Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме

Жерело Любовь Валентиновна

Содержание программы + тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 4ч в неделю).

   Целью обучения ручному труду является освоение детьми и подростками практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами. Обучение организуется с учётом традиций народного быта и художественных промыслов (местных и региональных), а также современных и традиционных арт-терапевтических технологий. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объёмные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно.

   Обучение детей с умеренной умственной отсталостью направлено на решение следующих задач:

  • формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для них форме;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;
  • воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.);
  • воспитание бережного отношения к результатам труда других людей (предметам быта, одежде, игрушкам);

   Занимаясь ручным трудом, учащиеся в меру своих возможностей овладевают основами народного ремесла, знакомятся с приёмами работы в разных художественных техниках: составление композиций, лоскутная техника, разнообразные (объёмные) аппликации и лепка, бумагопластика, бумажное плетение, оригами, коллажи, конструирование, техническое моделирование, скрапбукинг.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
  • правила безопасности работы и личной гигиены;
  • как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать своё рабочее место;
  • называть последовательность выполнения работы;
  • составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.

   

Содержание программы.

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

Упражнения с пластилином.

Упражнения с бумагой (аппликация).

Упражнения с тканью (аппликация).

Упражнения с бросовым материалом.

Упражнения в технике «скрапбукинг».

Упражнения в технике «оригами».

Упражнения с пуговицами.

- Свойства пластилина.

- Виды бумаги, свойства бумаги, инструменты при работе с бумагой.

- Виды ткани.

- Бросовый материал, разновидности.

- Понятие «скрапбукинг», принадлежности для скрапбукинга.

- Понятие «оригами», инструменты для оригами.

- Разнообразие пуговиц, способы пришивания пуговиц.

- Умение пользоваться пластилином и стекой, выполнять инструкции учителя при работе с пластилином.

- Умение пользоваться ножницами.

- Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами.

- Умение работать с ножницами и тканью.

- Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами.

- Умение выполнять задания учителя при работе с бросовым материалом.

- Умение выполнять задания учителя при работе в технике «скрапбукинг».

- Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами.

- Умения выполнять задания по образцу, по словесной инструкции учителя.

- Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами.

- Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами и иглой.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Знакомство с книгой Рони Орена "Секреты пластилина".

2

Секреты пластилина. Цвета.

3

Смешивание цветов пластилина.

4

Белый цвет и другие цвета. Смешивание цветов пластилина.

5

Подготовка к работе с пластилином.

6

Материалы и инструменты при работе с пластилином.

7

Работа с пластилином. "Мышка".

8

Работа с пластилином. " Улитка".

9

Работа с пластилином. Композиция "Весёлые старты".

10

Работа с пластилином. Композиция "Весёлые старты". Оформление.

11

Работа с пластилином. "Петушок".

12

Работа с пластилином. "Цыплёнок".

13

Работа с пластилином. "Гусеница".

14

Работа с пластилином. "Червячки".

15

Работа с пластилином. Композиция " Курочки и петушки".

16

Работа с пластилином. Композиция "Курочки и петушки". Оформление.

17

Работа с пластилином. "Лягушка".

18

Работа с пластилином. "Озеро".

19

Работа с пластилином. "Лягушка в воде".

20

Работа с пластилином. "Стрекоза".

21

Работа с пластилином. Композиция "Лягушки на озере".

22

Работа с пластилином. Композиция "Лягушки на озере". Оформление.

23

Работа с пластилином. "Ослик".

24

Работа с пластилином. "Тележка".

25

Работа с пластилином. "Сбруя и вожжи".

26

Работа с пластилином. Композиция "Ослик с телегой".

27

Работа с пластилином. Композиция "Ослик с телегой". Оформление.

28

Работа с пластилином. "Собачка".

29

Работа с пластилином. "Комод".

30

Работа с пластилином. "Собачка".

31

Работа с пластилином. Композиция "Кошка на комоде".

32

Работа с пластилином. Композиция "Кошка на комоде". Оформление.

33

Работа с пластилином. "Котёнок".

34

Работа с пластилином. Композиция "Кот и мыши на мусорке".

35

Работа с пластилином. Композиция "Кот и мыши на мусорке". Оформление.

36

Работа с пластилином. "Кролик".

37

Работа с пластилином. "Морковка".

38

Работа с пластилином. "Кукуруза".

39

Работа с пластилином. Композиция "Морковное настроение".

40

Работа с пластилином. Композиция "Морковное настроение". Оформление.

41

Работа с пластилином. "Черепаха".

42

Работа с пластилином. Композиция "Остров Черепах".

43

Работа с пластилином. Композиция "Остров Черепах". Оформление.

44

Работа с пластилином. "Овечка".

45

Работа с пластилином. "Свитер и носки из шерсти".

46

Работа с пластилином. Композиция "Овечки-рукодельницы".

47

Работа с пластилином. Композиция "Овечки-рукодельницы". Оформление.

