затем включается чтение слов СГ, когда одновременно меняется гласная и согласная.

         Если ребенок не может запомнить буквы и понять технику чтения слогов-слияний, то следует подключить родителей, предварительно дав им такие задания:

    1. Взять из разрезанной азбуки слоги только с одной согласной (например, на, но, ну, ны, ни) и тренировать ребенка в нахождении произнесенного взрослым слога при интонировании каждого звука. Родителей нужно научить  правильно называть согласные звуки, медленно сливая их с гласными.
    2. Предъявлять ребенку слоги и читать вместе с ним.
    3. Просить ребенка самостоятельно прочитать слог и напечатать его сначала с опорой, а затем по памяти. Обязательно прочитать то, что напечатал.

          Для прочного запоминания букв и развития зрительного плоскостного синтеза предложите учащимся конверты со слогами, разрезанными на 4 — 6 частей по косым и прямым срезам. Составление целостного изображения слога и прочтение его, печатание его по памяти разнообразят учебную деятельность и вносят в нее элемент творчества.

    Освоение техники чтения слов

         Вырабатывается понятие «слово». Надписи-таблички прикреплены к предметам или картинам. Рядом с надписями-словами иногда указывается звуковая структура слова. Глядя на предмет, дети учатся читать слова. Педагог должен выяснить, понимают ли дети, где «слово», а где сам предмет?  Попросите взять предмет и спросите, что осталось. Предложите провести рукой по словам «стол», «мак» и произнесите вслух. Покажите надпись и спросите, что это, или предложите найти произнесенное слово. Ориентиром для ребенка является предмет, поэтому такое задание не затруднит его.

         Много внимания следует уделить выработке слитного чтения (СГС), так как такая структура слова проста и достаточно глубоко проработана со слогами (СГС) по слоговым таблицам. Такое слово легко охватить взглядом. Потому что зрительная память детей на линейный ряд обычно не ниже трех элементов.

         Фонетические зарядки включают чтение слов по подобию (таблицы):

    а) ком мак

        лом так

        сом рак

        дом лак

        ром как

                бак

                так

    б) сом бок сом лук

         сам бак сон лак

         

         бык сок лик

         бук сор люк

    в) ток — кот, нос — сон, рос — сор, кит — тик, бук — куб т.д

    г) чтение через абак.

          Такая работа способствует установлению прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциации сходных единиц чтения, помогает накапливать в памяти ребенка слоги и слова, схватываемые сразу слитно, решая задачу слияния воедино зрительного восприятия и осмысления слова.

         Логопед должен придавать большое значение развитию фонематических процессов, работать над развитием звуко-буквенного и слогового анализа слова, уделять время развитию внимания и памяти.

         В кабинете логопеда должно быть множество демонстрационного и раздаточного материала, игр, что поможет детям с увлечением, а значит более целенаправленно осмысливать предлагаемый дидактический материал.

         Примеры игровых заданий учащимся:

    1. Отгадай слово, напечатай его и прочитай ( по первым, вторым, последним звукам названий картинок). Подсказкой служит звуковая схема, когда структура слова осложнена или ребенок раздумывает над выбором подходящего названия, например, «конь» - «лошадка».
    2. Более сложный вариант, когда первоклассникам дается набор из трех картинок. Предлагается расположить их в такой последовательности, чтобы получилось новое слово из первых звуков названий картинок, например: кот, осы, мак, (ком) и т. п. Картинки выставляются на наборное полотно или составляется из букв магнитной азбуки на доске. Буквы смешиваются. Слово печатается в тетрадях по памяти. Можно предварительно составлять схему звукового состава слова.

         С первых шагов работы с детьми-логопатами можно предложить им разноуровневые кроссворды (учащиеся работают фломастером с карточками под пленкой)

         Многие педагоги-логопеды используют в работе конверты, в которых находятся буквы. Ребенок должен составить слова с определенной звуковой структурой или с оппозиционными звуками.

         Детям с низким уровнем обучаемости можно предложить карточки, где имеется вверху подсказывающая картинка, а потом без нее, например:

       М А .                          К О .

       М . К                          К . Т

       . А К                            . О Т

          Повышает мотивацию обучения и такой прием логопеда.

    1. Ребенок, читая заданные слова, прогнозирует то слово, которого пока нет.
    2. Выполняя плоскостной синтез, ученик сверяет предполагаемое слово с заданным.

         Далее следует перейти к выработке чтения двусложных слов СГСГ, продолжая работу по выделению ударного слога.

         Предложите школьникам  игровые задания:

    1. Составить слова из слогов и прочитать. ( В конвертах — раздаточный материал, на транспарантах — демонстрационный).
    2. Составить слова по слоговой таблице.
    3. Слоговое домино.

         Следует иметь в виду, что в группах первоклассников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи детям доступны самые простые варианты заданий на карточках — число перемещений не должно превышать трех, реже — трех — четырех.

    Звукобуквенный анализ слов типа СГСС и ССГС

         Подчеркивается местонахождение гласной и согласной в стечении.

