Интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся
методическая разработка на тему

Нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а не НАШЕМУ прошлому.
Йан Джукс, педагог и футуролог


За последние десятилетия перемены в обществе были настолько кардинальными и глубокими, что практически невозможно предсказать, как наша жизнь изменится в будущем. Современные технологии, глобализация, а так же возрастающая озабоченность по поводу важных социальных проблем оказывают влияние на нашу преподавательскую деятельность. Быстро меняющийся мир требует и соответствующих перемен в системе образования, чтобы учащиеся уже сегодня были готовы к тому, что ждет их завтра. Поэтому внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) – одно из приоритетных направлений системы российского образования. В основе Стандарта заложен деятельностный подход, что бросает определенный вызов традиционным педагогическим практикам, ориентируя на формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и саморазвитию, активную учебно – познавательную деятельность обучающихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности…
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие…
Отличительной особенностью новых образовательных стандартов всех ступеней школьного образования является признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации. Эта задача сегодня признана государством в качестве приоритетной, что отражено в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. О своевременности этого документа говорить не приходится... Как справедливо отмечается в Концепции, в 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений1. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Это не могло не сказаться на подрастающем поколении. Поэтому на школу сегодня возлагаются большие надежды: «... в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося»2.
Основная образовательная программа определяет содержание образования и включает (программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных), а так же междисциплинарные образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе программы формирования:

  • универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков);
  • ИКТ-компетентности обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • смыслового чтения.

В рамках Стандарта средства образовательных достижений (например, подходы к конструированию заданий, целесообразные методы, формы и способы организации образовательного процесса, методы и средства оценивания образовательных результатов обучающихся и т.п.), к сожалению, сформулированы только на уровне рекомендаций. Вопросы выбора эффективных средств и методов решения, поставленных перед педагогом задач предстоит решать ему самому. Как ни странно, но мы пытаемся решить новые задачи – старыми проверенными методами и приемами, и как результат – ждем от учащихся правильного ответа, вместо того, чтобы найти способы оценить, как учащиеся размышляют.

Общество XXI века предлагает развивать у обучающихся качества и умения, которые выходят за пределы программы основного образования. Ученики должны уметь критически относится к прочитанной информации, убедительно писать, размышлять и убеждать логически, а так же решать комплексные проблемы. Успешный ученик XXI века должен в совершенстве владеть навыками обработки информации, такими как поиск, оценка и применение изученного материала, и уметь адаптировать эти навыки к различным условиям.
В результате должны измениться и подходы к оценке деятельности учащегося: представим, как оценить способность к сотрудничеству у учеников, если использовать обычное тестирование. Необходимо организовать оценивание деятельности таким образом, чтобы контроль над процессом обучения осуществлялся и со стороны самого ученика. Какими умениями и навыками должен обладать ученик XXI века?

  • Творческий подход и новаторство;
  • Критическое мышление и способность решать проблемы;
  • Коммуникабельность и сотрудничество;
  • Информационная грамотность;
  • Медиаграмотность;
  • Грамотность в области информации, коммуникации и технологии;
  • Гибкость и готовность к адаптации;
  • Инициативность и самостоятельность;
  • Социальные и межкультурные качества и умения;
  • Продуктивность и дисциплина;
  • Лидерство и ответственность.

Информационное общество требует сегодня не только высокограмотных специалистов, но и работников, которые самостоятельно и в команде готовы неординарно и творчески решать возникающие проблемы, использовать ресурсы интернет, отбирая только проверенную и качественную информацию в сети. Поэтому работа учащихся в образовательной технологии «веб - квест» позволяет разнообразить учебный процесс, делает его интересным и увлекательным. А самое главное, развивает умения и навыки учащегося XXI века, которые принесут свои плоды в будущем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по истории"

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать...

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

«Игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся»

…именно вычислительные упражненияявляются основным средством формированияумений и навыков выполнять вычисления,без чего немыслимо овладеть основами наук,а также почти любым видом практическойи п...

Интерактивные образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания предметов. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это...

Квест как метод реализации интерактивной технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Презентация о теоретических основах этой формы урочной и внеурочной деятельности с разработкой конкретного мероприятия "Квест по истории культуры" для 9-11 классов...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....