Программа детского пришкольного профильного лагеря "Радуга"
проект (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Горячева Юлия Сергеевна

Реализация программы летнего профильного лагеря позволяет сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творческой деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proflagerya_na_sayt.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность данной программы естественнонаучная.

Целью воспитательной системы лицея №82 является  создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала лицеиста, формирования социально-ориентированной личности лицеиста – гражданина России в рамках развития детского самоуправления и поддержки традиций школы (при приоритетной  реализации учебных программ  повышенного уровня сложности). При таком подходе каждый ребёнок считается личностью с высокими интеллектуальными возможностями, одарённой. Но одарённость рассматривается не только как одарённость академическая. Дети лицея участвуют в олимпиадах и конкурсах высокого интеллектуального уровня различной направленности, что позволяет выявить ребят, обладающих нестандартных мышлением, значительным творческим потенциалом и собственно интеллектуально развитых детей. Внеурочная и урочная деятельность в лицее взаимосвязаны и найдут продолжение в организации летнего отдыха, учитывающего возможности и потребности ребят высокого уровня познавательной мотивации.

Одна из особенностей работы лицея – качественная подготовка  обучающихся по предметам учебного плана, в т.ч. предметам, изучающимся на углублённом уровне, воспитание интереса к естественнонаучным дисциплинам, расширение общекультурного кругозора, формирование коммуникативных компетенций у учащихся. В такой деятельности важны и академические знания, и умение общаться, и готовность творчески решать поставленные задачи.

В лицее №82 ключевыми составляющими учебного процесса являются проектная, учебно-исследовательская, коллективно-творческая деятельность учащихся. Лицей показывает высокий результат  участия в межрегиональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах,  мероприятиях. На всех уровнях обучения прослеживается межпредметная интеграция. Уже в начальной школе учащиеся начинают пробовать себя в учебных исследованиях, участвуя, например в НОУ, проводя недели знаний «Кубик Рубика», организовывая Литературный фестиваль, издавая лицейскую газету. Курс МДО в начальной школе поддерживает прочные междисциплинарные связи.

В средней и старшей школе запущен и успешно реализуется проект «Глобальная школьная лаборатория». «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб) объединяет всех, кому интересны совместные исследовательские проекты. Принципиальной особенностью проектов, выполняемых в ГлобалЛаб, служит их совместный характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путём создания ситуаций, в которых для формирования коллективного экспериментального знания используются данные, полученные всеми членами сообщества. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми. Знакомясь с работами других команд, все участники ГлобалЛаб ощущают себя частью исследовательского сообщества школьников.

На сегодняшний день используются повсеместно информационные технологии. Учащихся привлекает идея использования информационных технологий при обработке информации с помощью современных технических средств. Одним из путей повышения мотивации к учебной деятельности, знакомству и практическому применения информационных технологий является игра геокэшинг. Цель игры геокэшинг – распространение новых информационных технологий и использование их во внеурочной деятельности. Задачи, решаемые при реализации игры геокэшинг: развитие активной жизненной позиции; формирование коммуникативных умений обучаемых, культуры общения в жизненных ситуациях; формирование исследовательских умений учащихся; развитие спортивной и творческой деятельности команд.

Ребята участвуют в областной и городской технической олимпиадах. В рамках Областной технической олимпиады  предлагается разработка концептуального эскизного научно-технического проекта, который должен носить глобальный характер, в меру фантастический, но с обязательным включением элементов реальных конструкций, и его публичную защиту. Публичная защита должна носить хорошо организованную PR-акцию.

Участие лицеистов в олимпиадном движении, различных процедурах творческой деятельности организуются не только в учебное время, но и рамках дополнительного образования. Продуктивно используется возможности летнего, осеннего, зимнего, весеннего школьного лагеря и лагерей, организуемых вузами и различными образовательными учреждениями. В данную работу по поддержке и развитию одарённых детей логично встраивается привлечение учащихся в возрасте 11-17 лет к занятиям в рамках летнего профильного лагеря на базе МАОУ лицея №82.

