Программа «Хоровод»
рабочая программа по теме

Гончарова Ирина Николаевна

Новизна программы состоит в разработанном цикле занятий, направленных на комплексную коррекцию нарушений развития детей со средней и тяжелой степенью ДЦП средствами малых форм фольклора.

Цель: формирование социально – бытовых навыков. Воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_khorovod2013.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Программа «Хоровод» разработана в 2013 году. В основу ее положены малые формы фольклора, которые сопровождают игровые моменты предметно – практической деятельности, знакомят с правилами хорошего тона и окружающим миром. Влияние малых форм фольклора на личностное развитие в данной программе позволяет воспитать ребенка и заложить в него основы нравственности; успокоить плачущего малыша, развить в нем внимание и память.

Актуальность ее заключается в том, что при освоении программы ребенок получает недостающий объем движений, знания об окружающем мире, навыки социально – бытовой адаптации,  корректируется задержка психического развития.

Новизна программы состоит в разработанном цикле занятий, направленных на комплексную коррекцию нарушений развития детей со средней и тяжелой степенью ДЦП средствами малых форм фольклора.

Цель: формирование социально – бытовых навыков. Воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Задачи

  • Развивать мелкую и крупную моторики рук.
  • Формировать социально – бытовые навыки.
  • Воспитывать положительные качества личности.
  • Стимулировать познавательное развитие.
  • Создавать условия для развития речи.

Данная программа «Хоровод» рассчитана на детей младшего возраста от 2 до 5 лет.

Программа реализуется в течение одного заезда в форме индивидуальных занятий. Занятия проводятся тридцать минут два, три раза в неделю.

Основной формой организации деятельности детей  является коррекционно - развивающее занятие, позволяющее использовать различные методы обучения.

Для эффективного накопления двигательных навыков и освоения новых знаний, для стимуляции развития познавательной деятельности предлагается использование и других форм занятий. Прежде всего – это пальчиковые игры и практические работы.

Выбор методов для каждой формы занятий определяется содержанием коррекционно - развивающего занятия; возрастными и индивидуальными особенностями детей – инвалидов, дидактической целью занятия, учебно – материальной базой: наличие кабинета, методический материал, ТСО, соответствующие материалы и оборудование.

Для изучения развития мелкой моторики и личности обучающихся используются методы:

  1. Рассказ, беседа.
  2. Практическая работа.
  3. Коррекционно – развивающие игры.
  4. Демонстрация.

Итоги реализации программы проводятся в виде заключительной  диагностики методом тестирования.

Ожидаемые результаты

  • Бережное отношение к природе.
  • Расширение рамок познания окружающего мира.
  • Развитие музыкального слуха.
  • Улучшение общего психофизиологического развития.
  • Развитие двигательно – моторной координации.
  • Развитие предметно – практической деятельности.
  • Развитие памяти.

Учебно – тематический план

Коррекционно – развивающей  программы

«Хоровод»

№ п\п

Наименование разделов

Темы разделов

Всего занятий с ребенком на один заезд

В том числе

На начало заезда

На конец заезда

1

Вводное занятие, диагностика

2

1

1

2

Режим дня

1

-

-

3

«Хозяюшка»

1

-

-

4

«Принимаем гостей»

1

-

-

5

«Хорошо и плохо»

1

-

-

6

«На прогулке»

1

-

-

7

«Радуга»

1

-

-

8.

«На огороде»

1

-

-

9

«Чистюльки»

1

-

-

10

Итоговое занятие

1

-

-

Итого

11

1

1

Содержание

Коррекционно - развивающей программы

«Хоровод»

  1. Ввводное занятие, диагностика.

Знакомство с ребенком. Установление эмоционально – психологического контакта. Работа с двигательными тестами.

  1. Режим дня.

Теория: Знакомство с распорядком дня: пробуждение, умывание, зарядка, завтрак, прогулка, обед, сон – час, полдник, ужин, чистка зубов, сон.

Практические работы: Умывание, отработка навыков чистки зубов, уборка кроватки, веселая зарядка, отработка навыков приема пищи, одевания (застегивание пуговиц, липучек, шнуровка ботинок).

  1. «Хозяюшка».

Теория: Знакомство с основными бытовыми приборами: холодильник, печь, микроволновка; основными продуктами питания (хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясные и рыбные продукты, овощи, фрукты, зелень. Разучивание потешек про готовку обеда.

Практические работы: отработка навыков включения бытовых приборов, «приготовления» каши, щей, пирожков из соленого теста.

4.       «Принимаем гостей».

