Использование ИКТ в педагогической деятельности.
статья по биологии (8 класс) по теме

Пелипенко Ирина Владимировна

 

Использование ИКТ в педагогической деятельности.                                             Медиаурок.
    Компьютеры стремительно вторгаются практически во все сферы нашей деятельности. Исследования позволяют утверждать, что использование ЭВМ в учебном процессе может не только способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся, но и в значительной степени изменить саму технологию обучения.
    Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого может быть широко использованы компьютеры. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными (обучающийся одновременно в поле зрения имеет текст и рисунок) и интересными. Следует только помнить, что необходимо соблюдать санитарно – гигиенические условия организации учебных занятий.  Компьютерная поддержка позволяет более эффективно строить сам процесс обучения, дает возможность управлять учебно - познавательной деятельностью каждого обучающегося (у учителя есть возможность помочь каждому у кого возникли вопросы), оперативно вносить соответствующие коррективы в процесс обучения. Компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика (обучающийся может вернуться к прочитанному тексту, рисунку, чего он не может сделать при прослушивании лекции или в ходе объяснения учителя). Обучающийся получает ощущение, что он сам управляет своей учебной деятельностью.
    В то время как половина обучающихся класса прорабатывает часть учебного материала по компьютерному тексту, другие работают с учебником. Продолжительность работы с компьютером составляет примерно 10 мин, после чего происходит смена и на компьютере начинает работать вторая часть обучающихся класса. 
    Урок биологии выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. За последние десятилетия функции урока биологии расширились, все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.  
    Самообразовательная функция урока биологии связана с вооружением учащихся методами изучения основ науки, умениями наблюдать объекты, овладевать приемами работы с источниками знаний. 
    Стимулирующая функция современного урока способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Для выполнения этой функции учитель биологии может пользоваться разнообразными средствами обучения, в том числе и компьютером. Урок с использованием компьютерной техники по своей структуре и организации учебной деятельности обучающихся приближает обучение к индивидуальному. Обучающие программы типа электронного учебника дают возможность изучать небольшие порции материала в индивидуальном для каждого обучающегося темпе. В этом случае обучающиеся используют компьютер как одно из средств учебного труда наряду с учебником, тетрадью, приборами и другими средствами обучения. Удачно разработанные компьютерные уроки позволяют создать на уроке атмосферу сотрудничества, заинтересованности в учебном труде, в которой роль учителя, как руководителя учебного процесса, становится для обучающихся практически незаметной.
    Характерная особенность современного урока биологии – активная (самостоятельная) учебная деятельность обучающихся.  Самостоятельная учебная деятельность предоставляет каждому обучающемуся возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Развитие творческой деятельности обучающегося осуществляется в «зоне его  ближайшего развития» в процессе выполнения системы заданий для самостоятельной работы. В заданиях сочетаются репродуктивные и творческие вопросы.  С целью организации активной деятельности обучающихся в процессе учебного занятия каждому обучающемуся дается маршрутный лист (план работы на уроке), в котором содержатся задания по изучаемому материалу и контрольные задания по содержанию учебного материала и опорные схемы по строению стенки сердца, регуляции сердечных сокращений.
 
 
                                Маршрутный лист   (план работы на уроке).
 
1. Положение сердца в грудной клетке. Особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечных сокращений. 
             Использование мультипроектора, работа по схемам «Строение стенки сердца», «Регуляция сердечных сокращений».  
 
 Выполните задание: 1) Заполните таблицу
 
Задания Ответы
1. Какие ткани образуют стенки сердца?
2. Какой тканью образован миокард сердца?
3. Назовите особенности мышечной ткани сердца?
4. Что такое автоматизм?
5. Чем регулируются сердечные сокращения?
                                  
                                2) Решите задачу:
  Рассчитайте массу своего сердца, если масса вашего тела 40кг
2. Строение сердца и сосуды, связанные с сердцем.        1 группа   (При выполнении задания 2  выполняете задания 3, 4)
           Работа с электронным текстом. Работа с рисунками «Строение сердца и сосуды, связанные с сердцем»
 
  Выполните задание: 1) Обозначьте рисунок.
                                                                                      1 -
2 -                 2 -  
               3 -
            4 -
            5 -
         6 – 
         7 -
       8 -
       9 -
     10 -
    11 -
   12 -            
    13 -  
 
 
3. Сердечный цикл.       2 группа   (При  выполнении задания 3 выполняете задания 2, 4)
      Прочитайте текст учебника, с. 112, 113 «Сердечный цикл», воспользуйтесь рисунком 54, с. 112.
 
