ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования»
рабочая программа по информатике и икт

Сироткин Владимир Алексеевич

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  для пришкольных профильных лагерей «Школа 3D моделирования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3d_modelirovanie_lager.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Целевая аудитория. Программа предназначена для учащихся 7-10-х классов, имеющих достижения в области технологических и естественных наук, проявляющих интерес к изучению информатики и математики.

Критерии отбора обучающихся. 

К освоению программы допускаются обучающиеся 7-10 классов общеобразовательных организаций г.о. Саранск на основании:

  • рекомендаций образовательных организаций;
  • результатов участия в предметных олимпиадах, турнирах и конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня по биологии, химии, информатике и математике;
  • результатов участия в конкурсных мероприятиях в области научно-исследовательской и проектной деятельности в области технологических и естественных наук.

Аннотация к программе.

В настоящее время в век компьютеризации и высоких технологий цифровая экономика затрагивает каждый аспект жизни, включая образование. Образование – это одна из ключевых областей внедрения новых цифровых достижений, и сама по себе выступает в качестве важнейшего фактора, способствующего развитию цифровых технологий.

  Одной из современных образовательных новинок является технология 3D моделирования и печати, которая даёт возможность для будущих поколений эффективно реализовывать свои идеи. Дети учатся конструировать предметы в различных программах для 3D моделирования, а воплотить в жизнь их проекты можно с помощью 3D печати.

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа 3D моделирования» предназначена для развития компетенций цифровой экономики детей подросткового возраста. В том числе: уверенное и эффективное использование ИК- технологий; логическое, творческое и операционное мышление; инициативность и ответственность; адаптивность, инновационность, предприимчивость, эмоциональный интеллект.

Цель программы: приобретение обучающимися знаний о возможностях современных программных средств для обработки графических изображений, и умений, необходимых для работы в программе 3D графического редактора Blender, формирование компетенции цифровой экономики (навыки и компетенции XXI в.)

Задачи программы:

  • дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender;
  • научить создавать трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
  • ознакомить с основными операциями в 3D - среде;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления;
  • формирование навыков работы в проектных технологиях;
  • продолжить формирование информационной культуры учащихся;

– развитие междисциплинарных связей, открывающих широкие возможности для проектного обучения;

– популяризация технического и инженерного образования.

Планируемые результаты обучения.

В результате освоения программы обучающийся должен приобрести следующие знания и умения:

должен знать:

  • основы графической среды Blender;
  •  структуру инструментальной оболочки данного графического редактора.

должен уметь:

– создавать и редактировать графические изображения;

– выполнять типовые действия с объектами в среде Blender;

  • объяснять физические основы функционирования проектируемых изделий посредством 3D моделирования, 3D сканирования, 3D печати;
  • применять полученные знания на практике.

Форма обучения  очная.

Общая трудоемкость программы –21 час аудиторных занятий.

Срок обучения – продолжительность образовательной смены 21 день.

Режим занятий:

  • на базе школы во время работы профильного пришкольного лагеря занятия проводятся по расписанию: 1 час в день.
  • на базе ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарева» и ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»: выездные тематические школы.

Организации-партнеры сетевого взаимодействия:

– ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарева»;

– ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»;

– муниципальные образовательные организации г.о. Саранск.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план

п/п

Наименование  тем

Всего часов

Ауд. часов

Модуль 1. Основы работы в программе Blender (3 часа)

1

Знакомство с программой Blender. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Blender. Основы обработки изображений.

1

1

2

Примитивы. Ориентация в 3D-пространстве, перемещение и изменение объектов в Blender.

1

1

3

Выравнивание, группировка, дублирование и сохранение объектов.

1

1

Модуль 1I. Простое моделирование (11 часов)

1

Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования.

1

1

2

Экструдирование (выдавливание) в Blender.

1

1

3

Сглаживание объектов в Blender.

1

1

4

Подразделение (subdivide) в Blender. Инструмент Spin (вращение).

1

1

5

Модификаторы в Blender. Логические операции Boolean.

1

1

6

Базовые приемы работы с текстом в Blender.

1

1

7

Mirror – зеркальное отображение. Модификаторы в Blender.