         Фонетические зарядки даются через графопроектор в таких вариантах:

    а) мост     б) по подобию      в) с добавлением и усечением:

         рост          стог                          лис - лист

         пост          ...к                            рос - рост

                           ...п                          

                           ...н                             полк — пол

                           ...л                             парк — пар

                                                              бокс — бок

    г) в группе со слабым уровнем навыка чтения следует сначала давать работу в такой форме:

    мос.     бра.

    мо.т     бра.

    м.ст     бр.к

    .ост     . рак

    д) чтение слов через графопроектор (с пропуском гласных или согласных в стечениях):

    в.лк     сл.н     мо.т

    к.лк     сл.н     мо.т

    к.ст      кр.к     к.ик

    р.ст     кр.м     в.аг

    м.рт     ст.н     .рот

    Задания:

    1. На наборном полотне несколько картинок, а перед учащимися лежат карточки с пропуском букв. Учащиеся находят соответствующую картинку и пропечатывают недостающие буквы, затем читают слово.
    2. На магнитной доске фиксируются несколько картинок и схема звукового состава слова. Требуется подобрать  к схеме подходящие названия картинок и напечатать их или составить из букв магнитной азбуки.
    3. Для индивидуальной работы в конвертах выдаются буквы и слоги-слияния, из которых надо составить слова.
    4. На индивидуальных карточках под пленкой даны картинки и слово с пропуском букв. Дети должны соотнести слово с картинками, проводя стрелки фломастером (работа 2-го и 3-го уровней), потом — составить его из букв разрезной или магнитной азбуки. Прочитать.
    5.  На карточке под пленкой наклеены картинки и схемы звукового состава слова. Дети соотносят слова со схемами, печатают и читают их (3-й уровень)
    6. Упражнения на добавление букв в начале, середине и конце слова.

        Пример:

    ток — сток

    сова — слова

    рак — мрак

    рот — крот

    бор — борт

    Слова печатаются, анализируются и прочитываются.

    1. Игра на составление слов «Буквы перемешались».

    Пример:

    солт = стол      Рассыпанные буквы не предъявляются.

    томс = мост

    гост = стог

    1. Работа по карточкам под пленкой, на которых записаны различные буквосочетания.

    Задания игр даются с учетом возможностей детей.

    При выполнении задания логопед требует «жужжащего» чтения.

    1. Игра «Поле чудес» с использованием стандартного пособия, где на одной стороне дана звуковая схема слова, а на другой  - запись этого же слова проводится следующим образом. Буквы берутся из магнитной азбуки. Игроки — вся группа.

    Правила:

    - Угадал букву, называй следующую, не угадал — пропусти ход.

    - Назвал гласный, которого, исходя из схемы, быть не может, пропусти ход (значит не усвоил роль гласной в образовании слога — слияния).

    - Если долго думаешь, то ход пропускаешь (иначе игра теряет динамичность).

    Слова подбираются по теме занятия. Подводится итог игры.

    Если заложена база слитного чтения слов типа: СГС, СГСГ, СГСС, ССГС, то остальные слова, предъявляемые логопедом, будут осознанно анализироваться и прочитываться.

    Вся работа увязывается всегда с составлением предложений осмыслением его и содержания всеми учащимися. Чтобы обострить зоркость и активизировать внимание при чтении слов, сходных по звучанию, предъявляются карточки под пленкой, на которых слева находится картинка, а справа столбцом записаны слова, схожие по структуре, смыслу, графически. Учащиеся читают слова и записывают под картинкой соответствующий номер (слова).

    Фонетические зарядки насыщаются словами, когда одно и то же слово дается в разных вариантах:

    а) слова имеют разные грамматические формы — кот, кота', к коту', о коте', о коте', от кота';

    б) слова имеют одинаковые окончания — о ма'ме, о па'пе, о столе', о до'ме;

    в) слова образованы с помощью различных приставок:

    сбежал

    пролетел     отбежал               Подбирается наглядный материал;

    полетел     побежал                  объясняется или уточняется смысловой

    долетел     перебежал               оттенок слов.

    залетел      забежал

    перелетел

    г) слова с одинаковыми приставками: прилетел, прискакал, приучил.

          Такие упражнения носят пропедевтический характер, так как помогают детям выделять морфологические элементы слова и в процессе чтения быстрее узнавать и прочитывать его. Без умения прогнозировать нельзя добиться улучшения темпа в чтении. Все серии слов не только прочитываются; в них выявляются сходство и различия. При этом необходимо учитывать, что наибольшим прогнозирующим потенциалом обладают глаголы, поэтому на карточках с пропуском букв и слогов нужно чаще предъявлять слова-действия.

         Необходимо быстрее вводить детей в мир чтения предложений. Для этого им предлагаются задания, которые вызывают интерес, заставляют ответить на вопросы, развивают, а главное — обогащают лексический запас, что способствует прогнозированию читаемых предложений, текстов.