Теория: Знакомство с посудой, ее видами. Правила сервировки стола. Разучивание потешек про прием гостей.

Практические работы: Отработка навыков накрывания стола к обеду, чаепитию. Закрепление навыков приема пищи.

          5.       «Хорошо и плохо».

Теория: Знакомство с понятиями «хорошо» и «плохо», «послушание», «порядок». Разучивание потешек про порядок.

Практические работы: Формирование навыков складывать свои вещи, убирать за собой после игры или занятий творчеством.

 6.       «На прогулке».

Теория: Знакомство с правилами одевания по сезону, правилами поведения на прогулке, понятиями «доброта» и милосердие». Разучивание потешек и пестушек про одевание.

Практические работы: Формирование навыков застегивания пуговиц, липучек, шнуровка ботинок, застегивание «молнии», навыков кормления птичек. Отработка приемов «поглаживание», «щепотной» и «пинцетный» захват.

  7.        «Радуга».

Теория: Знакомство с природными явлениями «дождь», «гроза», «радуга». Разучивание закличек про дождь и радугу.

Практические работы:  Рисование дождя, грозы, радуги.

   8.       «На огороде».

Теория: Изучение понятий «овощи», «грядки», «огород», «прополка», «вскапывание», «уборка урожая». Разучивание потешек и пестушек про работу на огороде.

Практическая работа: Формирование навыков удержания в руках детской лопатки, навыков «хватания», «ладонный захват», «пощипывания», «посыпания».

   9.       «Чистюльки».

     Теория: Знакомство с понятиями «чистота», «порядок». Разучивание потешек и пестушек про уборку в доме, на кухне, во дворе.

     Практические работы: Формирование навыков вытирания пыли, подметания, мойки посуды, стирки.

  1.  Итоговое занятие.

.

Методическое обеспечение

Корекционно – развивающей программы

«Хоровод»

  1. Вводное занятие.

. Проводится в форме игры – тестирования и консультации с родителями по результатам тестирования и знакомства с предстоящей деятельностью.

  1. Режим дня

Проводится в форме игры с применением потешек и пестушек к определенным режимным моментам. Ребенок может «будить» кукол, одевать и раздевать их, умывать, чистить им зубы, кормить, водить на прогулку, обучать, укладывать спать и так далее. В данном случае отрабатываются необходимые социально – бытовые навыки.

Формы проведения занятий: практические работы, коррекционно – развивающие игры.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация соответствующих наглядных материалов, игра, практическая работа.

Оборудование: куклы, детская мебель, зубные щетки, полотенца, детская посуда, карандаши, кисточки и краски, альбомы для рисования.

 Формой подведения итогов темы является умение умываться, чистить зубы, различать режимные моменты (ориентироваться во времени).

  1. «Хозяюшка»

Занятия по данной теме проводятся в виде игры на кухне, где стоят бытовые приборы, и лепки из соленого теста. Ребенку дается разъяснение как включить микроволновку и разогреть обед. Здесь же проводится занятие лепкой из соленого теста в виде игры с элементами приготовления пищи.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация различных наглядных материалов, практические работы.

Формы проведения занятий: коррекционно- развивающие игры,,  практические работы.

Оборудование: соленое тесто, электрическая печь, микроволновая печь, холодильник, стеки, детская посуда.

         Формой подведения итогов темы является умение включать микроволновую печь, разогревать пирожок, умения отщипывать кусочки теста, пользоваться стекой, вилкой и ложкой, помешивать.

4.Принимаем гостей.

Проводится в форме коррекционно – развивающей игры с детской посудой и детской мебелью, сопровождаемой потешками и пестушками. Ребенок учится различать виды посуды (обеденная, чайная, десертная, столовая), учится накрывать на стол для обеда, для чаепития. Изучает правила хорошего тона. Учится правильно принимать пищу.

Методы: рассказ, беседа, игра.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, практические работы.

Оборудование: детская посуда и детская мебель, готовый чай, пирожки и конфеты..

Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать все виды посуды, накрывать на стол (ставить чашки, тарелки, чайник, сладости), умение самостоятельно есть.

5.Хорошо и плохо.

Проводится в форме игры, сопровождаемой потешками и пестушками и занятий рисованием. Ребенок усваивает понятия «Хорошо» и «плохо», «чистота» и «порядок», «послушание». Учиться складывать свои вещи и приучается находить для каждой вещи свое место.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, практические работы.

Оборудование: краски, кисточки, карандаши, альбомы для рисования, детские вещи (маечка, штанишки, носочки, ботиночки, полотенце, умывальные принадлежности, игрушки).