1

1

8

Array – массив. Добавление материала. Свойства материала. Текстуры в Blender.

1

1

9

Управление элементами через меню программы.

1

1

10

Построение сложных геометрических фигур, орнаментов. Инструменты нарезки и удаления.

1

11

Клонирование и внедрение в сцену объектов из других файлов.

1

1

Модуль 1II. Моделирование с помощью сплайнов (3 ч)

1

Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов.

1

1

2

Модификатор Lathe.

1

1

3

Модификатор Bevel.

1

1

Модуль 1V. Использование анимации в моделировании (4 ч)

1

Знакомство с модулем анимирования.

1

1

2

Создание анимации.

1

1

3

Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров).

1

1

4

Сохранение и загрузка анимации.

1

1

2.2. Учебная программа

Модуль 1. Основы работы в программе Blender (3 ч).

Знакомство с программой Blender. 3D графика. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса программы Blender. Структура окна программы. Панели инструментов. Основные операции с документами. Примитивы, работа с ними. Выравнивание и группировка объектов. Сохранение сцены. Внедрение в сцену объектов. Простая визуализация и сохранение растровой картинки.

Учащиеся должны знать: назначение программы Blender, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами, основы обработки изображений.

Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.), работать с примитивами, делать необходимые настройки, соединять объекты, выполнять различные эффекты примитивов, выполнять монтаж изображений.

Модуль2. Простое моделирование (11 ч).

Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования. Клонирование объектов. Экструдирование (выдавливание) в Blender. Назначение и настройка модификаторов.

Добавление материала. Свойства материала. Текстуры в Blender.

Учащиеся должны знать: правила работы с модификаторами, логическую операцию Boolean.

18Учащиеся должны уметь: применять различные эффекты, создавать необходимые настройк19и этих инструментов.

Реж20им редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.

Учащиеся должны знать: правила создания фаски

Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать объекты при помощи инструментов деформации, вращения, кручения.

Модуль 3. Моделирование с помощью сплайнов (3 ч).

Основы создания сплайнов. Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов. Модификатор Lathe. Пример использования «Шахматы». Модификатор Bevel. Пример использования «Шахматный конь». Материал «Шахматное поле». Самостоятельная работа «Шахматы». Универсальные встроенные механизмы рендеринга. Система частиц и их взаимодействие. Физика объектов.

Учащиеся должны знать: понятие сплайнов, трёхмерный объект.

Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать сплайны, оптимизировать, сохранять и внедрять.

Раздел 4. Использование анимации в моделировании (4 ч).

Знакомство с модулем анимирования. Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Практическая работа «Мяч». Практическая работа «Галактика». Создание проекта. Защита проекта. Подведение итогов.

Учащиеся должны знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации.

Учащиеся должны уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.

Тематическое планирование учебного материала с определением основных видов деятельности

Основное содержание по темам

Практические работы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I. Основы работы в программе Blender (3 часа)

Знакомство с программой Blender. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Blender. Основы обработки изображений. Примитивы. Ориентация в 3D-пространстве, перемещение и изменение объектов в Blender.

Выравнивание, группировка и сохранение объектов.

Простая визуализация и сохранение растровой картинки.

Практическая работа «Пирамидка»

Практическая работа «Снеговик».

Практическая работа «Мебель»

Анализировать графические программы с точки зрения 3D- моделирования; анализировать пользовательский интерфейс программного средства; реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью редактора трехмерной графики. Уметь передвигаться по 3D пространству помощью клавиш. Уметь центрировать, перемещать вращать, масштабировать объект- изменять размеры объектов Блендер, создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. Работать с мэш-объектами среды трехмерного моделирования. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию моделей.

II. Простое моделирование (11 часов)

Добавление объектов.

Режимы объектный и редактирования

Экструдирование (выдавливание) в Blender. Сглаживание объектов в Blender

Экструдирование (выдавливание) в Blender

Подразделение (subdivide) в Blender

Инструмент Spin (вращение)

Модификаторы в Blender. Логические операции Boolean.

Базовые приемы работы с текстом в Blender

Модификаторы в Blender. Mirror – зеркальное отображение Модификаторы в Blender.

