Курсы повышения квалификации "Использование интерактивной доски в урочной и внеурочной деятельности педагога"
рабочая программа (11 класс) по теме
Программа курсов по интерактивной доске, апробированная в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursov.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
курсов повышения квалификации
«Использование интерактивной доски в урочной и внеурочной деятельности педагога»
Цель: повышение компетенции преподавателей и учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий.
Категория слушателей: педагоги школы
Срок обучения: 36 часов
Форма обучения: очная
Составитель программы: Бухалова Марина Николаевна,
учитель физики высшей категории
Рабочеостровск Кемского муниципального района Республики Карелия
Пояснительная записка
Спецкурс «Использование интерактивной доски в урочной и внеурочной деятельности педагога» предназначен для повышения квалификации преподавательского состава учебных заведений различного профиля, а также учителей средней и начальной школы.
Предметом курса являются новейшие информационные и коммуникационные технологии, технические средства и методики их использования в образовательном процессе.
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам повышения квалификации.
Целью данной программы является повышение компетенции преподавателей и учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.
Данная программа рассчитана на слушателей, имеющих навыки работы на компьютере или прошедших базовую компьютерную подготовку.
Срок обучения составляет 36 учебных часов.
По завершении изучения курса слушатель должен:
знать:
- основные направления и тенденции развития интерактивных технологий;
- методы, методики и технологии проведения обучения с широким использованием новых интерактивных информационных и коммуникационных технологий;
- критерии выбора и основные характеристики интерактивных технических средств, используемых в учебном процессе;
уметь:
- выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса и решения его задач;
- ориентироваться в основных технических характеристиках новейших интерактивных средств;
иметь навыки:
- комплексного подхода к решению задач использования интерактивных технологий в процессе преподавания;
- самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами для реализации различных видов учебных занятий и образовательных, педагогических технологий.
Изучение курса заканчивается подготовкой и защитой работы, имеющей следующую структуру:
- методическое обоснование выбора образовательной технологии;
- сценарный план занятия с использованием новейших интерактивных информационных и коммуникационных технологий;
- практическая реализация сценарного плана на примере занятия.
Формы контроля:
- зачет по самостоятельной работе и публичному выступлению.
«Использование интерактивной доски в урочной и внеурочной деятельности педагога»
Цель: Повышение компетенции преподавателей и учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.
Категория слушателей: педагогические работники, имеющие опыт работы на компьютере
Срок обучения: 36 часов
Форма обучения: очная
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего час | Всего часов | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Семинары, консультации | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | |||
2 | Тема 1. Программно-аппаратные средства интерактивных технологий | 15 | 3 | 8 | 4 | Зачет |
2.1 | Состав и краткая техническая характеристика различных ИД | 1 | 2 | |||
2.2 | Варианты использования интерактивных досок в процессе обучения | 1 | 2 | 2 | ||
2.3 | Программное обеспечение ИД и принципы работы с ним | 1 | 4 | 2 | ||
3 | Тема 2. Особенности разработки учебно-методических комплексов для работы в условиях использования интерактивных технологий | 13 | 2 | 7 | 4 | Зачет |
2.2 | Способы применения интерактивных технологий для реализации качественного обучения | 1 | 4 | 2 | ||
2.3 | Организация системы мониторинга и контроля знаний, рекреации и коррекции обучаемых. | 1 | 3 | 2 | ||
4 | Выполнение выпускной работы | 6 | 6 | Зачет | ||
Всего: | 36 | 7 | 21 | 8 |
Тематическое содержание курса
Введение
Предмет, цели, задачи и структура спецкурса.
Обоснование актуальности, описание специфики предметного, мультидисциплинарного и дидактического подходов и методов.
Основные термины и понятия в области интерактивных информационных технологий.
Роль новых интерактивных технических средств и образовательных технологий в решении задач организации учебного процесса на различных технических платформах для построения новой концепции креативного обучения.
Тема 1. Программно-аппаратные средства интерактивных технологий
Связь и зависимость новых технологических приемов в образовании с новыми техническими средствами и информационными технологиями.
Состав современного арсенала интерактивных технических средств, краткая характеристика, критерии выбора технических средств применительно к различным типам и методам обучения, используемой информации.
Варианты использования интерактивных устройств в процессе обучения и их эффективность.
