программа пришкольного профильного лагеря «Мы разные, но мы вместе»
методическая разработка ( класс) на тему

Большова Надежда Васильевна

 

Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и детей. Что волнует родителя во время каникул? Здоровье ребенка, его настроение и безопасность, а, кроме того, очень хочется, чтобы он научился чему-то важному и повзрослел,  смог постоять за себя в жизни, достигать поставленной цели и преодолевать трудности.  Что волнует ребенка?  Чтобы не было скучно, чтобы появились верные друзья, чтобы не было похоже на школу…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe.docx74.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюмеревская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики

Районный конкурс программ

по организации отдыха и оздоровления

детей и подростков в пришкольных лагерях

в период летних каникул

                       

                                                                                     

                                                                                  Работу выполнила:

                                                                              Большова  Надежда Васильевна,

учитель математики

МБОУ «Тюмеревская СОШ»

                                                  Тюмерево 2015

Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

______________Е. И. Романова

    №6 от 06.04.2015

Утверждаю

Директор МБОУ «Тюмеревская СОШ»

________________А. А. Николаева

№51 от 15.06.2015

Паспорт программы

пришкольного профильного лагеря

«Мы разные, но мы вместе» 

в МБОУ «Тюмеревская СОШ»

Автор программы: Большова Надежда Васильевна, учитель математики МБОУ «Тюмеревская СОШ» Янтиковского района

Место проведения: МБОУ «Тюмеревская СОШ» Янтиковский район 

Возраст участников: 15 – 17 лет

Количество участников: 15

Срок реализации программы: с 1 по 21 июня 2015 года

Год разработки: 2015 год.

 

Пояснительная записка

Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и детей. Что волнует родителя во время каникул? Здоровье ребенка, его настроение и безопасность, а, кроме того, очень хочется, чтобы он научился чему-то важному и повзрослел,  смог постоять за себя в жизни, достигать поставленной цели и преодолевать трудности.  Что волнует ребенка?  Чтобы не было скучно, чтобы появились верные друзья, чтобы не было похоже на школу…

        В связи с этим становится очевидной необходимость правильно организованного летнего отдыха детей. Это и расширение для ребенка поля социального взаимодействия, изменение поля общения как со взрослыми, так и со сверстниками; реализация интересов, способностей, возможностей ребенка; получение ребенком нового опыта в организации собственного досуга; оздоровление ребенка.

        В связи с глобальными экономическими, экологическими проблемами общества актуальной является и проблема толерантности. На сегодняшний день не мирным остается положение на Украине. Несмотря ни на что Россия занимает толерантную позицию по отношению к ним. Исходя из этого, смена направлена на развитие толерантности у каждого ребенка.  

      Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей, нетерпимое отношение к людям иной национальности, веры, социальной группы, иного поведения или образа мысли – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости, не нарушая при этом прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

       Может ли школа помочь ребенку быть толерантным? Да. Поэтому предлагаемая мною программа представляет собой укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

      Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность (терпимость). Однозначно, будет эффективнее добиться цели моей программы не в рамках учебного процесса, а с помощью проведения её во внеурочной деятельности в игровой, досуговой форме. Особо значимым сейчас является вопрос о целях воспитания, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Для эффективной реализации программы должны быть созданы условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их:

- приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы;

- общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

- воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

- развития его творческих способностей;

- формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы

Содействие укреплению психического и физического здоровья детей, воспитание морально-волевых качеств, формирование толерантности, навыков культуры поведения, доброго отношения к окружающим, укрепление интереса и склонности детей к занятиям спортом.

Задачи программы

  1. Обучающие: 
  • формирование социальных знаний, умений и навыков через организацию активной досуговой деятельности;
  • формирование ценности здорового образа жизни.
  1. Развивающие: 
  • развитие умений терпеливого отношения к чужому мнению, взглядам, убеждениям, поведениям;
  • развитие интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребенка через организацию активной досуговой деятельности;
  • укрепление и восстановление психического и физического здоровья;
  • создание условий для выбора сферы социальной деятельности и подготовки к этой деятельности.

