Педагогическая мастерская
методическая разработка на тему

Ложникова

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx31.78 КБ
Office presentation icon 232852.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Южноуральский городской округ

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2

VII-VIII вида»

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

на тему

«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

     Автор проекта: учитель-логопед:

Ложникова Кристина Валерьевна

2013г

      Творческая мастерская: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».

       Цель творческой мастерской:   представить опыт работы учителя - логопеда по применению здоровьесберегательных и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

 - развитие лексико-грамматического строя речи: накопление, обогащение, уточнение словарного запаса;

- обучить приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

     В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление

о развитии и социализации человека, как о процессе его образования. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Я работаю учителем - логопедом в специальной (коррекционной) школе. Вся моя работа строится на выявлении особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии; применение специальных приемов и методов их устранения и коррекции;  проведение профилактической работы по предупреждению неуспеваемости; знание психологических особенностей с речевой патологией.

Целью моей работы в школе  является определение путей и средств коррекционно - развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении коррекционно - образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Основная форма организации логопедических занятий в нашей школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является наиболее эффективной, т.к. ориентирована на личностные, индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные направления моей работы в школе, это:

  • Развитие сенсомоторного уровня речи

- развитие фонематического восприятия

- развитие артикуляционной и мелкой моторики, логопедический массаж

          - коррекция звукопроизношения (постановка звука,

            автоматизация  в слогах, словах, предложениях, текстах,

            дифференциация смешиваемых звуков)

- развитие звуко - слоговой структуры слова

  • Развитие грамматического строя речи
  • Развитие словаря и навыков словообразования
  • Развитие  связной речи
  • Коррекция навыков чтения и письма

1.Дидактический синквейн.

Лексико-грамматическая сторона речи детей с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане:

 - бедный словарь;

 - непонимание и искажение значений слов;

- неумение правильно подобрать окончания слов.

 Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

 В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. Чтобы справится с этой задачей я использую дидактический  синквейн.

Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Правила составления дидактического синквейна

 • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

 • вторая строка – два слова, прилагательные;

 • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

 • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

 • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например

 1. Кукла  2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.

 5. Игрушка.

 1.Машина 2.Быстрая, мощная.  3.Едет, обгоняет, тормозит.  4.Я люблю кататься. 5.Транспорт.

 1. Дождь  2. Мокрый, холодный  3. Капает, стучит, льётся  4. Я не люблю дождь

 5. Вода

 1. Заяц 2. Белый, пушистый  3. Скачет, прячется, боится  4. Я жалею зайца.

 5. Дикие животные.

 Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

 • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

 • владеть обобщением,

 • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

 • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

 • согласовывать слова в предложении,

 • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Синквейн я использую на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

 - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

 - коррекция и совершенствование готового синквейна;

 - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

 - Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

 Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

2. Также в своей работе я применяю коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии, а именно:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз)

Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики,  игротерапия, разные виды массажа и самомассажа.

  • Сейчас мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга». Такие упражнения помогают  ученикам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения.

1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
 

2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

………как перейти плавно

А вы знаете что дыхание может быть лечебным?

Давайте попробуем выполнить упражнение «Очищающее дыхание». – (включаю музыку – голубая лагуна) А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Закройте глаза. Вы выдыхаете свое беспокойство, страх, напряжение, а вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость.  Вдох — пауза, выдох — пауза».

– элементы музыкотерапии

Целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей – логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.


Спасибо моим ученикам, (прошу вас пройти в зал) у нас получилась хорошая сплочённая команда.
Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует. А я же хочу закончить свое выступление  словами из песни, которую написал учитель музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:
Научить и душой обогреть – В этом весь наш учительский труд, и счастливее сделать сердца предстоит нам за 40 минут…
Всем большое спасибо!

Анализ занятия. 

На занятии использованы следующие нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.

  1. Дыхательная гимнастика – упражнение «Очищающее дыхание» - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, в упражнении используются
  2. Элементы ароматерапии – ингаляция через аромалампу аромамасел. Бергамот и мандарин - снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект),
  3. Использовалась музыка – элементы музыкотерапии.
  4. Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.
  5. Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогут активизировать различные отделы коры ГМ или корригировать проблемы в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

Спасибо за внимание! Всем желаю здоровья, успехов и творчества!

Использованная литература.

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  2. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  3. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
  4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.

3. Су – джок терапия.

Су – джок терапия – кисть, стопа терапия.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

    Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Данная технология может использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях по логопедии.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок терапии:

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?                                 (надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,    (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,       (надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,          (надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел.      (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Ложникова Кристина Валерьевна учитель-логопед МС(К)ОУ «СКОШ №2» г. Южноуральск. Педагогическая мастерская

Слайд 2

Цель творческой мастерской : представить опыт работы учителя -логопеда по применению здоровьесберегательных и нетрадиционных методик в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 3

Задачи: активное восприятие и творческое осмысление учащимися учебного материала; повышение интереса к процессу обучения; саморазвитие ученика; развитие социальной компетенции; развитие креативности; повышения уровня грамотности; повышение навыков аргументированного разговора и письма; обучение приёмам сохранения здоровья.

Слайд 4

Особенности работы учителя – логопеда: на выявлении особенностей: формирования речи и речевых нарушений; применение специальных приемов и методов их устранения и коррекции; проведение профилактической работы по предупреждению неуспеваемости;

Слайд 5

Дидактический синквейн. Пятистрочная строфа стихотворения Форма свободного творчества

Слайд 6

Правила составления дидактического синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Слайд 7

Кинезиологические упражнения «гимнастика мозга» . Цель: повышение внимательности, активности; снятие напряжения, страха, раздражения; улучшение учебных достижений.

Слайд 8

Правила составления дидактического синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Слайд 9

Чтобы правильно составить синквейн необходимо : иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть обобщением; понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак; научиться правильно, понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Слайд 10

Варианты работы с синквейном: Составление краткого рассказа по готовому синквейну; Коррекция и совершенствование готового синквейна; Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части; Для закрепления изученной лексической темы.

Слайд 11

Нетрадиционные методы : игротерапия; музыкотерапия; ароматерапия; сказкотерапия; смехотерапия; изотерапия; глинотерапия.

Слайд 12

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

Слайд 13

Цели ароматерапии: Нормализация мышечного тонуса; Повышение работоспособности, настроения, уверенности в себе; Оздоровление организма.

Слайд 14

Влияние на психику эфирных масел. Апельсин - тонизирует НС, снимает депрессию, повышает работоспособность; Герань и лаванда - снимает стресс и состояние тревоги; Мята повышает настроение; Ромашка - способствует запоминанию, успокаивает; Розмарин - улучшает память; Эквалипт - устраняет утомляемость, сонливость; Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство; Пихта – устраняет депрессию, чувство неуверенности.

Слайд 15

Музыкотерапия – лечение музыкой

Слайд 16

Цели музыкотерапии: Создание положительного эмоционального фона; Стимулирование двигательных функций; Развитие дыхательного и артикуляционного аппарата; Растормаживание речевой функции.

Слайд 17

Приемы музыкотерапии: Прослушивание музыкальных произведений4 Ритмические движения под музыку; Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса; Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Слайд 18

Принципы музыкотерапии: Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия; Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям; На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Слайд 20

Успехов и творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Педагогическая мастерская. Мастерская общения о ценности слова.

Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможно...