Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности
методическая разработка на тему

Горлова Ирина Сергеевна

Данный материал содержит следующую информацию: понятие о надпредметной педагогической технологии, история возникновения технологии РКМЧП в России, её стадии и приёмы (с учетом деятельности педагога и ученика на уроке)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosnovanie_vybora_trkmchp.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности.

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры.

       Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда выученное забыто. У ученика в голове должны остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУН, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:

- способам смысловой обработки,

- способам нахождения информации,

- умению анализировать полученные знания, интерпретировать,

- систематизировать,

- оценивать.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Таким образом, одно из направлений модернизации - модернизация технологий образования, которые бы способствовали решению основной цели образования.                                                                        

Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

Известна данная технология в Росси с 1997. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта Института «Открытое Общество». На протяжении последних лет проводятся семинары,  на которых продолжают знакомиться с данной технологией.

Одним из первых был опубликован материал Лаймы Спиргене «Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления» в «БШ» № 6–2001. Затем  были опубликованы в газете «Библиотека в школе» издательского дома «Первое сентября» в №12 и №22  за 2001г материалы, связанные с теоретическим и практическим применением технологии, а №3-2002 «БШ» опубликованы новые работы учителей, связанные с ТРКМЧП.            

В 2004г издательство «Просвещение» выпустило пособие для учителя «Развитие критического мышления на уроке». Авторами данного пособия являются С.И. Заир-Бек и И.В.Муштавинская. В пособии представлена ТРКМЧП, описаны оригинальные методики, конкретные разработки уроков, планирование учебного процесса. Пожалуй, это первое пособие в России, в котором собрано и систематизировано то, что составляет сущность РКМЧП, его идеологию и методику в их взаимосвязи.

В «БШ» за 2005 год в №17-24 опубликован материал И.Загашева, международного тренера-сертификатора программ РКМЧП, «образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Предлагаемый курс состоит из восьми лекций, рассказывающих о стратегиях технологии с конкретными примерами. Кроме уже известных стратегий И.Загашев знакомит читателей и с новыми приемами работы с текстом, предлагает международные критерии оценки деятельности преподавателя, работающего в технологии РКМЧП.

В газете «Русский язык» в школе за  2005г в №18,19 С.В.Столбунова рассматривает развитие критического мышления как составляющую личностно-ориентированного обучения и предлагает практический материал по использованию технологии РКМЧП при изучении информационных текстов и художественных, рассматривает урок-письмо, урок-исследование, урок – взаимообучение.

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление»,»логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Хотя термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.

     Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

Во-первых, критическое мышление есть самостоятельное мышление.

        Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

        В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

        В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

        В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

Итак, мы можем сделать вывод, что критически мысли могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому отдельный курс « Критическое мышление» в школе не был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная « надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

- Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

- Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

- Информационной   грамотности:   развития   способности   к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

  • Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Стадии и приемы технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

  Деятельность

      учителя

    Деятельность

      учащихся

 Возможные приемы и методы

 1. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составляет списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

«Мозговая атака»

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

2. Осмыс-

ления

Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

 маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях справки)

 введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы.

Стратегия РАФТ

Стратегия   ИДЕАЛ

Стратегия ФИШБОУН

Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки»,

Денотатный граф

Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы

  Непосредственный контакт  с информацией (текст, фильм, лекция,                материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.   

3. Рефлек-

сии

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно- следственных связей между блоками информации;

Возврат ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

Ответы на   поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов;

Оформление портфолио;

«бортовых журналов»

Синквейн

Диаманта, эссе,

Органайзер

Стратегия «Шесть шляп»

 

 Рефлексия помогает отслеживать не только результаты обучения, но и сам процесс обучения, процесс мышления и деятельности.

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в технологии развития критического мышлении можно представить так:

Инновационность представленной модели заключается в том, что выходя за рамки классической технологической стратегии, она представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.

     В своей педагогической деятельности я использую методы и приёмы технологии РКМЧП уже более 9 лет. Надеюсь, мой опыт пригодится другим коллегам в работе. Буду рада ответить на ваши вопросы, присылайте их по эл.почте на адрес: gorlova0104@mail.ru

 

Список использованной литературы

     

  1. Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29
  2. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.
  3. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
  4. Граник Г.Г., Шаповал С.А. Литература, 8-11кл,: Задачник-практикум, - М.:НПО «Образование от А до Я», 1999.
  5. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  6. Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  7. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17
  8. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
  9. Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19
  10. Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20
  11. Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21
  12. Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22
  13. Загашев И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23
  14. Загашев И.О. Учебные стратегии развития письменной речи. // Библиотека в школе.- 2004.- №24
  15. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  16. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.
  17. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  18. Либерцева В.В. Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2003. -№11
  19. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование под редакцией Степановой Е,Н., - М.:- Изд-во «Творческий центр», 2003.
  20. Остренко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Перемена. – 2002.- №3
  21. Популяризация критического мышления // сост.Дж.Стил и др., пособие2. – М.:  Изд-во ИОО, 1997
  22. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19
  23. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Изд-во «Педагогический поиск», 2001.
  24. Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.
  25. Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в школе.- 2001.- №22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в педагогической деятельности.

Использование ИКТ в педагогической деятельности.                                         ...

Курсы повышения квалификации по теме "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности"

Две лекции по теме   "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности": 1. "Основные принципы разработки презентаций" 2. "Создание электронных презентаций с помощью прог...

"Применение современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности"

"Применение  современных образовательных технологий  в своей педагогической деятельности"...

Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»

Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Доклад на МО о своей педагогической деятельности

тема самообразования: « Индивидуализация обучения как фактор успешности умения учащихся» 2018 г....