3. Воспитательные: 

  • педагогическая коррекция социального поведения, активное вовлечение ребенка в межличностные отношения;
  • профилактика асоциального поведения, обогащение нравственного опыта ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других);
  • обеспечение положительного психоэмоционального самочувствия личности;
  • формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности.

Ценность программы

  • игровой сюжет смены создает атмосферу заинтересованности каждого ребенка, что позволяет легко и эффективно реализовать цель и решить задачи, поставленные автором программы;
  • психологические тренинги, дискуссии позволят сформировать необходимые знания, умения и навыки поведения в обществе;
  • все мероприятия носят обучающий характер, что позволяет в условиях каникулярного времени продолжить воспитательный процесс детей.

В программу включены:

  • беседы-инструктажи о правилах поведения детей в условиях лагеря, ППБ, ПДД;
  • тематические развивающие спортивные игры: «Зеленая пятка», «Прикольная Олимпиада», посещения бассейна, экскурсия на реку Ута, поездка в музей Шоршелы и др.;
  • психологические тренинги, направленные на привитие навыков толерантности; упражнения, выявляющие лидеров, тест на исследование самооценки, игры на сплочение, флэш-моб;
  • развлекательно-познавательные игры и творческие конкурсы: «Мисс отряда», конкурс-дефиле, презентация отряда и др.;  
  • сюжетно-ролевые игры: «День Святого Валентина», «День наоборот», «День Нептуна», «Ярмарка», «Новый год» и др.

Миссия лагеря: создать условия для формирования у подростков толерантности, системного мировоззрения, компетентности, образованности, готовности к осознанным поступкам и ответственности за них.

Правила жизни лагеря:

  • Будь терпеливым, открытым, любознательным.
  • Спеши делать добро. Будь щедрым на доброту.
  •  Полагайся на дружбу.
  • Уважай чужое мнение. Учись слушать и слышать.
  • Уважай старших. Будь благодарным.
  • Работай над своими привычками. Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер.
  • Верь в свои силы и в то, что ты делаешь.
  •  Найди своё дело. Начинай с того, что тебе по силам. Дело боится смелых.
  • Воспитывай волю. Без воли нет успеха, без успеха нет счастья.
  • Воспитывай самостоятельность.
  • Цени время. Время — это жизнь. Делай всё вовремя.

Законы в лагере:

  • Закон толерантности – все люди равны!
  • Закон зелени – сохраним нашу планету зеленой!
  • Закон правой руки – взрослый поднимает правую руку, все замолкают.
  • Закон 00 – время дорого у нас: берегите каждый час.
  • Закон жизни – долой скуку!
  • Закон выносливости – будь вынослив!
  • Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
  • Закон территории – без разрешения не покидай территорию лагеря.
  • Закон творчества – твори всегда, твори везде, твори на радость людям!

Содержание деятельности программы

Программа реализуется по следующим направлениям:

Основные направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Воспитательная (развивающая)

Тренинговые упражнения, направленные на укоренение толерантности

Привитие у воспитанников чувства толерантности

Учебно-исследовательская

(познавательная)

Экологические часы: лекции, беседы, конкурсы, тренинги, практические учебные занятия, работа с научной и учебной литературой, экскурсии

Интеллектуально-познавательные игры.

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая

Трудовой десант на прилегающей к школе территории (пришкольный участок); на берегу реки Ута. Самообслуживание – дежурство по столовой и поддержание чистоты в помещениях

Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная

Медицинский осмотр в начале и конце смены (рост, вес)

Витаминизированное питание

Утренняя зарядка

Подвижные игры

Экскурсии

Поход

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная

(художественно-эстетическая)

Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, стихов и т. д.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала.

Выставки работ учащихся.

Сотрудничество с местной газетой.

