Доклад на МО о своей педагогической деятельности
опыты и эксперименты по истории

Жилина Ольга Леонидовна

тема самообразования: « Индивидуализация обучения как фактор успешности умения учащихся» 2018 г. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_14_g.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО о своей педагогической деятельности ( 29.10.2018 г.)

 тема самообразования: « Индивидуализация обучения как фактор успешности умения учащихся»

Стандартная работа в стандартных классах не может удовлетворить потребностей оставшихся детей (с другим стилем учебы). Они часто просто не понимают, что нужно учителю, и к ним начинают относиться как к тугодумам.

Принципами работы педагога выступают: вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности; признание равенства, сотрудничества, содействия ученика и учителя; стимулирование творческих способностей школьника.

  • адаптации заданий внутри класса;
  • творческого использования возможностей работы в малых группах;
  • создания возможности выбора заданий;
  • индивидуальных домашних заданий;

                     консультирования учащихся

Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

- Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования.

- Объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях.

-Времени усвоения.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии

   Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

 Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Задания для средних учеников):

1. опорный конспект

"Происхождение славян"

"Занятия славян"

"Религия древних славян"

2. задания из рабочей тетради

3.Задания(для слабых учеников):

задания по исторической карте

задания по рисунку "Славянский посёлок"

славянские племена, языковые группы

 Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный стараюсь выстраивать процесс последовательно, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Это способствует формированию у учащихся картины жизни общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений.

Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др., использую элементы здоровьесберегающих  и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках.

 Результаты:

При  полной успеваемости качество обучения составляло за 2015 г. –  по истории - 45%, по обществознанию -  55%.   2016 г. – по истории 35%, по обществознанию – 40%,  2017г.  по истории – 40 %, по обществознанию – 50%. , 2018 – история – 36%, обществознание – 45%.

ОГЭ:

общество:  2016 г - ср. бал:. – 3.0 б.;     2017 г. – 4,5 б.;  2018 г. – 3.0 б.

Имею  призовые места на районных олимпиадах по предмету.

Применяю технологии на уроках: ИКТ, критически, проект,  игровые технологии, исследовательские технологии.

Методы:

1.Наиболее удобное средство  для индивидуальной работы  – это карточки.

Н-р: Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

Н-р:  Подготовь развернутый ответ по вопросу: Какие качества ценили в своих героях древние герои?

Н-р: Заполни пропуски:

Река в Палестине _____________

После Давида на престол вступил  С________н.

  1. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. 

 Н-р: «Проверь себя»

 (перед детьми раздаточный материал : пронумерованные  цветные  вырезки из газет и журналов, фотографии представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

2.Открыв учебник, самостоятельно изучить  материал  на стр.12-14.

3.Выявить  ошибки  (от каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)

Заслушиваем, анализируем, сравниваем ,какая группа допустила большее количество ошибок и почему.

Сравниваем наши выводы с авторским на  стр.14 учебника. Чьи версии подтвердились?

А3.Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:

Православие, христианство, католицизм, мусульманство ,наука, иудаизм, индуизм.

  1. Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо”. Свое название она получила из – за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
  2. Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов.
  3. Предлагаю в качестве домашнего задания сделать самим презентацию по теме.

Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 5 класса я разработала серию уроков по теме «Передняя Азия в древности» с использованием презентации ,а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию – путешествие в страну Знаний по маршруту: о. Рассказкин, г. Картово, мыс Задачкин, о. Терминов, г. Загадкин, горы Кроссвордовы. В 6 классе разработала итоговый урок-соревнование также в игровой форме. Командам предлагаю принять участие в конкурсах: «Хронологическая головоломка», «Юный картограф», «Личность в истории», «Юный литератор», «Картинная галерея: Что? Где? Когда?», «Объясни учителю». Вопросы и задания иллюстрирует презентация. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок.

Н-р: игра «Испорченные рукописи»

Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.

Кроме информационных технологий, я использую учебный проект. Учащиеся к уроку готовят поделки, схемы, рисунки.

  1.  Презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С 8 класса в моей практике использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций. К настоящему времени мною разработан комплект презентаций .

  Н-р: Ученические презентации, иллюстрирующие сообщение учащегося по какой-либо теме. На уроках использую учебный проект, одной из форм которой является создание презентаций.

  1. Сообщения учащихся.
  2. Комментированное чтение применяю в 5-6 кл
  3. Беседа по вопросам:

 Н-р: Сделайте вывод о том, что природа Двуречья так же, как и Египта, благоприятствовала развитию земледелия.

  1. Самостоятельная работа с учебником, источниками. ( документы либо в учебники, либо дополнительно распечатываю)

 Н-Р: Так же, как и египтянам, жителям Южного Двуречья приходилось преодолевать неблагоприятные условия.

Какие? (Ответ находят в учебнике: 13, п. 1.)

  1.  Работа с картой. Н-р: Самыми крупными были Ур и Урук.

Задание: Найдите их на карте

  1.     Для старших классов составляю  задания с учетом их возраста и требований к предмету.   На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение и обобщение исторических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельной работы учащихся.
  2. Задание: давайте размышлять.

Н-р: Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что ничего не стоит моя мудрость ( Сократ).

  1. Выскажите свое мнение.
  2. Работа с текстом ( для подготовки к ЕГЭ)
  3. Стараюсь  создавать на уроках  проблемные и поисковые ситуации,  что активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

н-р: ПРОБЛЕМА: Почему Наполеон , завоевав всю Европу, завоевать Россию не смог? 

В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море.

Почему древнегреческие мореплаватели боялись штормов и бурь больше, чем моряки наших дней?

 Проблемный или частично поисковый метод. Проблемное задание: В чем причины поражения Красной армии на начальном этапе войны? Выскажите свою точку зрения и аргументируйте её.

  1. Провожу взаимопроверку учащихся. 
  2. А вы хотите поработать в роли историков-исследователей? Давайте попробуем. Для этого я вам предлагаю следующие задания.

 Задание.

  1. Изучите карту Древней Греции и карту мира.
  2. Определите географическое положение Древней Греции.
  3. Охарактеризуйте по карте природные условия Древней Греции.
  4. Сделайте вывод: каким занятиям благоприятствовали эти природные условия , а каким нет
  1. Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы по тексту учебника.

Поиск решения (открытие нового знания) Работа  с текстом в режиме технологии продуктивного чтения.

 «Проверь себя»

 (перед детьми раздаточный материал : пронумерованные  цветные  вырезки из газет и журналов, фотографии представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

2.Открыв учебник, самостоятельно изучить  материал  на стр.12-14.

3.Выявить  ошибки  (от каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что..,итд)

Заслушиваем, анализируем, сравниваем ,какая группа допустила большее количество ошибок и почему.

Сравниваем наши выводы с авторским на  стр.14 учебника. Чьи версии подтвердились?

А3.Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:

Православие, христианство, католицизм, мусульманство ,наука, иудаизм, индуизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Новые подходы в организации педагогической деятельности учителей"

Под инновациями в обучении следует понимать: 1. Новые методики преподавания. 2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные - межпредметные - прог...

"Применение современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности"

"Применение  современных образовательных технологий  в своей педагогической деятельности"...

Творческая работа на тему: «Как я планирую свою педагогическую деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения?»

Моя творческая работа на тему "Как я планирую педагогическую деятельносить в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности

Данный материал содержит следующую информацию: понятие о надпредметной педагогической технологии, история возникновения технологии РКМЧП в России, её стадии и приёмы (с учетом деятельности педагога и ...

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...