Программные средства: Smart Notebook, Smart Ideas, SynchronEyes, Bridgit Conferencing Software, M-Path, Chinoor и другие.
Тема 2. Особенности разработки учебно-методических комплексов для работы в условиях использования интерактивных технологий
Качественно новые черты образовательного процесса в условиях универсальной образовательной среды, предусматривающей возможность широкого применения интерактивных устройств.
Интерактивные технологии как один из путей поиска механизма перехода от репродуктивного к развивающему типу обучения.
Возможности учебного курса, основанного на использовании интерактивных технологий: создание режимов аудиторной и самостоятельной работы, дистанционного обучения; погружение в информационную среду; широкие междисциплинарные связи; выделение уровней освоения курса; организация системы контроля усвоения курса на разных уровнях; эмоционально-чувственное воздействие.
Применение различных интерактивных технологий:
• технология имитационных игр, в т.ч. и компьютерных;
• организационно-деловые игры;
• технология коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности (К.Я. Вазина);
• деловые игры;
• кейс-стади (метод кейсов);
• ролевые игры, в т.ч. ситуационно-ролевые;
• эвристические технологии;
• метод «мозгового штурма»;
• метод синектики, основанный на аналогии;
• метод ассоциаций (применение метафор);
• разного вида тренинги, в т.ч. видеотренинги;
• разного рода упражнения
Принципы организации оперативной системы мониторинга и контроля знаний.
Методические рекомендации по подготовке занятия с использованием интерактивных технологий в мультимедийных и многофункциональных аудиториях.
Роль интерактивных технологий в решении задач рекреации и коррекции обучаемых.
Методические советы и указания к проведению интерактивных занятий
На основе данного спецкурса разработана базовая схема учебного процесса, основывающаяся на новых информационных компьютерных технологиях. Отметим характерные особенности предлагаемой схемы учебного процесса.
Во-первых, системная связь с существующими технологиями обучения, органичное включение в традиционные формы ведения учебного процесса, не требующее существенной перестройки ни психологии преподавателя, ни психологии восприятия материала обучаемыми.
Во-вторых, проведение всех видов учебной работы с использованием мультимедийной обучающей системы, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств.
В-третьих, использование сетевых технологий и ресурсов международных компьютерных сетей, позволяющих решать задачи на принципиально новом информационном уровне.
Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.
Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой – проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной – проектор устанавливается за доской.
Сенсорные технологии в интерактивных досках реализуются двумя способами. Сенсорная резистивная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски очень подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.
В DViT (Digital Vision Touch) технологии используются маленькие цифровые видеокамеры, которые располагаются по углам экрана и фиксируют каждое прикосновение к нему.
Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и вебстраниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.
Интерактивные доски не требуют много места. Если проектор для доски прямой проекции крепить к потолку, то нет необходимости размещать подставку для аппаратуры посреди аудитории. При использовании доски обратной проекции, исчезает проблема с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет единую конструкцию с ним. Существуют мобильные модели: их с легкостью можно перемещать из одной аудитории в другую. Интерактивные доски подходят для учащихся всех возрастов: высоту доски можно регулировать под любой рост.
Таблица сравнительных характеристик интерактивных устройств
Вмонтированная в стену интерактивная доска с проектором, прикрепленным к потолку | Мобильная интерактивная доска прямой проекции с переносным проектором | Мобильная интерактивная доска обратной проекции со встроенным проектором | |
Экономит место | |||
Позволяет избежать проблем с кабелями | |||
Не перекрывает световой поток проектора | |||
Защищает проектор от повреждений, вызванных перестановкой | |||
Позволяет передвигать в другие помещения | |||
Позволяет использовать в разных помещениях | |||
Не требует затрат на монтирование проектора к потолку | |||
Не требует затрат на подставку для проектора |
Аппаратное обеспечение для интерактивной доски включает в себя саму доску, проектор, компьютер, громкоговорители и некоторое дополнительное оборудование.
Интерактивные доски можно подключать к стандартным компьютерам, РС и Macintosh, которыми оборудовано большинство учебных заведений.
Многие проекторы включают в себя громкоговорители, но они не всегда подходят для работы в аудитории. Если проектор прикреплен к потолку, громкоговорители должны быть размещены на стене. Иногда система громкоговорителей с усилителями прилагается к доске обратной проекции.