48

Работа с пластилином. "Корова".

49

Работа с пластилином. Композиция "Пир коров".

50

Работа с пластилином. Композиция "Пир коров". Оформление.

51

Аппликация «Яблоня».

52

Аппликация «Груша».

53

Мозаика из бумаги «Яблоко и груша».

54

Мозаика из бумаги «Сливы».

55

Мозаика из бумаги «Вишенки».

56

Декоративная аппликация «Украсим свитер».

57

Декоративная аппликация «Нарядное платье».

58

Скрапбукинг. Знакомство с техникой.

59

Скрапбукинг. Материалы для скрапбукинга.

60

Скрапбукинг. Изготовление открытки для девочки.

61

Скрапбукинг. Изготовление открытки для мальчика.

62

Скрапбукинг. Изготовление открытки для мамы.

63

Скрапбукинг. Изготовление открытки для папы.

64

Скрапбукинг. Изготовление картины.

65

Скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий.

66

Скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий. Продолжение работы.

67

Скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий. Завершение работы.

68

Аппликация из ткани «Юбка в горошек».

69

Аппликация из ткани «Платье в цветочек».

70

Мозаика из бумаги «Сапоги-скороходы».

71

Плоскостная аппликация «Цветы в горшке».

72

Плоскостная аппликация «Цветы в вазе».

73

Плоскостная аппликация «Цветы на поляне».

74

Шнуровка и завязывание шнурков.

75

Объёмная аппликация из конусов «Ветка ёлочки».

76

Изготовление помпонов.

77

Открытка «Ветка ели с шарами».

78

Изготовление объёмной ёлки из бумаги.

79

Изготовление ёлочной игрушки «Звезда».

80

Аппликация «Снеговик».

81

«Ёлочка из ладошек».

82

Изготовление гирлянды.

83

Игрушка «Кот» из помпонов.

84

Рисование пластилином «Рыба».

85

Аппликация «Подводный мир».

86

Изготовление рамок для фотографий.

87

Аппликация из ткани «Цветок».

88

Пришивание пуговиц.

89

Изготовление открытки с использованием декоративных пуговиц (скрапбукинг).

90

Изготовление подушки с декоративными пуговицами.

91

Изготовление картины с использованием декоративных пуговиц.

92

Плетение закладок из цветной проволоки.

93

Изготовление бус из бросового материала.

94

Металлический конструктор «Домик».

95

Книжка-самоделка с буквами.

96

Объемная аппликация «Кораблик».

97

Объемная аппликация «Цыпленок».

98

Рисование пластилином «Маленький щенок».

99

Рисование пластилином «Волшебная птица».

100

Изготовление панно «Цветущая яблоня» («квиллинг»).

101

Работа с клеем (разновидности клея, свойства клея, предназначение).

102

Работа с клеем (склеивание предметов).

103

Аппликация (узоры из геометрических фигур).

104

Работа с картоном (виды, изделия из картона).

105

Работа с картоном (вырезание геометрических фигур из картона).

106

Работа с картоном (склеивание кубика из готовой развёрстки).

107

Работа с картоном (склеивание коробки из готовой развёрстки).

108

Работа с нитками (разновидности ниток, свойства, назначение).

109

Работа с нитками (рассматривание образца - узора из ниток).

110

Работа с нитками (составление узора из ниток).

111

Работа с пластилином. "Слон".

112

Работа с пластилином. "Шимпанзе".

113

Работа с пластилином. Композиция "Купание слонов".

114

Работа с пластилином. Композиция "Купание слонов". Оформление.

115

Работа с пластилином. "Жираф".

116

Работа с пластилином. Композиция "Жирафы".

117

Работа с пластилином. Композиция "Жирафы". Оформление.

118

Работа с ножницами и бумагой. Вырезание по прямой линии.

119

Работа с ножницами и бумагой. Вырезание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб).

120

Резка бумаги ножницами.

121

Вырезание полосок бумаги.

122

Составление цветка из полосок бумаги.

123

Работа с мятой бумагой.

124

Работа с гофрированной бумагой.

125

Работа с бархатной бумагой.

126

Складывание бумаги по линиям. "Веер", "Гармошка".

127

Оригами (складывание фигур из бумаги).

128

Оригами "Птичка".

129

Оригами "Цапля".

130

Оригами "Кораблик".

131

Оригами "Лодочка".

132

Оригами "Мордочка кота".

133

Оригами "Ёлочка".

134

Раскладывание материала в коробки.

135

Уборка своего рабочего места.

136

Уборка помещения класса.

   Учебно-методический комплекс по предмету «Ручной труд», 9 класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

Картушина Г.Б. Домоводство. Учебное пособие для учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1970.

  1. Р.Орен. Секреты пластилина: Учебное пособие.- М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.
  2. Зайцева А.А. Секреты модульного оригами.- М.: Эксмо, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...