Array – массив

Добавление материала. Свойства материала

Текстуры в Blender.

Управление элементами через меню программы.

Построение сложных геометрических фигур, орнаментов.

Инструменты нарезки и удаления. Клонирование и внедрение в сцену объектов из других файлов.

Практическая работа «Молекула вода»

Практическая работа «Счеты»

Практическая работа «Капля воды»

Практическая работа «Робот»

Практическая работа «Создание кружки методом экструдирования»

Практическая работа «Комната»

Практическая работа «Создание вазы»

Практическая работа «Пуговица».

Практическая работа «Брелок»

Практическая работа «Гантели»

Практическая работа «Кубик-рубик»

Практическая работа «Сказочный город»

Практическая работа «Создание самого популярного бриллианта»

 Практическая работа

«Создание травы»

Включать соответствующий режим: редактирование вершин, либо ребер, либо граней, изменять размеры граней, рёбер. Использовать инструмент Экструдирования, способы сглаживания объектов, уметь применять их при необходимости. Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых. Создавать объекты с использованием инструмента подразделения 

Использовать инструмент Spin для создания моделей.

Объяснять, что такое «модификатор», применять этот инструмент для создания моделей

Использовать возможности трехмерного редактора для добавления 3D - текста

Создавать объекты с использованием различных модификаторов.

Изменять цвет объекта, настройку прозрачности

Анализировать графические программы с точки зрения 3D- моделирования; анализировать пользовательский интерфейс программного средства;  реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью редактора трехмерной графики.

III. Моделирование с помощью сплайнов (3 часа)

Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов. Модификатор Lathe.

Модификатор Bevel.

Практическая работа “Шахматы”

Практическая работа

«Создание золотой цепочки»

Выбирать и определять графические программы для работы с трехмерной графикой; выбирать и загружать нужную программу;

ориентироваться в типовом интерфейсе; пользоваться меню, различными панелями программы; использовать возможности программы для различных операций с объектами.

IV. Использование анимации в моделировании (4 часа)

Анимирование. Сохранение анимации. Анимация. Кадры, операции над кадрами.

Практическая работа «Мяч»

Практическая работа «Галактика»

Анализировать возможности трехмерного редактора с точки зрения создания анимационного сюжета; реализовывать технологию создания трехмерных объектов, анимации с помощью редактора трехмерной графики.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

В ходе освоения программного материала предполагается, что учащиеся овладеют элементарными навыками работы в офисных приложениях, ознакомятся с основными элементами их интерфейса, достигнут определенных личностных и метопредметных результатов.

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

  1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
  2. Знаково-символическое моделирование:
  • составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
  • использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
  • опорные конспекты – знаково-символические модели.
  • анализ графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
  • работа с различными справочными    информационными источниками;
  •  постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием свободного программного обеспечения.

Коммуникативные УУД

Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, практических работ, предполагающих групповую работу.

Планируемые результаты обучения по программе

К концу обучения на начальном этапе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
  • осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
  • основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • устанавливать аналогии;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наименование

специализированных кабинетов

Вид

занятий

Наименование оборудования,

программного обеспечения

Учебный кабинет информатики

№ 202

Практические

занятия

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, 3D принтер;

3D сканер; обучающее программное обеспечение, электронные ресурсы.

Учебный кабинет информатики

№ 302

Практические

занятия

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, 3D принтер;

3D сканер; обучающее программное обеспечение, электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа пришкольного профильного лагеря «Мы разные, но мы вместе»

Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и д...

Программа пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Программа пришкольного профильного лагеря экологической направленности "Радуга" с дневным пребыванием детей...

Программа детского пришкольного профильного лагеря "Радуга"

Реализация программы летнего профильного лагеря позволяет сформировать положительную мотивацию учащихся к обучению, создать коллектив единомышленников, сплочённый совместной интеллектуальной и творчес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»

Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного физкультурно-спортивного лагеря "Чемпион"

Профильная смена – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их позна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного летнего лагеря "Азимут-1"

Программа «Азимут» включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания учащихся в условиях профильного лагеря....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...