Ожидаемые результаты

  1. Высокий уровень толерантности у детей, развитие у них уважения к окружающим людям, не зависимо от их роста, цвета волос,  национальности.
  2. Повышение активности участников смены в различных видах деятельности, в работе детских органов самоуправления.
  3. Улучшение состояния здоровья детей и подростков по сравнительным медицинским, психологическим показаниям, самооценке.
  4. Высокий уровень качества результата деятельности педагогов, взаимодействия с подростками на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях.
  5. Определение эффективности педагогических средств (способов, приемов, методов, форм) повышения уровня здоровья ребенка в условиях летнего отдыха.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

  1. Чернова Наталья Николаевна - начальник лагеря.  Задача начальника лагеря: общее руководство летней оздоровительной профильной смены. Выполняет контролирующую функцию.
  2. Большова Надежда Васильевна – воспитатель. Задача воспитателя: образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива, развитие навыков толерантности, организация трудовой и досуговой деятельности.
  3. Чумышева Валентина Николаевна – воспитатель. Задача воспитателя: образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива, развитие навыков толерантности, организация трудовой и досуговой деятельности.
  4. Емельянов Борис Алексеевич – спортивный руководитель. Его задача: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
  5. Козлова Инна Герасимовна – медицинский работник. Её задача: оказание медицинской помощи, профилактика вредных привычек.

Все педагоги имеют опыт работы в пришкольном профильном лагере с момента его организации. Также к работе в лагере привлекаются библиотекарь, повар и техслужащий.

Методическое обеспечение

Для полной реализации программы педагоги ведут подготовительную работу по организации летнего отдыха детей в лагере. Готовится  обеспечение учебно-воспитательного процесса:

            - разрабатываются теоретические и практические занятия;

- подбираются воспитательные мероприятия на тему толерантности.

Материально-техническая база

          Лагерь «Мы разные, но мы вместе» работает на базе МБОУ «Тюмеревская СОШ», где созданы все необходимые условия для функционирования лагеря. Для общего сбора детей в их распоряжение представлен кабинет. Выделены также кабинет информатики, тренажерный зал, актовый зал.  Центром теоретической подготовки станет библиотека. Спортивные мероприятия планируется проводить на спортивной площадке; в плохую погоду будет задействован спортивный зал. Для занятий спортом есть необходимое оборудование и снаряжение. Рядом с учебным заведением находится пришкольный участок. Для фиксирования проводимой работы в наличии имеется цифровой фотоаппарат. Питание детей будет осуществляться в школьной столовой.

Механизм реализации программы.

1. Подготовительный этап.

       Этот этап характеризуется тем, что за 2-3 месяца до открытия пришкольного профильного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону

- издание приказа по школе о проведении летнего лагеря

- разработка программы деятельности пришкольного профильного оздоровительного лагеря «Мы разные, но мы вместе»

- подготовка методического материала для работников лагеря

- отбор кадров для работы в пришкольном профильном оздоровительном лагере

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

2. Организационный этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей

- запуск программы «Мы разные, но мы вместе»

- формирование органов самоуправления

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря

3. Основной этап смен:

- реализация толерантности и терпимого отношения у детей в течении всей смены

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел

4. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены

- выработка перспектив деятельности организации

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного профильного оздоровительного лагеря в будущем


Девиз смены:

«Толерантным людям не страшны горы трудностей и моря сомнений.

Вместе мы всё преодолеем».

Сюжет: Каждый день смены содержит в себе творческо-развлекательную, воспитательную программу мероприятий, направленных на развитие сплочения и формирования коллективного и толерантного взаимодействия между детьми.

Каждый день смены будет начинатся с тренингового упражнения, направленного на привитие навыков доброжелательного и уважительного отношения, толерантности. Главная мысль этого упражнения и будет являться девизом для всех детей и их окружающих взрослых людей на целый день.

План мероприятий

День

Мероприятия

Цель

1

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ВСЕ ДРУЗЬЯ»

  1. Открытие смены «Мы разные, но мы вместе»
  2. Ролевая игра «Мы все такие разные»

Обустройство, знакомство, адаптация

2

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ТО МЫ СЧАСТЛИВЫ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Комплименты»

2) Трудовой десант. Копка и формирование грядок

3) Игра «Самый лучший наш отряд»

Оформление отрядного уголка, распределение ролей в отряде

3

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ЗДОРОВЫ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

2) Трудовой десант. Посадка капустной рассады

3) Посещение в ФСК «Аль» в бассейн

Выявление активных и творческих ребят, раскрытие их потенциала, пропаганда здорового образа жизни, профилакт. правонарушений

4

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ УМНЕЕ»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Правда или ложь»

2) Трудовой десант. Прополка многолетних трав

3) Интеллектуальная игра «КВН»

4) Компьютерные игры

Раскрытие интеллектуальных способностей детей, развитие навыков эффективной работы в команде, выявление лидеров и сплочения команды

5

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ЕДИНЫ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

2) Трудовой десант. Перекопка земли под посадки

3) Спортивно-развлекательная игра «Прикольная олимпиада»

Активизация интереса детей к смене, через различные спортивные состязания по станциям. Повышение интереса к смене лагеря

6

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ТО МЫ – ВМЕСТЕ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Доставь радость»

2) Трудовой десант. Высадки рассады цветов

3) Развлекательное мероприятие «Детский и вожатский концерт»

Повышение физической активности ребят смены, сплочение отрядов

7

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ – ДРУЗЬЯ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Круг доверия»

2) Трудовой десант. Посадка рассады томатов

3)  Творческая акция «Флэшмоб»

Развлекательная деятельность детей, организация досуга, формирование командного духа и навыков взаимопомощи.

8

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ МОЖЕМ ВСЁ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Пантомимо толерантности»

2) Трудовой десант. Полив огорода

3) Творческий конкурс

Развитие творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены

9

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ НАХОДЧИВЫ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Лукошко»

2) Трудовой десант. Работы по благоустройству территории»

3) Спортивно-развлекательная игра «Зеленая пятка»

Выявление креативных способностей детей. Повышение командного духа, развитие навыков взаимопомощи

10

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ МУЗЫКАЛЬНЫ!»

1) Утренняя зарядка, тренинговое упражнение «Собираемся в поход»

2) Трудовой десант. Полив огорода.

3) Встреча со специалистами МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Развитие творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены.

11

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ,

                                 МЫ ТАНЦУЕМ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Я дарю тебе»

2) Трудовой десант. Прополка

3) Танцевальный конкурс «Танцы»

Повышение физической активности ребят смены, через различные спортивные состязания

12

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ – ВЕСЬ МИР!

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Телеграмма»

2) Трудовой десант.

3) Творческий конкурс «День народов мира»

Развитие креативного потенциала детей. Повышение командного духа, развитие навыков взаимопомощи

13

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ СПОСОБНЫ ОТЫСКАТЬ ЛЮБОЕ ЗОЛОТО!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Пословицы»

2) Трудовой десант. Сортировка книг, уборка на книжном складе

3) Спортивно-развлекательная игра «Форд БОЯРД»

Повышение творческой активности ребят смены, спортивно-интеллектуальное воспитание и сплочение отрядов

14

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ – СТИЛЯГИ!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Растопи круг»

2) Трудовой десант. Посев злаковых культур

3) Творческий конкурс «Дефиле»

4) Дискотека «Новый год»: все танцуют в белом

Развитие творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены.

15

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ ИДЕМ НА САФАРИ!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Печатная машинка»

2) Экологический десант.  

3) Спортивно-развлекательная игра «Сафари»

Развитие командного духа отрядов.

16

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, СОБЕРЕМ ВСЕХ ЁРИКОВ!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Дискуссия»

2) Трудовой десант в школьных кабинетах.

3) Экономическая игра «Ярмарка»

4) Развлекательное мероприятие «Аукцион»

Активизация деловых и командных навыков детей через экономическую игру

17

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ВСЕМ ПРИКОЛЬНО!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Позитивные итоги»        

2) Трудовой десант. Помощь ветеранам тыла, ветеранам педагогического труда.

3) День приколов:

- «Прикольная зарядка»

- «Прикольная олимпиада»

- «Прикольный футбол»

Активизация и формирование творческих способностей, креативного мышления и формирование командного духа.

18

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ,

                               НАШ УСПЕХ – НЕ ЗА ГОРАМИ!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Самый особенный»

2) Трудовой десант.

3) Посещение в ФСК «Аль» в бассейн

Развитие активного, творческого, актерского и режиссерского потенциала детей смены.

