Программа осеннего профильного лагеря ХОРОВОД
методическая разработка (8 класс) на тему

Штаюнда Светлана Николаевна

Осенние каникулы прекрасное время для проведения исследований в природе. Старшеклассники в условиях пришкольного лагеря занимаются природоохранной деятельностью, знакомятся с методами проведения исследований, участвуют в трудовых десантах, играют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ Панозерской ООШ

________/Е.А. Дмитриева/

Приказ № ___ от « ____» _____2017 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Панозерская основная общеобразовательная школа»

Кемского муниципального района.

Программа осеннего профильного лагеря

«Хоровод»

Хотим

       обучаться

           развиваться

                     организовываться

          веселиться

       общаться

        дружить.

п. Панозеро, 2017г

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа профильного пришкольного  экологического лагеря дневного пребывания   «ХОРОВОД»

Разработчик программы

Учитель химии и биологии- Штаюнда С.Н.,  Золотоверх Н.А. – учитель физической культуры, Мошникова Л.Г. – заместитель директора по УВР.

Участники программы

Учащиеся МБОУ Панозерской ООШ с 4 по 9 класс

Цель программы

Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи программы

  • Расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • Максимальное использование возможностей природного окружения;
  • Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • Организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Принципы реализации программ

  • Принцип нравственного отношения друг к другу,

к окружающему миру.

  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

Формы и методы

- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции. 

Сроки и этапы реализации программы

I этап.  Подготовительный – сентябрь  2017 г.

II этап. Организационный –  октябрь  2017 г.

III этап. Основной – 30.10 по 03.11. 2017 г.  

IV этап. Заключительный – ноябрь  2017 г.

Основные программные мероприятия

Направления:

  1. Правила поведения в природе
  2. Знакомство с окрестными экосистемами.
  3. Практикум «Экология водоема»
  4. Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
  5. Лекарственные растения вокруг
  6. Охрана окружающей среды  

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка

- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.

 

I.             Пояснительная записка

«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

 

Экологическое воспитание в условиях пришкольных лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Создание осеннего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной, так как 2017 г. президентом России В.В. Путиным объявлен годом экологии.  В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют  отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, неправильная вырубка лесов, загрязнение рек, увеличение  синтетического мусора. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

        Новизна данной программы заключается в том,   весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания,  действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.

  

Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи:

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. 

Принципы:

Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

 

Участники программы

Лагерь комплектуется на осенние каникулы  2017 года из числа обучающихся 4-9 классов, продолжительность пребывания в лагере 5 дней, количество детей 15 человек. При комплектовании особое внимание уделяется одаренным детям и детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формы и режим занятий
     Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 5 дней.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.


Ф
ормы и методы работы по программе, которые будут использоваться:

- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.

 

 Сроки и этапы реализации программы:

        Программа рассчитана  на апрель-июль 2013 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:

I этап.  Подготовительный – сентябрь  2017 г.

II этап. Организационный –  октябрь  2017 г.

III этап. Основной – 30.10 по 03.11. 2017 г.  

IV этап. Заключительный – ноябрь  2017 г.

I этап.  Подготовительный – сентябрь  2017 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия осеннего экологического лагеря дневного пребывания начинается подготовка к осенним каникулам. Деятельностью этого этапа является:

         проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к осенним каникулам;

         издание приказа по школе об открытии пришкольного осеннего экологического лагеря дневного пребывания;

        разработка программы деятельности пришкольного осеннего экологического лагеря с дневным пребыванием детей «ХОРОВОД»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном осеннем экологическом лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • комплектование отрядов.

 

II этап. Организационный – октябрь  2017 г.

          Основной деятельностью этого этапа является:

        встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

        запуск программы «ХОРОВОД»;

         знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 

III. Основной этап – 30.10 по 03.11. 2017 г. 

Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники  осеннего экологического  лагеря дневного пребывания;

  • познают, отдыхают, трудятся;
  • делают открытия в себе, в окружающем мире;
  • помогают в проведении мероприятий;

  учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

 развивают способность доверять себе и другим;

  •  укрепляют свое здоровье;
  •   вовлечение подростков в различные виды коллективно- творческие дела;
  • организация проектной и исследовательской деятельности;
  • занятия на дистанционных курсах.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой,  здорового образа жизни, выставку рисунков,  поделок.

 

IV. Заключительный этап – ноябрь 2017 г

Основной идеей этого этапа является:

 подведение итогов лагеря;

 анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности осеннего профильного экологического лагеря в будущем.

Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка.
- Развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
- Выпуск школьной экологической газеты.

II. Основные программные мероприятия

 

Направления

Способы и формы проведения

1

Правила поведения в природе

Ознакомление с правилами поведения в лесу, у водоёмов. Беседа- урок о лекарственных травах,

трудовой десант,

игра-викторина

 

2

Знакомство с окрестными экосистемами

Беседы о лесе, его обитателях, растениях, значении  в экосистеме.
Беседы о  реке Кемь, ее обитателях, значении в экосистеме.

Игра-викторина.

Экскурсия в лес, к реке.

3

Практикумы «Определение экологической характеристики почвы».

«Химический анализ воды»

Исследование почвенных срезов, состава почвы, кислотности, определение плодородия.

Определение тем исследований.

Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.

4

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц Панозера.

Цель: Изучение экологического состояния улиц и окружения  поселка Панозеро.

Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.

Трудовой десант.

Анкетирование.

Круглый стол.

5

Охрана окружающей среды

 

Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней. Акция. Вторая жизнь старых вещей.

 

III. Методическое обеспечение программы:

 Учебные и методические пособия:

        научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы)

 Материалы из опыта работы:

Дидактические материалы:
 - Бланки анкет.
 - Инструкции по обработке анкет и тестов.

 - Рисунки, картинки, карты, атласы, презентации, видеофильмы.
Методические разработки:

 -  Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки  бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.

 

IV. Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно-правовой ресурс:

         Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

  

Материально-технический ресурс:

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классный кабинет

Материальная база школы:

 закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, соревнования.

Материальная база

школы

Физ.

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе,  спортивные состязания

Материальная база

школы

Физ.

руководитель

Пришкольный участок

Занятия на природе, изготовление гербариев

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные экологические мероприятия и концерты

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря экологической направленности

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования, местный бюджет

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская воспитателей.

Материальная база школы

Воспитатели

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

 

V. Список использованной для разработки программы литературы:

  1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
  2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
  6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
  7. Починок Наталья Анатольевна,руководитель группы участников  экопрограммы   «Больше кислорода» МБОУ СОШ №5 станица Ирклиевская Выселковский район Краснодарский край. Программа лагеря «Зеленая планета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ

Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения для учащихся 10 класса химико-биологического профиля. Участие школьников в профильном лагере - хороший спос...

Программа летнего профильного лагеря

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование....

программа пришкольного профильного лагеря «Мы разные, но мы вместе»

Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и д...

Программа деятельности профильного лагеря «НАТУРАЛИСТ» с дневным пребыванием детей

Для каждого ребенка лето – это удивительное время года, когда можно реализовать самые заветные мечты, отдохнуть от школьной суеты, оценок в дневнике, насладиться общением с природой. Именно в летний п...

Программа пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Программа пришкольного профильного лагеря экологической направленности "Радуга" с дневным пребыванием детей...

ПРОГРАММА Летнего профильного лагеря для одаренных детей «Intelleto»

Обучение в летнее каникулярное время по специально разработанным программам, хорошо организованный досуг позволяют лицеистам углубить знания по профильным предметам, расширить кругозор. Занятия, ...

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"...