Программа осеннего профильного лагеря ХОРОВОД
методическая разработка (8 класс) на тему
Осенние каникулы прекрасное время для проведения исследований в природе. Старшеклассники в условиях пришкольного лагеря занимаются природоохранной деятельностью, знакомятся с методами проведения исследований, участвуют в трудовых десантах, играют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ Панозерской ООШ
________/Е.А. Дмитриева/
Приказ № ___ от « ____» _____2017 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Панозерская основная общеобразовательная школа»
Кемского муниципального района.
Программа осеннего профильного лагеря
«Хоровод»
Хотим
обучаться
развиваться
организовываться
веселиться
общаться
дружить.
п. Панозеро, 2017г
Паспорт программы
Наименование программы | Программа профильного пришкольного экологического лагеря дневного пребывания «ХОРОВОД» |
Разработчик программы | Учитель химии и биологии- Штаюнда С.Н., Золотоверх Н.А. – учитель физической культуры, Мошникова Л.Г. – заместитель директора по УВР. |
Участники программы | Учащиеся МБОУ Панозерской ООШ с 4 по 9 класс |
Цель программы | Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят. |
Задачи программы |
|
Принципы реализации программ |
к окружающему миру.
|
Формы и методы | - тематические программы; |
Сроки и этапы реализации программы | I этап. Подготовительный – сентябрь 2017 г. II этап. Организационный – октябрь 2017 г. III этап. Основной – 30.10 по 03.11. 2017 г. IV этап. Заключительный – ноябрь 2017 г. |
Основные программные мероприятия | Направления:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - Повышение уровня экологической культуры. - Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей. |
I. Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Экологическое воспитание в условиях пришкольных лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание осеннего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной, так как 2017 г. президентом России В.В. Путиным объявлен годом экологии. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, неправильная вырубка лесов, загрязнение рек, увеличение синтетического мусора. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.
Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы:
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на осенние каникулы 2017 года из числа обучающихся 4-9 классов, продолжительность пребывания в лагере 5 дней, количество детей 15 человек. При комплектовании особое внимание уделяется одаренным детям и детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 5 дней.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на апрель-июль 2013 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный – сентябрь 2017 г.
II этап. Организационный – октябрь 2017 г.
III этап. Основной – 30.10 по 03.11. 2017 г.
IV этап. Заключительный – ноябрь 2017 г.
I этап. Подготовительный – сентябрь 2017 г.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия осеннего экологического лагеря дневного пребывания начинается подготовка к осенним каникулам. Деятельностью этого этапа является:
∙ проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к осенним каникулам;
∙ издание приказа по школе об открытии пришкольного осеннего экологического лагеря дневного пребывания;
∙ разработка программы деятельности пришкольного осеннего экологического лагеря с дневным пребыванием детей «ХОРОВОД»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном осеннем экологическом лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
- комплектование отрядов.
II этап. Организационный – октябрь 2017 г.
Основной деятельностью этого этапа является:
∙ встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
∙ запуск программы «ХОРОВОД»;
∙ знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
- сплочение отряда;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап – 30.10 по 03.11. 2017 г.
Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники осеннего экологического лагеря дневного пребывания;
- познают, отдыхают, трудятся;
- делают открытия в себе, в окружающем мире;
- помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
- укрепляют свое здоровье;
- вовлечение подростков в различные виды коллективно- творческие дела;
- организация проектной и исследовательской деятельности;
- занятия на дистанционных курсах.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.
IV. Заключительный этап – ноябрь 2017 г
Основной идеей этого этапа является:
∙ подведение итогов лагеря;
∙ анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности осеннего профильного экологического лагеря в будущем.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.
II. Основные программные мероприятия
№ | Направления | Способы и формы проведения |
1 | Правила поведения в природе | Ознакомление с правилами поведения в лесу, у водоёмов. Беседа- урок о лекарственных травах, трудовой десант, игра-викторина
|
2 | Знакомство с окрестными экосистемами | Беседы о лесе, его обитателях, растениях, значении в экосистеме. Игра-викторина. Экскурсия в лес, к реке. |
3 | Практикумы «Определение экологической характеристики почвы». «Химический анализ воды» | Исследование почвенных срезов, состава почвы, кислотности, определение плодородия. Определение тем исследований. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. |
4 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц Панозера. | Цель: Изучение экологического состояния улиц и окружения поселка Панозеро. Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка. Трудовой десант. Анкетирование. Круглый стол. |
5 | Охрана окружающей среды
| Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней. Акция. Вторая жизнь старых вещей. |
III. Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
∙ научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.
- Рисунки, картинки, карты, атласы, презентации, видеофильмы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
IV. Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно-правовой ресурс:
∙ Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Материально-технический ресурс:
|
Применение | Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Классный кабинет | Материальная база школы: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, соревнования. | Материальная база школы | Физ. руководитель |
Спортивная площадка | Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания | Материальная база школы | Физ. руководитель |
Пришкольный участок | Занятия на природе, изготовление гербариев | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные экологические мероприятия и концерты | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Фонд социального страхования, местный бюджет | Заведующая пищеблоком |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей. | Материальная база школы | Воспитатели |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
V. Список использованной для разработки программы литературы:
- Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
- Починок Наталья Анатольевна,руководитель группы участников экопрограммы «Больше кислорода» МБОУ СОШ №5 станица Ирклиевская Выселковский район Краснодарский край. Программа лагеря «Зеленая планета»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210835-1361713739.jpg)
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения для учащихся 10 класса химико-биологического профиля. Участие школьников в профильном лагере - хороший спос...
Программа летнего профильного лагеря
Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-769023-1458134189.jpg)
программа пришкольного профильного лагеря «Мы разные, но мы вместе»
Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-705490-1447054307.jpg)
Программа деятельности профильного лагеря «НАТУРАЛИСТ» с дневным пребыванием детей
Для каждого ребенка лето – это удивительное время года, когда можно реализовать самые заветные мечты, отдохнуть от школьной суеты, оценок в дневнике, насладиться общением с природой. Именно в летний п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/30/picture-823067-1475226460.jpg)
Программа пришкольного профильного лагеря "Радуга"
Программа пришкольного профильного лагеря экологической направленности "Радуга" с дневным пребыванием детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-234119-1364832652.jpg)
ПРОГРАММА Летнего профильного лагеря для одаренных детей «Intelleto»
Обучение в летнее каникулярное время по специально разработанным программам, хорошо организованный досуг позволяют лицеистам углубить знания по профильным предметам, расширить кругозор. Занятия, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1222131-1582551100.jpg)
Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"
Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"...