Формой подведения итогов темы являются сформированные навыки складывать свои вещи в определенное место, убирать за собой после игры и занятий творчеством.

6.На прогулке.

Проводится в форме коррекционно- развивающей игры с элементами рисования, сопровождаемой потешками и пестушками.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация различных наглядных материалов, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, практические работы.

Оборудование: краски, карандаши, кисточки, альбомы для рисования, различная детская одежда по сезону, картинки с рисунками всего того, что может встретиться на прогулке.

Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать сезонную одежду, умение самостоятельно одеваться, называть что можно и чего нельзя делать во время прогулки..

7.Радуга.

Проводятся в форме коррекционно – развивающей игры, сопровождаемой закличками. Ребенку разъясняются понятия природных явлений: дождь, гроза, радуга. Демонстрируются картинки с изображением этих природных явлений, затем ребенка просят нарисовать дождь, грозу, радугу.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация различных наглядных материалов, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, практические работы.

Оборудование: краски, кисточки, карандаши, альбомы для рисования, картинки с изображением различных природных явлений, куклы.

Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать такие природные явления как дождь, гроза, радуга, умение изображать их на листе бумаги.

8.На огороде.

Проводится в форме коррекционно – развивающей игры в комнате с песком. Ребенку разъясняются понятия: овощи, грядки, огород, вкапывание, прополка, собирание урожая во время игры с песком, предлагается повторить за педагогом все изученные действия.

Методы: рассказ, беседа, игра, демонстрация, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, практические работы.

Оборудование: ящик с песком (влажный и сухой), детские лопатки, грабельки, мотыжки, ведерко, муляжи овощей.

           Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать действия с огородным инвентарем, умение собирать овощи в ведерко.

9. Чистюльки.

Проводится в форме коррекционно – развивающей игры, сопровождаемой потешками и пестушками. Ребенок учиться мыть посуду, вытирать пыль, подметать пол, стирать и одновременно усваивает понятия «чистота», «порядок», осваивая социально – бытовые навыки.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковые игры, практические работы.

Оборудование: комната с умывальником, веник, детская посуда, губки для мытья посуды, ветошь для вытирания пыли, носовые платочки для стирки.

           Формой подведения итогов темы являются сформированные умения мыть посуду, вытирать пыль, подметать, стирать.

10.Итоговое занятие

Проводится в форме диагностических тестов и выдачи рекомендаций для дальнейшей работы с ребенком (смотри приложение 2).

Литература

  1. Соленое тесто для начинающих.: - М.:, 2009 год
  2. Хананова И. Соленое тесто. – М.:, 2010 год
  3. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. :-Минск, 2008 год
  4. Кискальт И. Соленое тесто.: - М.:, 2002 год
  5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику.: - Москва, 2006 год
  6. Антипова М.А., Рубцова Е.О. Волшебный мир соленого теста.: - М.:, 2010 год
  7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.:, 2006 год

Приложение 1

 Занятие 1

Тема: Вводное занятие.

Цель: Диагностика.

Задачи:

- Определить особенности развития мелкой моторики

- Определить ведущую руку

- Создать положительный эмоциональный настрой на занятие

Материалы: для проведения первой методики - простой карандаш, опросный лист (расстояния между краями дорожек – 1 см). Для проведения второй методики – коробочка из двух частей с мелкими предметами (цветные мелкие скрепки или бусинки): для детей начиная с 4-х лет – 10 предметов, для более старших – 15 предметов.

Ход занятия

Проведение занятия: методики проводятся с двумя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет – методика «Птенчики», начиная с 4-х лет – обе методики. В практических тетрадях фиксируются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения занятия, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.

МЕТОДИКА «ПТЕНЧИКИ»: ребенку предлагается поиграть: открывается коробочка, предметы высыпаются в более глубокую часть, рядом ставится верхняя часть; обе части коробочки ставятся перед ребенком. Дается инструкция: «Это маленькие птенчики. Какие они красивые! Они сидят в гнездышке. Тебе нужно пересадить их из одного гнездышка в другое». В практической тетради необходимо отметить, какой рукой ребенок перекладывает предметы (если двумя руками одновременно или поочередно – это записывается), насколько ловкими являются движения, все ли предметы переложил ребенок.

МЕТОДИКА «ДОРОЖКИ»: перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа – карандаш.

В игровой форме ребенку предлагается : «проехать» по каждой дорожке к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по каждой дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки – иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируются то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняя руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.