19

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ,

                                        ВЕСЕЛО ДАЖЕ В ШКОЛЕ!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Надо договориться»

2) Экологический десант

3) Поход

Развитие творческого и интеллектуального потенциала детей.

20

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, ПУТЕШЕСТВИЯ В РАДОСТЬ»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Волшебная лавка»

2) Поездка в музей  Шоршелы

Развитие творческого и интеллектуального потенциала детей.

21

«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, УЕЗЖАТЬ НЕОХОТА!»

1) Утренняя зарядка. Тренинговое упражнение «Культурный словарь»

2) Трудовой десант. Прополка

3) Закрытие смены «Когда мы вместе»

- торжественная линейка, подведение итогов смены

- вручение грамот

- просмотр фильма «Это всё про нас»

4) Игра «Обнимашки»

Прощание детей друг с другом, вожатыми и лагерем.

Режим дня лагеря

08:15  -  08:30      Встреча детей

08:30  -   09:00     Музыкальная зарядка. Тренинговые упражнения

09:00  -  09:30      Завтрак

09:30 - 12:00        Отрядные дела, мероприятия, занятия в секциях, трудовой десант

 

12:00  - 13:00       Обед

13:00 - 14:15        Мероприятия: игры, викторины, экскурсии, выезды и др.

14:15  - 14:30       Линейка

14:30                    Уход детей домой

Литература

  1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
  2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-ва, 2005. – 120с.
  3. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.
  4. Методический сборник по итогам трудового сезона. Составитель Е.В. Наумова – Чебоксары: 2004
  5. school1-rad.edusite.ru
  6. blogdetdom.ucoz.ru
  7. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №4, 2008
  8. «Сверстники обучают сверстников». Руководство по проведению практических семинаров и тренингов. - Москва, 2005

Упражнение «Комплименты»

Оборудование: мяч

Форма работы: коллективная, в кругу. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. 

Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.  

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» 

Оборудование: листы бумаги и ручки

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу. 

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем. 

Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений. 

 Индивидуальная работа 

Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием. 

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам. 

Упражнение «Правда или ложь» 

Оборудование: листы бумаги и ручки

 Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу. 

Задание. Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет. 

Индивидуальная работа 

Зачитайте ваши предложения. Задача остальных – определить, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет. 

Упражнение «На какого сказочного героя я похож?» 

Оборудование: мяч

 Форма работы: коллективная, в кругу. 

Задание. Выберите среди участников группы человека, который мо вашему мнению похож на какого-нибудь персонажа из кинофильма, мультфильма, сказки (преподаватель обращается к кому-нибудь из группы) и бросьте ему мяч. При этом скажите, кого именно напоминает вам данный участник (Например, Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку). Участник, который поймал мяч, бросает его другому, называя персонаж, который напоминает ему этот человек. Запомните от кого вы получили мяч и как вас назвали. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно слов (Например, Витя, ты сказал, что я похож на Чебурашку, а на самом деле я чувствую себя крокодилом Геной). 

Упражнение «Доставь радость»

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных – доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то. Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку. Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Упражнение «Круг доверия»

 Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. В середине круга возникнет путаница, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. По окончании выполнения каждого упражнения происходит обсуждение и рефлексия.

Упражнение "Пантомима толерантности"

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

•  Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании?

•  С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение "Лукошко"

Цели:

•  работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;

•  развитие фантазии, творческого мышления.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

Упражнение «Собираемся в поход»

Из группы выбираются 3-4 добровольца, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

- Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву… (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т.п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров.

Итак:

- Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, рюкзаки? … И т.д.

Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух? Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т.д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

Упражнение «Я дарю тебе…»

Суть игры: в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

  • - в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: Спасибо, (ИМЯ) за подарок…(называем подарок). Подарок должен быть необычным. Участники встают в круг и, поворачиваясь по очереди к своему соседу слева дарят свой подарок, например:
  • - Марина, я дарю тебе радугу.
  • - Спасибо, Саша, за радугу ( поворачивается и продолжает) Вика, я дарю тебе вот этот куст. И т.д.