Реализация программы летнего профильного лагеря позволит сформировать положительную  мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый  совместной интеллектуальной  и  творческой  деятельностью. Позволит создать особую развивающую среду, в которой дети получают возможность найти общий язык с ребятами разного возраста, получат новые знания в областях научно-естественного направления, получат возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Проблемы летнего отдыха и занятости детей остаются для родителей актуальными. Как людям заботливым и ответственным, им хочется создать для своего ребёнка условия, максимально удовлетворяющие его и свои потребности, а это значит, отдых должен быть интересным, познавательным и безопасным. В лицее № 82 уже много лет существует школьный оздоровительный лагерь для детей младшего школьного возраста. Т.о., смена профильного лагеря будет логическим продолжением образовательного и воспитательного процесса лицея для подростков и молодёжи. Актуальность, педагогическая целесообразность  создания такой смены состоит в том, что это возможность создать условия для  реализации познавательной, воспитательной, коммуникативной, спортивно-оздоровительной  деятельности. Работа педагогов будет направлена на развитие и укрепление интереса учащихся к научным знаниям, укрепление психических сил, социализацию ребёнка, на обогащение положительными эмоциями и яркими впечатлениями. Проведённое анкетирование показало, что 70% опрошенных родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были заняты в лицее в июне в оздоровительном и профильном лагерях. 60% опрошенных учащихся хотят реализовать свои возможности во внеурочной деятельности, найти новых друзей, участвовать в научных и творческих экспериментах. По итогам изучения запроса учащихся и их родителей (законных представителей) формируется смена в количестве 20 человек из числа учащихся 5-10 классов. Продолжительность смены 21 календарный день.

        В связи с пожеланиями детей и родителей в профильной смене предусмотрены занятия по экономике, математике, физике, английскому языку, информатике, журналистике, экологии. А также предусмотрены занятия театральной деятельностью и спортом.

Программа является краткосрочной (рассчитана на 1 смену)

Цель – создание благоприятных условий для развития самоактуализации, мотивации  и социализации подростков.

Задачи:

  1. Стимулировать положительную мотивацию учащихся к обучению.
  2. Развивать исследовательские умения учащихся.
  3. Развивать активную жизненную позицию учащихся.
  4. Создать коллектив подростков на принципах сотрудничества. Формировать коммуникативные умения обучающихся, культуру общения в жизненных ситуациях.
  5. Создать условия для реализации творческих способностей детей.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Концептуальные основы программы опираются на идеи гуманистической педагогики и психологии. Основная идея лагеря строится на сочетании гуманистического принципа воспитания с деятельностным подходом.

Принцип самореализации

  • Осознание детьми перспектив видов деятельности, реализуемых в лагере;
  • Добровольное включение подростков в ту или иную деятельность;
  • Обязательный учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
  • Признание личности человека высшей социальной ценностью.

Принцип включённости в социально-значимые отношения:

  • Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;
  • Предоставление возможности и права отстаивать своё мнение.

Принцип взаимосвязи педагогического и детского соуправления:

  • Создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • Формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Основополагающими идеями программы являются:

  • Устойчивое стремление к личностному росту и самосовершенствованию;
  • Развитии мотивации к приобретению новых знаний и умений.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Педагогический проект осуществляется на основе нормативно-правового обеспечения:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Утвержден Приказом Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст.
  3. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).
  4. Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011 года № 06-614).
  5. Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (создание авторских программ работы педагогических кадров) (Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г.№ 09-260).
  6. План мероприятий («дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 Г. № 2620-р).
  7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761).
  8. Конституция РФ.
  9. Конвенция ООН о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
  10. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04.№ 170 ФЗ.
  11. Порядок проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (утверждены приказом Министерства образования РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  12. Постановление Правительства Нижегородской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи Нижегородской области» от 25.03.2009 N 149 (ред. от  13.11.2012 N 813).
  13. Постановление администрации г.Н.Новгорода «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи» от 29.10.2013 № 4191.
  14. Областная целевая программа  «Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи Нижегородской области  на 2012-2014 годы» (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2011 № 976) .
  15. Приказ Департамента образования Администрации города Нижнего Новгорода «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи г. Нижнего Новгорода в 2017 г.» № 365 от 19.05.2017
  16. Устав МАОУ «Лицей №82».