         Логопеду рекомендуется иметь в своем кабинете:

    • таблицы предложений с пропущенным окончанием;
    • таблицы предложений с пропущенными словами (вместо слова — предметная картинка);
    • карточки с игрой «Найди ошибку»: дана картинка и два-три коротких предложения к ней; необходимо прочитать и выделить то предложение, которое не подходит, и исправить его;
    • набор карточек, с помощью которых можно назвать или записать номер подходящего по смыслу только одного предложения из нескольких, которое более всего подходит к сюжету;
    • игру «Кого как зовут?» На картинках два-три сюжета, а предложения напечатаны под картинками так, чтобы не было соответствия между ними. Необходимо прочитать все предложения и, соотнеся их с сюжетом, назвать имена детей, имена и отчества взрослых или клички животных;
    • набор сюжетных картинок, имеющих близкий смысл; необходимо назвать тот номер картинки, которая отражает содержание одного заданного предложения более точно.

      - конверты с набором предложений разного уровня, которые представлены в виде отдельных слов с опорой на сюжет без опоры, короткие и более длинные.

         Можно рекомендовать также следующие методические игры:

    • составление предложений из отдельных слов в начальной форме: сначала дети работают фронтально, а затем индивидуально.
    • Чтение предложений, когда необходимо их исправить:

     Коза принесла сено Мише.

    Мама ссыпала мешок в муку...

    Вода питается растением.

    Солнце освещается землей.

         Такая работа помогает устранить тонкие проявления импрессивного аграмматизма, который при обследовании выявляется у большинства детей.

    • Чтение предложений с пропуском отдельных его членов: в конце, в середине, в начале предложения.
    • Определение границы предложения (на карточках под пленкой отсутствует большая буква и знаки препинания; с помощью фломастера ученик должен исправить допущенные ошибки.

         Все задания для фронтальной работы должны быть одинаковыми, что облегчает проведение коллективной проверки.

         Все задания на занятиях необходимо преподносить детям в такой форме, чтобы они вызывали живой интерес и способствовали глубокому усвоению материала. Занятия привлекают детей тем, что идет постоянная серьезная игра, идет процесс соревнования, подсчет фишек в конце урока, которые даются ребенку за умение думать, отвечать, правильно читать, даже за то, что он старался и пытался ответить.

         По мере дифференциации звонких и глухих, свистящих и шипящих задания по чтению усложняются, продолжая оставаться разноуровневыми. Читая предложения, тексты, рассказы, учащиеся вставляют с помощью фломастера пропущенные буквы, смешиваемые при чтении или на письме, дифференцируемые на занятии.

         По мере необходимости не следует заниматься пальчиковыми упражнениями с использованием дактильной азбуки при дифференциации гласных и согласных.

         Логопед должен знать простую истину: в чтении нужна система, которую нельзя нарушать.

    • На каждом уровне — фонетические зарядки.
    • Введите предварительную проработку сложных по структуре слов.
    • Не спешите на этапе становления чтения СГ, СГС (слогов и слов)
    • Работа по совершенствованию звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза должна быть постоянной.
    • Постоянно сравнивайте буквы, слоги, слова и предложения с целью нахождения различия и сходства.
    • Реализовывайте идею дифференциации «лифтом вверх»
    • Стройте работу с детьми только на положительных эмоциях.
    • Поощряйте деятельность ребенка даже тогда, когда нет еще положительной динамики, а только есть желание научиться.
    • Поддерживайте тесный контакт с учителями, психологами с целью выработки единого педагогического подхода к ребенку, чтобы не охладить желание учиться, когда он делает первые и самые трудные шаги в чтении и письме.

     

    Литература:

    Агранович З.Е .  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-пресс, 2000.

    Алтухова Н.Г.   Научитесь слышать звуки. – Спб.: Лана, 1999.

    Бессонова Т.П., Грибова О.Е.   Дидактическиц материал по обследованию речи детей. – М.: АРКТИ, 1997.

    Городилова В.И., Кудрявцева М.З.   Чтение и письмо. – Спб.: Дельта-Аквариум, 1995.

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.    Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.

    Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.    Логопедия.  – Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998.

    Каше Г.А.    Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1986.

    Кашина О.А., Саенко И.И.     Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе/Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001.

    Корнева А.Н.   Нарушения чтения и письма у детей.  – Спб.: МИМ, 1997.

    Коррекционная педагогика/Под ред В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: МарТ, 2002.

    Костромина С.Н., Нагаева Л.Г.   Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999.

    Лалаева Р.И.   Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Владос, 1999.

    Лопухина И.С.   Буквы и звуки. – Спб.: Детство-пресс, 2000.

    Ястребова А.В.   Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

    В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

    Итоговая работа, выполненная в рамках прохождения дистанционных курсов повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября"

    Итоговая работа, выполненная в рамках прохождения дистанционных курсов повышения квалификации Педагогического  университета "Первое сентября" (2013) включает в себя ответы на вопросы и результаты...

    Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»

    Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия -  социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...

    Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

    Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации  по программе: "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реа...

    АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО"

    Моя аттестационная работа посвящена теме применения технологии  развития критического мышления на уроках физики.      Применение технологии развития критического мышления...

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

    Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...