По результатам проведения заданий формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки. Это нужно для определения дальнейшей работы с ребенком, для составления индивидуальной программы реабилитации. Если ведущей является правая рука, то акцент делается более на логические задания в работе, так как активным будет левое полушарие головного мозга. Если ведущей является левая рука, то акцент делается более на творческие задания, так как активным будет правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Родителям дается консультация о выявленных особенностях мелкой моторики, на что следует обратить внимание во время пребывания ребенка  в реабилитационном центре.

Занятие 2

Тема: «Режим дня»

Цель: Формирование социально – бытовых навыков

Задачи:

-Развитие мелкой моторики

-Развитие речи

-Формирования гигиенических навыков

-Формирование навыков игровой деятельности

Материалы: гигиенические принадлежности, детская мебель, детская посуда, одежда для кукол, куклы, готовое соленое тесто.

Ход занятия

Как только ребенок вошел в кабинет, мы создаем положительный эмоциональный настрой. «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий. Наш Ванечка в саду, словно яблочко в меду. Ванечка хороший, ванечка пригожий». Проходи, Ванечка, присаживайся. Сегодня мы с тобой научимся правильно проводить день. Научимся поднимать куклу, умывать ее, одевать, кормить, водить на прогулку и укладывать спать. Для начала разбудим пальчики, подготовим ручки к работе. Они наши главные помощники.

Пальчиковая гимнастика:

Проводится с мячиком – ежиком. Все движения делаем соответственно тексту.

Мячик я рукой катаю,

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Словно я сметаю крошку.

И сожму ее немножко

Как сжимает лапу кошка.

Мячик – ежик разожму

И другой рукой начну. (все повторяется с другой рукой).

А теперь будем будить куклу Катю (в кроватке лежит кукла, мы показываем ребенку как ее разбудить). Детки просыпаются, детки умываются. Просыпайся, Катя. Солнышко на дворе (Снимаем одеяльце и ведем куклу умываться. Читаем потешку):

Водичка, водичка,

Умой Кате личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(Маленькой губкой, смоченной в воде, протираем личико кукле, чистим зубки щеткой зубной, а затем вытираем полотенчиком читая потешку).

Полотенчиком пушистым

 вытрем ручки быстро, быстро.

(После всех гигиенических процедур причесываем куклу):

Уж я косы расчешу,

Уж я русы расчешу,

Ты расти, расти коса,

Всему городу краса.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

А затем делаем зарядку:

Катя, ручки подними,

Катя, ручки опусти.

Покружись, покружись,

А затем земли коснись.

И животик свой потри:

Раз, два, три,

Раз, два, три!

(Кукла Катя сделала зарядку и идет завтракать):

Трава - мурава от земли поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

А наша Катя за кашку!

Сварим кашку для Кати? (Берем соленое тесто, разминаем, отщипываем кусочки и складываем в кастрюльку, дела/ем движение пальцами – солим, помешиваем. Кормим куклу с ложечки, приговаривая):

Кушай, Катя, маленькая,

Кушай кашку сладенькую,

Мягкую, душистую,

Вкусную, пушистую.

(Вытираем кукле ротик салфеткой и «ведем» ее на прогулку). Читаем соответствующую потешку – пестушку в процессе одевания):

Подведение итогов: После проведения занятия ребенок должен уметь умывать куклу, чистить зубы, вытираться полотенцем, одевать и раздевать куклу, различать режимные моменты: утро, обед, полдник, ужин, сон (ночь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение № 4 к программе игровых сеансов. Хороводы и игры в кругу.

"Приложение № 4 к программе игровых сеансов. Хороводы и игры в кругу" составлено с учетом лексических тем занятий и разбито по временам года. Хоровод - оптимальная форма для развития представлений о с...

Программа "Музыкальный хоровод"

Программа "Музыкальный хоровод - круглый год"...

Хороводы хороводятся, песни реченькой текут...

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам  народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей. Цель:...

Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»

Форма урока: урок-практикум  Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...

Игровая программа «У зимних ворот, игровой хоровод»

Конкурсная программа для старшеклассников перед новогодней дискотекой....

Программа осеннего профильного лагеря ХОРОВОД

Осенние каникулы прекрасное время для проведения исследований в природе. Старшеклассники в условиях пришкольного лагеря занимаются природоохранной деятельностью, знакомятся с методами проведения иссле...

Сценарий интерактивной программы с играми и хороводами «День дружбы и единения славян»

Программа посвящена " Дню дружбы и единства славянских народов"...