        

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ и ГУМАНИТАРНОЕ

Цель: подготовка и проведение КТД, исследований, проектов  с учётом типологических и возрастных особенностей подростков

ТВОРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: использование новых форм работы с целью приобщения детей к познавательной деятельности

Формы: экскурсии, видеоролики, мини спектакли

СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: сохранение здоровья воспитанников, формирование понятия «здоровый образ жизни».

Формы работы: соревнования, беседы о правилах безопасности, зарядка

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: создание доверительного, психологически комфортного общения

Задачи: организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения

- изучение психологических особенностей каждого ребёнка

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Цель:  развития организаторских способностей.  

Задачи:

- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

- содействия в создании благоприятного психологического климата;

- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел.

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Коллективно-творческие дела
  • Игровые программы, игры, конкурсы, концерты
  • Индивидуальные и групповые беседы
  • Психологические тренинги
  • Командная работа
  • Лекции
  • Опыты
  • Экскурсии

Вся  работа профильного лагеря состоит из комплекса  учебных, воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также общественно-полезного труда.
Она строится с ориентацией на следующий примерный 
распорядок дня:

8.30–8.45 Встреча детей
8.45-9.00 Утренняя зарядка
9.05-9.25 Завтрак
9.30–12.55 Учебные занятия и экскурсии
13.00-13.20 Обед
13.25–14.45 Театральные, спортивные, отрядные мероприятия

Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в лицее, предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Основные принципы организации учебной деятельности

  • обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
  • создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
  • обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей

С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:

  • ежедневно проводятся  от 2 до 6 занятий  по 40 минут (в т.ч. тренинги, концерты, мероприятия, экскурсии)
  • между занятиями – 10-минутные физкультурные разминки
  • ежедневно проводится зарядка

Помимо учебных предметов, в расписание включены психологические тренинги, уроки на свежем воздухе, часы профориентации.

Основные принципы организации воспитательной деятельности

  • Принцип открытости
  • Принцип обратной связи
  • Принцип сотворчества
  • Принцип успешности
  • Принцип деятельности
  • Принцип привлекательности будущего дела

Развитие детского самоуправления

Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая

  • развитие самостоятельности учащихся;
  • оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
  • подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым подростком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Структура самоуправления

  • Общий сбор лагеря – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и воспитателей, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает планы. Собирается 3 раза в смену.
  • Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из президента смены и его двух заместителей. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отряда в течение дня.
    Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.

Направление деятельности

Виды и формы работы

Естественно-научное и гуманитарное

Лекции

Олимпиады, исследования

Опыты

Экскурсии

«Геокешин», «ГлобалЛаб», «Журналистика», «Познаём опытным путём», «Занимательная математика»

Творческая деятельность

Групповая работа, беседы,

Постановки,

Концерты

Спортивно-оздоровительная деятельность

Зарядка

Спортивное ориентирование

Соревнования

Психологическое направление

«Я всё смогу» психологические тренинги

«Верёвочный курс»

  • Интерактивные игры
  • Тренинги личностного роста
  • Тренинги общения
  • Самопрезентации и представления

Самоуправление

Концерт

Мастер-класс

Игры

Ответственные – руководители кружков, воспитатель


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап

За 1,5 месяца до открытия лагеря начинается подготовка к летнему сезону. На этом этапе проводятся совещания при директоре и оперативные совещания работников по подготовке школы к летнему сезону. Отбор педагогических кадров для работы в профильном лагере. Знакомство  работников лагеря с методическим материалом, подготовка программ учебных курсов для профильного лагеря. Подготовка документации для деятельности лагеря (расписание занятий, должностные обязанности, инструкции и др.)

  1. Организационный этап

Короткий. Всего 2-3 дня. Основная деятельность этого этапа:

- встреча детей, проведение входящей диагностики, анкетирование;

- запуск программы;

- формирование органов самоуправления;

- знакомство с правилами жизнедеятельности в лагере.

  1. Основной этап

Реализация основных мероприятий смены.

Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел, реализации проектов.

  1. Аналитический этап

Подведение итогов смены. Анализ предложений, данных детьми, родителями. Педагогами по деятельности летнего профильного лагеря.

Карта ресурсов

применение

Финансиро-  вание

ответственные

Кабинеты

Комната  отдыха

Материальная база лицея

Воспитатели, технический персонал

Спортивный зал

занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база лицея

Спортивный руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общеотрядных игр на воздухе, спартакиады

Материальная база лицея

Спортивный руководитель

Школьный двор

Отрядные дела

Материальная база лицея

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановки спектаклей театров, работа детской творческой мастерской

Материальная база лицея

Администрация лагеря

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база лицея

Медицинский работник лицея

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база лицея

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед

Фонд социального страхования

Зав. пищеблоком

Спортивный инвентарь

Спортивные состязания, игры на воздухе

Материальная база лицея

Спортивный руководитель

Школьное радио

Проведение тематических радиопередач, объявление режимных моментов жизни лагеря, прослушивание музыки.

Материальная база лицея

Педагог-организатор

Комнаты гигиены

Туалет

Материальная база лицея

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал лицея

Кадровое обеспечение

К работе в лагере, помимо начальника и воспитателей, привлекаются учителя-предметники, имеющие первую и высшую квалификационные категории, психологическая служба лицея, педагог-организатор, вожатые из числа подростков трудового лагеря, библиотекарь, учителя физкультуры, медицинские работники лицея.

        


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ребёнок мотивирован на дальнейшее получение знаний;

Ребёнок  может проявить свои исследовательские способности, умения;

Ребёнок приобретает установку на саморазвитие;

В конце смены  мы видим сплочённый коллектив детей, основанный на принципах взаимоуважения и сотрудничества.

Ребёнок  может проявить свои творческие способности, умения;

МОНИТОРИНГ

Метод наблюдения;

Анкетирование в начале и в конце смены;

Конечный продукт, полученный в результате занятий математикой – работа каждого ребёнка, участвующая в региональной летней олимпиаде.

Конечный продукт, полученный в результате занятий в театральной студии, занятий информатикой  - спектакль и фильм о жизни в лагере с интервью участников.


Список литературы

  1. «Время жить в России»: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в сфере образования и воспитания. – Н.Новгород, 2013
  2. Интересные каникулы.: Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок/ под ред. А.Г. Лазаревой. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2012
  3. Интерактивные модели летнего отдыха. – Н.Новгород, Изд-во ООО»Педагогические технологии», 2012
  4.  «Лазурный» (рецепты хорошего настроения): Сборник сценариев досуговых программ. – Н.Новгород, 2013
  5. Летний оздоровительный лагерь/ сост. Е.А. Гурбина. –Волгоград: Учитель, 2005
  6. «Равный – Равному»: Сборник игровых программ. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2010                

Содержание

  1. Информационная карта программы                                                        стр. 2-3
  2. Пояснительная записка                                                                стр. 4-5
  3. Аналитическая часть                                                                        стр. 6
  4. Цели и задачи                                                                                 стр. 6
  5. Концептуальные основы                                                                стр. 7
  6. Нормативно-правовое обеспечение                                                        стр.8
  7. Содержание программы                                                                стр. 9-11
  8. Механизм реализации                                                                стр.12-13
  9. Ожидаемые результаты                                                                стр.14
  10. Мониторинг реализации программы                                                        стр. 14
  11. Список литературы                                                                        стр. 15
  12. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа детского пришкольного лагеря

программа пришкольного лагеря "РАДУГА"...

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря

Комплексное психолого-педагогическое, экологическое, физкультурно – оздоровительное, гражданско – патриотическое, художественно – эстетическое развитие в процессе совместной деятельности в условиях де...

программа пришкольного профильного лагеря «Мы разные, но мы вместе»

Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и д...

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Дружный-2016"

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможнос...

Программа пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Программа пришкольного профильного лагеря экологической направленности "Радуга" с дневным пребыванием детей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»...

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Непоседы» с дневным пребыванием детей

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря«Непоседы»с дневным пребыванием детей...