Когда круг «пройден», подарки дарятся соседу справа. Главное – не повторять в своем подарке кого-то. Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

Упражнение «Телеграмма»

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например: Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т.д.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей. Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению: чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее? Как влияют незначительные части речи, знаки препинания на содержание? Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

Упражнение «Пословицы»

Участники делятся на две команды. Первая команда, в тайне от второй загадывает пословицу или поговорку. Один человек из первой команды, с помощью невербальных форм общения (жестами, мимикой и т.д.) передает второй команде содержание пословицы или поговорки. Вторая команда должна назвать загаданное. Затем наоборот. Каждая команда загадывает по 3 раза. Можно посчитать очки и назвать команду-победительницу.

Упражнение «Квадро»

Упражнение позволяет получить обратную связь в виде рассуждений, дискуссии по пройденной теме, для упражнения понадобится карточка 15х15 с вариантами ответов “Да…”, “Нет...”, “Да, но…”, “Нет, но…”. Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию.

Возможно использование следующих вариантов высказываний-суждений:

1.  Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.

2.  Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

3.  Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе к бродягам, преступникам.

4.  К наличию признаков «инаковости» (другой цвет кожи, национальность, поведение) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.

Упражнение «Волшебная лавка»

Процедура проведения: попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Упражнение «Растопи круг»

Это упражнение - испытание, однако, стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность детей с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

Ход упражнения: в этом упражнении все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые слова о ком-либо стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение, то есть самые лучшие человеческие чувства.

Инструкция для участников: вы не имеете желания выпустить того, кто в кругу, но если верите в искренность его теплых чувств к Вам, если, на Ваш взгляд, человек искренне отдает Вам свою душу, Вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если Вы будете выпускать человека легко, то будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно. На каждого водящего дается 2-3 минуты. Кто сделает шаг вперед и испытает себя?

Рефлексия: трудно ли было выполнять это упражнение? Какие чувства Вы испытывали, слушая добрые высказывания?

Упражнение «Печатная машинка»

Оборудование: раздаточный материал с текстом для упражнения.

 Форма работы: коллективная, в кругу. 

Мы с вами единый механизм печатной машинки. 

Задание. Воспроизведите отрывок по кругу, начиная с партнера сидящего от меня справа, следующим образом: каждый называет по одной букве по очереди, в конце слова все хлопают в ладоши, на знак препинания топают ногой, в конце предложения встают.

Упражнение «Дискуссия»

 Необходимое время: 30 минут.

Цель: развитие способностей к анализу, ведению позитивного диалога и спора.

Процедура проведения:

  • Разбить участников тренинга на две команды;
  • Распределить между командами позиции «За» и «Против»;
  • Предложить провести дискуссию на тему: «кто лучше – мальчишки или девчонки?»
  • В момент «накала» обсуждения остановить спор и поменять позиции местами: та команда, которая была «против», должна выступить «За» и наоборот.
  • Выслушать желающих высказать свое мнение по поводу дискуссии.
  • Рассказать старинную легенду «Хорошо, что все мы разные!»

Старинная легенда «Хорошо, что все мы разные!»

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: - Как ты уродлив, негр! Как будто сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал: — Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза.

Затем мудрец обратился к чернокожему: — А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: — Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Упражнение «Встреча взглядами» 

Необходимое время: 5 минут.

Цель: разогрев группы, развитие навыков социальной перцепции.

Процедура проведения:

  • Участники стоят в кругу, опустив головы вниз.
  • По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом.
  • Та пара, которой это удалось, покидает круг.

Упражнение «Позитивные итоги»

Материалы: конверт для каждого участника, внутри которого вложена карточка с именем другого участника.

Часть 1 (проводится на первом занятии): Мы часто обращаем внимание, прежде всего, на негативные особенности других людей и не замечаем их положительных качеств. Поэтому мне хочется предложить каждому из вас попробовать понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание только на положительные стороны. Я приготовил для каждого из вас конверт, в котором лежит карточка с именем того частника, за которым вы должны будете наблюдать. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо будет до самого последнего занятия группы. Я советую вам делать короткие заметки после каждого занятия и как можно более конкретно записывать все, что вам понравилось в поведении человека, за которым вы наблюдаете. При этом важны именно конкретные действия и способы поведения, не стоит писать: «Иван уверен в себе». Вместо этого можно написать: «Мне понравилось, как Иван вел себя на занятии во вторник. Он давал каждому высказаться и постоянно возвращал наше внимание к обсуждаемой теме».