  Выполните задание: 
1) Выполните задание 91 в рабочей тетради.
 
4. Работа с тестами      (после выполнения заданий 1, 2, 3)
1. Сердце человека:    
 а) 3-х камерное,       б) 2-х камерное,      в) 4-х камерное.
2. Каково значение клапанов сердца?  
а) защитная функция,    б) обеспечивают питание сердца,              
в) обеспечивают движение крови в одном направлении.
3. Сердце обладает автоматизмом. Это значит:             
а) сокращается и расслабляется с участием нервной системы,     
б) способно сокращаться без сигнальных раздражений извне,  
в) приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды.
4.Какой сосуд выходит из левого желудочка:     
а) аорта,  б) нижняя полая вена,  в) верхняя полая вена.
5. Блуждающий нерв:   
а) замедляет работу сердца,     б) ускоряет работу сердца,     в) не влияет на работу сердца.
6. Укажите верную последовательность фаз сердечного цикла – это:  
а) сокращение предсердий - сокращение желудочков – пауза,           
б) сокращение желудочков - сокращение предсердий – пауза,          
в) сокращение предсердий - пауза - сокращение желудочков.
7. Околосердечная сумка образована:  
а) эпителиальной тканью,  б) соединительной тканью,  в) мышечной тканью.
8. Миокард – это:  
а) наружный слой стенки сердца,    б) средний слой стенки сердца,    в) внутренний слой стенки сердца.
 
5. Проверка выполнения заданий.                          
 
 
 
 
 
 Опорный конспект
 
    
                                           Строение стенки сердца
 
          Наружный слой               Средний слой         Внутренний слой (соединительная ткань)          (мышечная ткань)      (эпителиальная ткань)
                                                       миокард
 
                                                        особенности
 
 поперечнополосатые мышечные волокна     особые мышечные волокна
 
                                                                             способны самовозбуждаться,
                                                                                 т.е. импульсы возникают
в них самих
 
Способность органа работать без сигнальных раздражений извне называется автоматизмом.
 
 
Околосердечная сумка     внутренняя стенка выделяет жидкость
 
соединительнотканный «мешок»       снижает трение
 
 
 
 
 
 
 
                          Регуляция сердечных сокращений
 
Нервная                                                                  Гуморальная
Парасимпатический нерв (блуждающий)   Ион калия ---- замедляет работу
                                                                            Ион кальция --- ускоряет работу
   замедляет работу                                            Адреналин --- ускоряет работу
 
Симпатический нерв
 
  ускоряет работу
 
 
 
    Работая с маршрутным листом, опорным конспектом обучающиеся выполняют различные виды самостоятельной  работы:
1) Работают с текстом на мультипроекторе,
2) Работают со схемами опорного конспекта,
3) Работают с электронным текстом при выполнении задания 2,
4) Работают с рисунками, данными в электронном тексте,
5) Сравнивают рисунки электронного текста,
6) Работают с текстом учебника  и рисунками учебника при выполнении задания 3, 
7) Заполняют таблицу в рабочей тетради при работе с текстом учебника,
8) Решают задачу, при выполнении задания 1,
9) Работают с тестами, 
10) Отвечают на поставленные вопросы в заданиях,
11) Проверяют выполнение заданий, используя ответы, представленные на слайде.
Компьютер позволяет интенсифицировать деятельность обучающихся на уроке, что дает возможность активизировать работу обучающихся через самостоятельную учебную деятельность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья186 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в педагогической деятельности.                                             Медиаурок.

    Компьютеры стремительно вторгаются практически во все сферы нашей деятельности. Исследования позволяют утверждать, что использование ЭВМ в учебном процессе может не только способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей обучающихся, но и в значительной степени изменить саму технологию обучения.

    Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого может быть широко использованы компьютеры. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными (обучающийся одновременно в поле зрения имеет текст и рисунок) и интересными. Следует только помнить, что необходимо соблюдать санитарно – гигиенические условия организации учебных занятий.  Компьютерная поддержка позволяет более эффективно строить сам процесс обучения, дает возможность управлять учебно - познавательной деятельностью каждого обучающегося (у учителя есть возможность помочь каждому у кого возникли вопросы), оперативно вносить соответствующие коррективы в процесс обучения. Компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика (обучающийся может вернуться к прочитанному тексту, рисунку, чего он не может сделать при прослушивании лекции или в ходе объяснения учителя). Обучающийся получает ощущение, что он сам управляет своей учебной деятельностью.

    В то время как половина обучающихся класса прорабатывает часть учебного материала по компьютерному тексту, другие работают с учебником. Продолжительность работы с компьютером составляет примерно 10 мин, после чего происходит смена и на компьютере начинает работать вторая часть обучающихся класса.

    Урок биологии выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. За последние десятилетия функции урока биологии расширились, все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.  

    Самообразовательная функция урока биологии связана с вооружением учащихся методами изучения основ науки, умениями наблюдать объекты, овладевать приемами работы с источниками знаний.

    Стимулирующая функция современного урока способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Для выполнения этой функции учитель биологии может пользоваться разнообразными средствами обучения, в том числе и компьютером. Урок с использованием компьютерной техники по своей структуре и организации учебной деятельности обучающихся приближает обучение к индивидуальному. Обучающие программы типа электронного учебника дают возможность изучать небольшие порции материала в индивидуальном для каждого обучающегося темпе. В этом случае обучающиеся используют компьютер как одно из средств учебного труда наряду с учебником, тетрадью, приборами и другими средствами обучения. Удачно разработанные компьютерные уроки позволяют создать на уроке атмосферу сотрудничества, заинтересованности в учебном труде, в которой роль учителя, как руководителя учебного процесса, становится для обучающихся практически незаметной.

    Характерная особенность современного урока биологии – активная (самостоятельная) учебная деятельность обучающихся.  Самостоятельная учебная деятельность предоставляет каждому обучающемуся возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Развитие творческой деятельности обучающегося осуществляется в «зоне его  ближайшего развития» в процессе выполнения системы заданий для самостоятельной работы. В заданиях сочетаются репродуктивные и творческие вопросы.  С целью организации активной деятельности обучающихся в процессе учебного занятия каждому обучающемуся дается маршрутный лист (план работы на уроке), в котором содержатся задания по изучаемому материалу и контрольные задания по содержанию учебного материала и опорные схемы по строению стенки сердца, регуляции сердечных сокращений.


                                Маршрутный лист   (план работы на уроке).

1. Положение сердца в грудной клетке. Особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечных сокращений.

             Использование мультипроектора, работа по схемам «Строение стенки сердца», «Регуляция сердечных сокращений».  

 Выполните задание: 1) Заполните таблицу

Задания

Ответы

1. Какие ткани образуют стенки сердца?

2. Какой тканью образован миокард сердца?

3. Назовите особенности мышечной ткани сердца?

4. Что такое автоматизм?

5. Чем регулируются сердечные сокращения?

                                 

                                2) Решите задачу:

  Рассчитайте массу своего сердца, если масса вашего тела 40кг

2. Строение сердца и сосуды, связанные с сердцем.        1 группа   (При выполнении задания 2  выполняете задания 3, 4)

           Работа с электронным текстом. Работа с рисунками «Строение сердца и сосуды, связанные с сердцем»

  Выполните задание: 1) Обозначьте рисунок.

                                                                                      1 -

2 -                         2 -                  

                        3 -        

                     4 -        

                     5 -        

                  6 –

                  7 -        

                8 -        

                9 -        

              10 -        

             11 -        

            12 -                            

            13 -                  

 

3. Сердечный цикл.       2 группа   (При  выполнении задания 3 выполняете задания 2, 4)

      Прочитайте текст учебника, с. 112, 113 «Сердечный цикл», воспользуйтесь рисунком 54, с. 112.

  Выполните задание:

1) Выполните задание 91 в рабочей тетради.

4. Работа с тестами      (после выполнения заданий 1, 2, 3)

1. Сердце человека:    

 а) 3-х камерное,       б) 2-х камерное,      в) 4-х камерное.

2. Каково значение клапанов сердца?  

а) защитная функция,    б) обеспечивают питание сердца,              

в) обеспечивают движение крови в одном направлении.

3. Сердце обладает автоматизмом. Это значит:            

а) сокращается и расслабляется с участием нервной системы,    

б) способно сокращаться без сигнальных раздражений извне,  

в) приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды.

4.Какой сосуд выходит из левого желудочка:    

а) аорта,  б) нижняя полая вена,  в) верхняя полая вена.

5. Блуждающий нерв:  

а) замедляет работу сердца,     б) ускоряет работу сердца,     в) не влияет на работу сердца.

6. Укажите верную последовательность фаз сердечного цикла – это:  

а) сокращение предсердий - сокращение желудочков – пауза,          

б) сокращение желудочков - сокращение предсердий – пауза,          

в) сокращение предсердий - пауза - сокращение желудочков.

7. Околосердечная сумка образована:  

а) эпителиальной тканью,  б) соединительной тканью,  в) мышечной тканью.

8. Миокард – это:  

а) наружный слой стенки сердца,    б) средний слой стенки сердца,    в) внутренний слой стенки сердца.

5. Проверка выполнения заданий.                         

 

 

 Опорный конспект

   

                                           Строение стенки сердца

          Наружный слой               Средний слой         Внутренний слой (соединительная ткань)          (мышечная ткань)      (эпителиальная ткань)

                                                       миокард

                                                        особенности

 поперечнополосатые мышечные волокна     особые мышечные волокна

                                                                             способны самовозбуждаться,

                                                                                 т.е. импульсы возникают

        в них самих

Способность органа работать без сигнальных раздражений извне называется автоматизмом.

Околосердечная сумка              внутренняя стенка выделяет жидкость

        

соединительнотканный «мешок»                снижает трение

                          Регуляция сердечных сокращений

Нервная                                                                  Гуморальная

Парасимпатический нерв (блуждающий)   Ион калия ---- замедляет работу

                                                                            Ион кальция --- ускоряет работу

   замедляет работу                                            Адреналин --- ускоряет работу

Симпатический нерв

  ускоряет работу

    Работая с маршрутным листом, опорным конспектом обучающиеся выполняют различные виды самостоятельной  работы:

1) Работают с текстом на мультипроекторе,

2) Работают со схемами опорного конспекта,

3) Работают с электронным текстом при выполнении задания 2,

4) Работают с рисунками, данными в электронном тексте,

5) Сравнивают рисунки электронного текста,

6) Работают с текстом учебника  и рисунками учебника при выполнении задания 3,

7) Заполняют таблицу в рабочей тетради при работе с текстом учебника,

8) Решают задачу, при выполнении задания 1,

9) Работают с тестами,

10) Отвечают на поставленные вопросы в заданиях,

11) Проверяют выполнение заданий, используя ответы, представленные на слайде.

Компьютер позволяет интенсифицировать деятельность обучающихся на уроке, что дает возможность активизировать работу обучающихся через самостоятельную учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации по теме "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности"

Две лекции по теме   "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности": 1. "Основные принципы разработки презентаций" 2. "Создание электронных презентаций с помощью прог...

Использование ИКТ в педагогической деятельности (физическая культура)

Использование ИКТ на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для учителя и для ученика. Думаю, она интересна для творческих педагогов, которые готовы «добывать» нео...

Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности

Данный материал содержит следующую информацию: понятие о надпредметной педагогической технологии, история возникновения технологии РКМЧП в России, её стадии и приёмы (с учетом деятельности педагога и ...

Мнемотехника. Ее виды. Использование мнемотехники в педагогической деятельности

Мнемотехника (с греческого - "искусство запоминания") - это определенный набор приемов, помогающий быстро и эффективно запомнить нужный объем информации. Методы мнемотехники  заключаются в создан...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...

Материал (физкультура и спорт) по теме: Использование ИКТ в педагогической деятельности (физическая культура)

Использование ИКТ на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для учителя и для ученика. Думаю, она интересна для творческих педагогов, которые готовы «добыват...