К интерактивным доскам прилагается программное обеспечение. Его возможности варьируются в зависимости от производителя. Некоторые программы позволяют работать с текстом и объектами на доске, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Другие включают в себя обобщающие материалы, а также предлагают специальные возможности для работы в классе.
Некоторые производители интерактивных досок предлагают бесплатные ресурсы на профессиональные разработки онлайн. Это особенно важно для адаптации продукта.
Преподаватели могут воспользоваться дополнительными ресурсами: образовательными программами, обучающими материалами, которые можно загрузить из Интернета, а также присоединиться к сообществам в сети бесплатно.
Интерактивные доски не нуждаются в постоянной технической поддержке.
Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:
- подготовка к началу занятия;
- объяснение целей занятия;
- введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой;
- развитие темы при участии учащихся;
- обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.
Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.
Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.
Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.
Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.
Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.
Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.
Интерактивная доска позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям преподавателя.
Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.
Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно вернуться обратно. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.
Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.
Методические указания к выполнению курсовой работы
Выпускная работа по курсу проводится с целью выработки и закрепления на практике знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения.
Слушатель должен уметь:
- четко сформулировать образовательные задачи, решаемые в курсе (занятии) с помощью интерактивных и аудиовизуальных технологий;
- проводить критическую оценку различных подходов, методик использования технических средств при организации процесса обучения;
- воспроизводить графически и словесно информацию о предмете анализа, обсуждения;
- формулировать и публично представлять результаты проведенной работы с широким использованием новейшего презентационного интерактивного оборудования.
Слушатель должен иметь навыки:
- самостоятельного проведения работы на базе широкого применения компьютерной техники, при использовании как традиционных, так и новейших аудиовизуальных источников хранения информации;
- комплексного анализа проблем использования новых достижений педагогической науки и информационных технологий, поиска рациональных путей решения многоплановых исследовательских задач.
Процесс выполнения выпускной работы строится определенным образом и состоит из следующих этапов:
- выявление интереса слушателя к той или иной образовательной технологии, с учетом дальнейшего использования ее на практике.
Это весьма сложный, ответственный и даже в некоторых случаях деликатный момент. Решения, принимаемые на этом этапе, могут повлиять на динамику выполнения слушателем работы.
- формулировка целей и задач работы, адекватных времени, технических возможностей ее выполнения, а также затратам физических и умственных сил.
Необходимо помнить, что данная работа будет выполняться во время педагогической практики и возможно потребует больших временных затрат. При формулировке тем, целей и задач следует помнить о том, что тема должна быть интересна в первую очередь слушателю, но и не только ему, а и аудитории (учебной группе), в которой на итоговой конференции или публичной защите, будет представляться работа и, наконец, она должна быть интересна преподавателю-специалисту, как с методической точки зрения, так и по содержанию.
- поиск и отбор источников информации и литературы, на базе которых будет выполняться работа.
Кроме традиционных письменных источников, необходимо уделить внимание поиску информации, находящейся на магнитооптических носителях, а также в глобальных компьютерных сетях. В некоторых темах для раскрытия содержания могут быть привлечены аудиозаписи, аудио-CD, видеозаписи, флешанимации и другие материалы.
- разработка методического обоснования выбора образовательных технологий для курса (занятия), являющихся предметом выпускной работы.
- определение и обоснование использования интерактивных технических средств, на базе которых будет реализоваться работа.
- непосредственно сама работа, разработка сценарного плана и т.д., подготовка текста работы.
- защита работы.
Литература
1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
2. Борисова Н.В., Бугрин В.П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010
3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 2011.
4. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 2003
5. 3меев С.И. Основы Андрагогики. - М.: Флинта: Наука, 2009г.
6. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. М.: ГК РФ по высшему образованию, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Мастер-класс на тему "Организация урочной и внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики"
Предсавлена система работы учителя по данной теме....
Интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся
Нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а не НАШЕМУ прошлому.Йан Джукс, педагог и футурологЗа последние десятилетия перемены в обществе были настолько кардинальными и глубокими, что практически ...
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности.
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности....
Повышение уровня предметной компетентности в урочной и внеурочной деятельности
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учеб...
LEGO-технология элемент новой педагогической системы урочной и внеурочной деятельности педагога
Буклет, презентация, раздаточный материал...
Квест как метод реализации интерактивной технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Презентация о теоретических основах этой формы урочной и внеурочной деятельности с разработкой конкретного мероприятия "Квест по истории культуры" для 9-11 классов...