Упражнение «Самый особенный»

Материалы: ватман, на котором записываются баллы, небольшой приз победителю.

Ведущий просит участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «У меня тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы. Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.

Упражнение «Культурный словарь»

Материалы: список понятий, бумага и ручка для каждой команды.

Ведущий делит участников на небольшие группы (3-4 человека) и дает каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши. Затем вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и тихо сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы – догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, Родина.

Ведущий должен удостовериться, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, ведущий просит участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова. Обсуждение: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному? что отражается в том, как люди рисуют слова?

Упражнение «Надо договориться»

Ведущий предлагает участникам сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

Игра «Рукопожатие»

Дети разбиваются на пары и должны очень хорошо запомнить рукопожатие друг друга. Затем с закрытыми глазами все тихо ходят по комнате и пытаются отыскать свою пару.

Игра «Атомы – молекулы»

По команде «атомы» все хаотично двигаются по комнате. По команде «молекулы» все образуют группы (берутся за руки) в зависимости от числа, которое назвал воспитатель.

Игра «Воздушные шарики»

Первый круг: шар передается по кругу только локтями.

Второй круг: шар передается только ногами (сжав шар коленками).

Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу).

Игра «Объятие»

Участники должны обнять шар. У кого лопнет шар у того и самое сильное объятие, тот и победил.

Упражнение «За фасадом имени»

Возьмите лист бумаги и карандаш. Напишите свое имя и добавьте к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. А теперь подумайте и скажите, чего больше в вашем определении: любви, нежности, иронии, сарказма? Попросите близкого вам человека придумать определение, отражающее вашу сущность, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя. Сравните это определение и свое.

Есть ли различия в том, каким вы видите себя и как вас воспринимают люди? Задумайтесь о причинах различий.

Упражнение «Мой образ»

Ощутите себя растением, животным или каким-то другим предметом или явлением природы. Забудьте о том, что у вас человеческое тело. Вы — растение или животное, побудьте им несколько минут. Позвольте себе сделать мысленно или реально (если рядом никого нет) то, что хочется. После нескольких минут пребывания в образе напишите на бумаге рассказ от имени этого существа, как если бы его душа могла говорить.

Когда рассказ готов, перечитайте его и обратите внимание, какой это образ: положительный или отрицательный, живой или недвижный; однообразный или многоликий, грустный или оптимистический. Как он чувствует себя в своем жизненном пространстве? Как относится к тому и тем, кто рядом? Каково в данный момент его отношение к жизни?

Анализ такого рассказа — одно из средств осознания образа своего «Я». Дайте прочитать свой рассказ человеку, которому доверяете, и спросите: что он может сказать об авторе рассказа (вы можете не признаваться в своем авторстве, если хотите сохранить инкогнито). Суждение близкого поможет увидеть некоторые новые оттенки в самом себе.

Упражнение «Солнце»

Каждый участник рисует солнце, на лучах которого написано, что и кого он согревает своей любовью. Чем больше лучей, тем крепче связан человек любовью с жизнью.

Пример:

дети

муж                 живопись

психология                         музыка

родители                                         книги

бабушка                         поэзия

коллеги         лес

друзья

         «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»   

 Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного оздоровительного лагеря

Программа работы пришкольного оздоровительного лагеря...

программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Прогграмма лагеря "Цветик -семицветик" представляет игровую модель смены - в основе, которой лежит сюжетная игра через которую ребенок познает важнейшие формы социального поведения....

Программа пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Программа пришкольного профильного лагеря экологической направленности "Радуга" с дневным пребыванием детей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»...

Программа детского пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Реализация программы летнего профильного лагеря позволяет сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творчес...

Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Олипмия»

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, при...

Программа пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием «Яркое и весёлое лето!»

Организация       отдыха       и       оздоровления обучающихся школы в летний период.Физическое и духовное ра...