Мнемотехника. Ее виды. Использование мнемотехники в педагогической деятельности
статья по испанскому языку (5 класс) на тему

Яковлева Кристина Александровна

Мнемотехника (с греческого - "искусство запоминания") - это определенный набор приемов, помогающий быстро и эффективно запомнить нужный объем информации. Методы мнемотехники  заключаются в создании определенных образов и ассоциаций. Выделяют 4 этапа запоминания информации: 1. Кодирование информации в определенные образы 2. Запоминание образов 3. Зпоминание образной последовательности 4. Закрепление образов в памяти. Насчитывается 6 видов мнемотехники: классическая, педагогическая, спортивная, народная и современная. Педагогическая мнемотехника включает в себя "традиционные" для каждого обучающегося действия: чтение текстов, записи в тетради, "зубрежка" материала и т.д. Но помимо столь привычной рутины в уроки можно добавить игровое повторение слов. Ученики младшей и средней школы с легкостью учат необходимую лексику по разным темам  (в особенности это касается иностранного языка) с помощью набора жестов и движений. Такая физическая минутка никогда не повредит и разбавит ход любого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды мнемотехники. Использование мнемотехники в педагогической деятельности

Если заглянуть в любую энциклопедию и посмотреть значение слова «мнемотехника», то мы найдем следующее определение: мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») – это совокупность специальных приемов, облегчающих запоминание необходимой информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. Осуществляется замена абстрактных понятий с помощью реальных образов. Обычно выделяются 6 типов мнемотехники[1]: народная, классическая, педагогическая, цирковая (эстрадная), спортивная и современная. Народная мнемотехника вошла в нашу жизнь уже очень давно, можно сказать, что она является одной из самых древних техник запоминания. Алфавит, дорожные знаки – те символы, которые воспринимаются человеком быстро. Классическая мнемотехника появилась еще в Древнем Египте и Древней Греции. Поначалу она использовалась как часть ораторского искусства и являлась своеобразным «помощником» для запоминания последовательности изложения длинных речей. Классическая мнемотехника предполагает преобразование информации в зрительные образы. Образы можно разделить на 2 группы: вспомогательные – для фиксации последовательности и образы, в которых уже заключена информация.  Любые образы могут как создаваться, так и стираться из памяти.

Именно классическая мнемотехника дала толчок к педагогической мнемотехнике: уже в работах Квинтилиана мы можем увидеть первые ее ростки. Однако полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке.

Педагогическая мнемотехника. Ее основателем можно считать Петра Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. Она отказалась от прямого использования зрительных образов, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника основывается на многократном повторении, прочтении вслух текстов, переписывании материала в тетрадь – что так знакомо каждому ученику.

Цирковая или эстрадная техника. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является ее тщательная разработка: информация кодируется во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении. Очень часто это просто передача друг другу сообщения с помощью кода, известного только им, передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей.

Спортивная мнемотехника достаточно «молодой» вид мнемотехники, в-основном, ориентируется на очень быстрое запоминание чисел и, наконец, современная мнемотехника подразумевает огромную теоретическую базу. Данная мнемотехника называется также система «Джордано». Данная система создана для запоминания исключительно точной информации.

В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:

  • речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
  • образная (зрительные образы);
  • точная.

Обычно выделяют 4 основных этапа запоминания[2]:

  1. Кодирование информации в определенные образы;
  2. Запоминание образов;
  3. Запоминание образной последовательности;
  4. Закрепление образов в памяти.

Но я хочу остановиться на том, как использовать мнемотехнику в педагогической деятельности. Сейчас я не говорю о традиционной педагогической мнемотехнике, основанной на стандартных действиях школьника. Одним из очень полезных видов занятий - особенно при изучении иностранного языка[3] - основанных на мнемотехнике, на уроках для детей младшей и средней школы до седьмого класса я считаю игровое повторение слов. Данный прием используется для запоминания лексики с помощью жестов и движений. Темы уроков могут быть абсолютно разными: «Погода», «уроки», «посуда», но количество слов ограничено. Произнося каждое слово, ученик должен выполнить определенное движение:

Тема «Погода»: «Hace sol» – «держим» в руках солнышко, «hace calor» - потягиваемся, «no hace sol» – ставим «крестик» на солнышке, «hace frío» – «дрожим», как будто замерзли, «hace viento» – плавные движения руками вправо-влево, «tormenta» – более интенсивные движения руками вправо-влево, «hay nubes» – поочередно тянемся ладонью вверх сначала вправо, затем влево и т.д.

Большинство детей являются кинестетиками, которые постигают мир с помощью образов, а физическая минутка никогда не повредит. Также игровое повторение слов должно быть разным по характеру: более энергичным для активных детей и более спокойным - для менее активных детей.  В средней школе мы переносим данный прием и усложняем материал: помимо пройденного материала и образов, «заложенных» еще в начальной школе, мы увеличиваем объем лексики, тренируем возвратные глаголы, можем включить элемент диалога. Лучше подобную «зарядку» делать с помощью рифмы, тем самым облегчая запоминание.  Очень часто дети сами помогают ее сочинить и адаптируют ее под себя.

   Тренировка длится около недели, затем ученик с легкостью может ответить все слова, при этом не чувствуя усталости из-за долгой «зубрежки». Вся лексика учится легко и просто.  

Самое приятное, что мнемотехнику можно использовать повсеместно: как для запоминания продуктов, которые нужно купить в магазине, так и при подготовке к трудному экзамену.

При подготовке работы были использованы следующие материалы:

http:// 5881-1-vidy-mnemotehniki.html

Популярный психоанализ: что такое мнемотехника http://psypopanalyz.ru/slovar-psixologa/chto-takoe-mnemonika.html


[1] http:// 5881-1-vidy-mnemotehniki.html

[2] Популярный психоанализ: что такое мнемотехника http://psypopanalyz.ru/slovar-psixologa/chto-takoe-mnemonika.html

[3] В данном случае будут представлены примеры из испанского языка. (прим.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в педагогической деятельности.

Использование ИКТ в педагогической деятельности.                                         ...

Курсы повышения квалификации по теме "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности"

Две лекции по теме   "Разработка и использование презентаций в педагогической деятельности": 1. "Основные принципы разработки презентаций" 2. "Создание электронных презентаций с помощью прог...

Использование ИКТ в педагогической деятельности (физическая культура)

Использование ИКТ на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для учителя и для ученика. Думаю, она интересна для творческих педагогов, которые готовы «добывать» нео...

Теоретическое обоснование выбора технологии РКМЧП с целью использования в своей педагогической деятельности

Данный материал содержит следующую информацию: понятие о надпредметной педагогической технологии, история возникновения технологии РКМЧП в России, её стадии и приёмы (с учетом деятельности педагога и ...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...

Материал (физкультура и спорт) по теме: Использование ИКТ в педагогической деятельности (физическая культура)

Использование ИКТ на уроках физической культуры – это полезная и интересная форма работы и для учителя и для ученика. Думаю, она интересна для творческих педагогов, которые готовы «добыват...